Мадианитяне (ивр. מדין, Мидьян, гр.Μαδιάμ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (сура7,11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар.1:32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге
Мадианитянские купцы привезли Иосифа в Египет. Мадианитяне жили в шатрах и разводили скот и верблюдов (Суд.6:5). Дальнейшие упоминания о них связаны с жизнью пророка Моисея, бежавшего к мадианитянам от преследований фараона (Исх.2:15).
Дочь священника мадианского Сепфора стала его женой (Исх.2:21), и родила ему двух сыновей. В Чис.12, сестра Мириам и брат Аарон упрекают Моисея, что он взял жену эфиопку (кушитку — темнокожую мадианитянку); древние и современные библеисты спорят, была ли Сепфора кушиткой, или у Моисея была вторая жена.
Тесть Моисея Иофор — вождь и жрец мадианитян, оказал значительное влияние на становление его власти[источник не указан 158 дней]. Именно Иофор приютил бежавшего из Египта Моисея и дал ему жену (Исх.2:15), Бог явился Моисею когда он пас стадо Иофора (3:1) и он отправился в Египет спасать евреев (3:10) только получив благословение на это у Иофора (4:18). Иофор посоветовал Моисею поставить судей (начальников его команды) над народом: «людей способных, боящихся Бога … тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ в мирное время по малым делам, а о важных делах доносили Моисею» (Исх.18:1—27).
При появлении евреев Моавитяне испугались их численности и мадианитянские старейшины участвовали в призвании Валаама, чтобы он их проклял. Первые же поколения евреев, пришедших из пустыни в Палестину, стали сближаться с мадианитянами (Чис.25), поклонятся Ваал-Фегору, чьи праздники были особо развратны (Ос.9:10). Это вызвало недовольство Моисея («убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» (Чис.25:5)), гибель 24000 евреев поражённых гневом Бога, и проявилось в убийстве внуком Аарона Финеесом мадианитянки Хазвы (см. легенды о Копье Судьбы) и появлению заповеди: ««Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их» (Чис.25:17). За этим последовало открытое столкновение, приведшее к первому истреблению мадианитян, описанному в кн. Чис.31.
Но в дальнейшем сообщается об возрождении народа и совершении грабительских набегов на землю Израильскую (Суд.6:1). Судья Гедеон избавил евреев от семилетнего мадианского ига (Суд.7:19). После этого сообщения о мадианитянах не встречаются.
Согласно Чис.31 евреями были уничтожены все взрослые женщины, мужчины и дети мужского пола из народа мадианитян.
Господь повелел Моисею совершить мщение над мадианитянами, и Моисей, повинуясь воле Господа, велел собрать по тысячи человек с каждого колена.
12-тысячное войско, вместе со священником Финеесом, отправилось на мадианитян и уничтожило всех мужчин, а также пятерых царей мадианитян и Валаама. Города и селения мадианитян были сожжены.
Награбленную добычу, в том числе скот, и пленённых женщин и детей мадианитян доставили к Моисею. Но он прогневался и распорядился уничтожить всех женщин и детей, оставив только девственных девочек:
и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? <..> Убейте всех детей мужского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя
Добыча составляла 675 000 мелкого скота, 72 000 крупного скота, 61 000 ослов и 32 000 девственные девочки. Часть этой добычи была оставлена для Бога, в том числе 32 мадианитянские девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег.
Девственные девочки, оставленные в живых, по некоторым трактовкам Библии, для перевоспитания и последующей ассимиляции[2], и иная добыча были распределены поровну между всеми членами еврейской общины.
Существует несколько трактовок Библии для определения причин истребления мадианитян:
мадианитянки соблазняли еврейских мужчин и подстрекали их к идолослужению.
мадианитяне отправили своих старейшин вместе с моавитянами просить Валаама проклясть евреев.
У христианских святых встречается аллегорическое толкование эпизода. Ефрем Сирин понимает под пятью царями пять чувств, при помощи которых человек предаётся греху. Нил Синайский обращает внимание на случаи сексуальных контактов между иудеями и мадианитянками, что даёт ему повод счесть последних символом «блудных страстей» (подобное толкование содержится и в одном из патериков. В кочевом образе жизни мадианитян Нил видит указание на внутреннюю пустоту бездуховного времяпрепровождения
В книге доктора политологии, доцента Университета Британской Колумбии Адама Джонса «Genocide: A Comprehensive Introduction» истребление мадианитян служит примером геноцида в предысторический и античный периоды. Адам Джонс поясняет, на основе текста Книги Чисел, что уже в те времена геноцид был не только ради уничтожения других народов, но и для эксплуатации представителей этих народов, обычно женщин или девочек. Подобной точки зрения придерживаются доктор социологии[10] Дэниэл Кирот и доктор социальной психологии Кларк МакКоли, которые рассматривают истребление мадианитян как геноцид.
Согласно книге «Egypt on the Pentateuch’s ideological map: constructing biblical Israel’s identity», отношения с мадианитянами и последующий их геноцид способствовали временному укреплению самобытности евреев во время их пребывания в пустыне.
