По Божьему замыслу жена должна быть особым объектом любви и заботы со стороны своего мужа. Как «немощнейший сосуд» (1 Пет. 3:7), она находится под его властью и защитой. Но если женщина теряет своего мужа, она часто остается без каких-либо средств к существованию. Такие женщины находятся под Божьей особой заботой. Псалмопевец сказал, что Господь «поддерживает сироту и вдову» (Пс. 145:9, ср. Втор. 10:18). Божье сострадание направлено к вдовам, потому что они находятся в такой трудной ситуации. И Священное Писание показывает, что Божье отношение к вдовам всегда было таким.
А. Учение Ветхого Завета
Книга Второзаконие 27:19 — «Проклят, кто превратно судит... вдову».
Книга пророка Исаии 1:17 — «Вступайтесь за вдову».
Книга пророка Иеремии 22:3-4 — «Не тесните... вдовы... Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их».
Книга Исход 22:22-23 — «Вдовы... не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их».
Бог всегда благословлял тех, кто заботился о вдовах, и проклинал тех, кто этого не делал. Ветхий Завет учил, что наилучшим выходом для вдовы был повторный брак. Когда повторный брак не был возможен, вдова могла оставаться в доме своих родителей (ср. Быт. 38:11), либо в доме родителей мужа (ср. Руф. 1:16). И в соответствии с левиратским обычаем (Втор. 25:5-6) на ней мог жениться брат почившего мужа. Если же он отказывался, то другой ближайший родственник мог жениться на ней. Так Вооз женился на Руфи (Руф. 4:1-10).
Б. Учение Нового Завета
1. Пример Иисуса Христа
а) в храме
Иисус Христос на примере показал правильное отношение к вдовам. В 12-й главе Евангелия от Марка мы читаем о том, как Иисус сидел напротив сокровищницы храма и смотрел, как люди, пришедшие на поклонение, клали в сокровищницу свои денежные пожертвования. Он заметил, что богатые клали большие суммы денег, а вдова положила только две маленькие лепты. Иисус сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (ст. 43-44). Христос одобрил поклонение вдовы. Ее щедрый дух был доказательством искреннего и благочестивого сердца.
б) в доме вдовы
Когда Иисус приблизился к городу Наину, там «выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лук. 7:12). После смерти сына у нее не осталось никого, кто мог бы о ней позаботиться. Увидев вдову, Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (ст. 13-15). Беда женщины так тронула Иисуса, что Он воскресил ее сына из мертвых, чтобы тот мог продолжать заботиться о матери.
в) на кресте
19-я глава Евангелия от Иоанна говорит нам, что Иисус, находясь на кресте, увидел «Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (ст. 26-27). Иисус нежно заботился о Марии, поэтому Он доверил ее заботе Апостола Иоанна.
2. Пример ранней церкви
а) церковь в Иерусалиме
По причине быстрого количественного роста церкви «произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раз- даянии потребностей» (Деян. 6:1). Под «Евреями» подразумевались евреи, жившие в Палестине, тогда как под «Еллинистами» подразумевались евреи, рассеянные по другим странам, за пределами Палестины. Некоторые еллинисты пришли в Иерусалим на праздники, а кое-кто из них даже переехал в Палестину на постоянное место жительства. Возможно, что те, о ком говорится в 6-й главе Деяний, были жителями города или остановились в христианских семьях или в гостиницах.
По-видимому, еллинистским вдовам в церкви не уделялось столько внимания, сколько уделялось вдовам из Палестины. Возможно, это происходило потому, что еллинисты не были частью иудейского сообщества от самого начала. Но какой бы ни была причина, Апостолам пришлось собрать верующих вместе и просить их найти «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы они заботились о елли- нистских вдовах (ст. 3). Они должны были быть честными людьми, так как им надлежало иметь дело с деньгами и продуктами; мудрость и водительство Духа были необходимы, чтобы деликатно оценить нужды каждой вдовы. Еллинистские верующие остались довольны планом, и семь таких человек были избраны.