Мадианитянские купцы привезли Иосифа в Египет. Мадианитяне жили в шатрах и разводили скот и верблюдов (Суд.6:5). Дальнейшие упоминания о них связаны с жизнью пророка Моисея, бежавшего к мадианитянам от преследований фараона (Исх.2:15).
Дочь священника мадианского Сепфора стала его женой (Исх.2:21), и родила ему двух сыновей. В Чис.12, сестра Мириам и брат Аарон упрекают Моисея, что он взял жену эфиопку (кушитку — темнокожую мадианитянку); древние и современные библеисты спорят, была ли Сепфора кушиткой, или у Моисея была вторая жена.
Тесть Моисея Иофор — вождь и жрец мадианитян, оказал значительное влияние на становление его власти[источник не указан 158 дней]. Именно Иофор приютил бежавшего из Египта Моисея и дал ему жену (Исх.2:15), Бог явился Моисею когда он пас стадо Иофора (3:1) и он отправился в Египет спасать евреев (3:10) только получив благословение на это у Иофора (4:18). Иофор посоветовал Моисею поставить судей (начальников его команды) над народом: «людей способных, боящихся Бога … тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ в мирное время по малым делам, а о важных делах доносили Моисею» (Исх.18:1—27).
При появлении евреев Моавитяне испугались их численности и мадианитянские старейшины участвовали в призвании Валаама, чтобы он их проклял. Первые же поколения евреев, пришедших из пустыни в Палестину, стали сближаться с мадианитянами (Чис.25), поклонятся Ваал-Фегору, чьи праздники были особо развратны (Ос.9:10). Это вызвало недовольство Моисея («убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» (Чис.25:5)), гибель 24000 евреев поражённых гневом Бога, и проявилось в убийстве внуком Аарона Финеесом мадианитянки Хазвы (см. легенды о Копье Судьбы) и появлению заповеди: ««Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их» (Чис.25:17). За этим последовало открытое столкновение, приведшее к первому истреблению мадианитян, описанному в кн. Чис.31.
Но в дальнейшем сообщается об возрождении народа и совершении грабительских набегов на землю Израильскую (Суд.6:1). Судья Гедеон избавил евреев от семилетнего мадианского ига (Суд.7:19). После этого сообщения о мадианитянах не встречаются.
Согласно Чис.31 евреями были уничтожены все взрослые женщины, мужчины и дети мужского пола из народа мадианитян.
Господь повелел Моисею совершить мщение над мадианитянами, и Моисей, повинуясь воле Господа, велел собрать по тысячи человек с каждого колена.
12-тысячное войско, вместе со священником Финеесом, отправилось на мадианитян и уничтожило всех мужчин, а также пятерых царей мадианитян и Валаама. Города и селения мадианитян были сожжены.
Награбленную добычу, в том числе скот, и пленённых женщин и детей мадианитян доставили к Моисею. Но он прогневался и распорядился уничтожить всех женщин и детей, оставив только девственных девочек:
и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? <..> Убейте всех детей мужского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя
Добыча составляла 675 000 мелкого скота, 72 000 крупного скота, 61 000 ослов и 32 000 девственные девочки. Часть этой добычи была оставлена для Бога, в том числе 32 мадианитянские девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег.
Девственные девочки, оставленные в живых, по некоторым трактовкам Библии, для перевоспитания и последующей ассимиляции[2], и иная добыча были распределены поровну между всеми членами еврейской общины.
Существует несколько трактовок Библии для определения причин истребления мадианитян:
мадианитянки соблазняли еврейских мужчин и подстрекали их к идолослужению.
мадианитяне отправили своих старейшин вместе с моавитянами просить Валаама проклясть евреев.
У христианских святых встречается аллегорическое толкование эпизода. Ефрем Сирин понимает под пятью царями пять чувств, при помощи которых человек предаётся греху. Нил Синайский обращает внимание на случаи сексуальных контактов между иудеями и мадианитянками, что даёт ему повод счесть последних символом «блудных страстей» (подобное толкование содержится и в одном из патериков. В кочевом образе жизни мадианитян Нил видит указание на внутреннюю пустоту бездуховного времяпрепровождения
В книге доктора политологии, доцента Университета Британской Колумбии Адама Джонса «Genocide: A Comprehensive Introduction» истребление мадианитян служит примером геноцида в предысторический и античный периоды. Адам Джонс поясняет, на основе текста Книги Чисел, что уже в те времена геноцид был не только ради уничтожения других народов, но и для эксплуатации представителей этих народов, обычно женщин или девочек. Подобной точки зрения придерживаются доктор социологии[10] Дэниэл Кирот и доктор социальной психологии Кларк МакКоли, которые рассматривают истребление мадианитян как геноцид.
Согласно книге «Egypt on the Pentateuch’s ideological map: constructing biblical Israel’s identity», отношения с мадианитянами и последующий их геноцид способствовали временному укреплению самобытности евреев во время их пребывания в пустыне.