б) Петр в Иоппии
В городе Иоппии жила добрая и милосердная христианка по имени Тавифа (что значит «Серна»), но она заболела и умерла (Деян. 9:36-37). По иудейским обычаям тело умершего человека не бальзамировалось, а просто омывалось, чтобы близкие могли проститься и поскорбеть (ст. 37).
А. Учение Ветхого Завета
Книга Второзаконие 27:19 — «Проклят, кто превратно судит... вдову».
Книга пророка Исаии 1:17 — «Вступайтесь за вдову».
Книга пророка Иеремии 22:3-4 — «Не тесните... вдовы... Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их».
Книга Исход 22:22-23 — «Вдовы... не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их».
Бог всегда благословлял тех, кто заботился о вдовах, и проклинал тех, кто этого не делал. Ветхий Завет учил, что наилучшим выходом для вдовы был повторный брак. Когда повторный брак не был возможен, вдова могла оставаться в доме своих родителей (ср. Быт. 38:11), либо в доме родителей мужа (ср. Руф. 1:16). И в соответствии с левиратским обычаем (Втор. 25:5-6) на ней мог жениться брат почившего мужа. Если же он отказывался, то другой ближайший родственник мог жениться на ней. Так Вооз женился на Руфи (Руф. 4:1-10).
Б. Учение Нового Завета
1. Пример Иисуса Христа
а) в храме
Иисус Христос на примере показал правильное отношение к вдовам. В 12-й главе Евангелия от Марка мы читаем о том, как Иисус сидел напротив сокровищницы храма и смотрел, как люди, пришедшие на поклонение, клали в сокровищницу свои денежные пожертвования. Он заметил, что богатые клали большие суммы денег, а вдова положила только две маленькие лепты. Иисус сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (ст. 43-44). Христос одобрил поклонение вдовы. Ее щедрый дух был доказательством искреннего и благочестивого сердца.
б) в доме вдовы
Когда Иисус приблизился к городу Наину, там «выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лук. 7:12). После смерти сына у нее не осталось никого, кто мог бы о ней позаботиться. Увидев вдову, Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (ст. 13-15). Беда женщины так тронула Иисуса, что Он воскресил ее сына из мертвых, чтобы тот мог продолжать заботиться о матери.
в) на кресте
19-я глава Евангелия от Иоанна говорит нам, что Иисус, находясь на кресте, увидел «Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (ст. 26-27). Иисус нежно заботился о Марии, поэтому Он доверил ее заботе Апостола Иоанна.
2. Пример ранней церкви
а) церковь в Иерусалиме
По причине быстрого количественного роста церкви «произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раз- даянии потребностей» (Деян. 6:1). Под «Евреями» подразумевались евреи, жившие в Палестине, тогда как под «Еллинистами» подразумевались евреи, рассеянные по другим странам, за пределами Палестины. Некоторые еллинисты пришли в Иерусалим на праздники, а кое-кто из них даже переехал в Палестину на постоянное место жительства. Возможно, что те, о ком говорится в 6-й главе Деяний, были жителями города или остановились в христианских семьях или в гостиницах.
По-видимому, еллинистским вдовам в церкви не уделялось столько внимания, сколько уделялось вдовам из Палестины. Возможно, это происходило потому, что еллинисты не были частью иудейского сообщества от самого начала. Но какой бы ни была причина, Апостолам пришлось собрать верующих вместе и просить их найти «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы они заботились о елли- нистских вдовах (ст. 3). Они должны были быть честными людьми, так как им надлежало иметь дело с деньгами и продуктами; мудрость и водительство Духа были необходимы, чтобы деликатно оценить нужды каждой вдовы. Еллинистские верующие остались довольны планом, и семь таких человек были избраны.
б) Петр в Иоппии
В городе Иоппии жила добрая и милосердная христианка по имени Тавифа (что значит «Серна»), но она заболела и умерла (Деян. 9:36-37). По иудейским обычаям тело умершего человека не бальзамировалось, а просто омывалось, чтобы близкие могли проститься и поскорбеть (ст. 37).