Интересный форум для изучения Библии, о Христианстве, обсуждения Писании, христианские проповеди, фильмы, музыка, свидетельства бывших мусульман, христиан, истина об Исламе, общения с мусулманами


    Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь

    Александра
    Александра
    עולה חדש
    עולה חדש

    Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь  Ukrain10
    Дата рег : 2012-03-02
    Сообщения : 90
    Благодарности : 18
    Пол : Женщина

    Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь  Empty Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь

    Сообщение автор Александра Вс Июл 29, 2012 10:48 am

    Прежде чем сказать о поражении грехом силы любви, напомним, что собой представляет естественный, внутренний человек после грехопадения.
    Священное Писание говорит, что естество человека является несовершенным и предано плоти и миру.
    Иннокентий Херсонский (Лекции, лекц. 6): «Природа человеческая поврежденная называется еще в Священном Писании «плотию» (Быт. 6; 3). Что же это значит? Почему греховность и несовершенство природы человеческой называется плотью? Потому что плоть, в самом деле, есть нечто несовершенное в человеке: самый худой человек пожелал бы освободиться от многого плотского. С другой стороны — потому, что человек естественный более предан плоти, нежели духу».
    Вот к чему склонен плотской человек:
    Авва Даниил (Собеседования Иоанна Кассиана, гл.11): «…похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой… Плоть услаждается сластями и похотями…. (Плоть) желает изобиловать всякими сокровищами… (Плоть) желает нежиться и окружать себя толпой ласкателей…, (и) пленяется похвалами и почестями человеческими».
    Также по грехопадению в грешном человеке легко уживается как зло, так и добро.
    Феофан Затворник (Толк. 118 Псалма, ст.140): «Человек — смесь добра и зла».
    Феофан Затворник (Толк. на Пс. 51,5): «В сердце человека каждого всегда есть смесь добра и зла; и иногда одно пересиливает, иногда другое, однако ж человек всегда по своей воле избирает то или другое».
    Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поучение в 28-ую неделю): «Наше собственное добро осквернено примесью зла. Оно не может не быть таковым: его источник - естество падшего человечества - составляет собою смесь добра со злом и постоянно рождает из себя действие себе сообразное».
    Так, человек может поступать видимо нравственно, а внутренне злиться, осуждать и т.д. Многие его добродетели не являются добродетелями, т.к. срастворены со страстями, но, к сожалению, этого не видят многие и многие люди.
    Иоанн Златоуст (т.1, ч.2, О Лазаре, сл.3): «Так бывает, что иной невоздержен, но иногда милостив; или бесчеловечен, но целомудрен; если же невоздержен и жесток, однако сделал когда-нибудь в жизни хотя одно доброе дело. То же, наоборот, надобно думать и о людях добрых. Как самые нечестивые иногда делают что-нибудь доброе, так и честные и добродетельные нередко в чем-нибудь погрешают».
    Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, разд.2): «Геронда, Вы иногда говорите "токсичная добродетель". Когда добродетель бывает "токсичной"? Ответ. "Токсичная" добродетель - это, например, доброта, когда в ней присутствует человекоугодие, или любовь, когда в ней есть корысть. Когда в наших действиях нет бескорыстия и простоты, а с добродетелью смешан эгоизм, тогда это извращённая добродетель. Тогда она как неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но когда его откусываешь, во рту ощущается горечь».
    И, к сожалению, очень часто мы, грешные:
    Платон Митр. Москов. (т.8, Катехизис 3): «… очень склонны ко злу, мало к добру; к любви мирской, нежели Божией; к настоящим, а не к будущим; а есть из нас, кои и Бога не знают: но невероятно, чтоб нас Бог такими создал».
    И именно такой человек в христианском учении называется плотским человеком, т.е. пораженный страстями и более преданный плоти и миру, чем духу и Богу.
    Стоит сказать, что в нас, христианах, также уживается и плотской, и духовный внутренний человек.
    Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума».
    Только, к сожалению, у многих из нас, современных христиан, правый духовный человек существует только на словах и напоказ, а на деле и в мыслях мы – плотские и по-плотски мыслим и живем. Среди нас можно выделить два типа «христиан неполных» (к первым свт. Феофан относит тех, кто только крещен, но не пришел в Церковь, а ко вторым – те, кто посещают храм, внешне благообразны, но не ведут духовной внутренней жизни для очищения от греха).
    Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.2): «Это два класса людей — христиан только по имени, и христиан неполных, ставших на полдороге. Какую часть христианского общества составляют они, определять не смею. Осмотритесь, и увидите. … Все мы, православные христиане, получаем благодать возрождения в таинстве св. крещения, и благодатные дары Святого Духа в таинстве миропомазания. Это семя благодатно-духовной жизни во Христе Иисусе. В период воспитания следует развивать и его наряду с развитием естественных сил человеческой природы …, иначе это семя заглохнет под гнетом злых движений и отправлений нашей жизни, как это и бывает нередко, если не большею частью. Берите последний случай: семя благодатно духовной жизни заглушено, — и вы получите в человеке, возмужавшем или вступающем в жизнь, лицо без духа жизни о Христе Иисусе. Нерадение родителей и воспитателей раскрыть в нем начало и правила, и требования сей жизни, а еще более недобрые примеры дома и вне, в старших и сверстниках, оставляют полный простор раскрытию в нем всех естественных недостатков поврежденного естества нашего. Но как раскрылся он, так потом начинает жить и действовать под влиянием всех страстных наклонностей и недобрых привычек…. Он гневлив, своекорыстен, сластолюбив, горд, завистлив, похотлив, своенравен, и проч. Не то, чтоб эти и подобные им страсти действовали в нем поминутно, а как только выпадает случай. Не то также, чтоб он был зазорной жизни: нет, — наружно он бывает исправен, и не позволит себе осрамиться пред другими дурнотою нрава, — жить на показ главная его пружина. Не то, наконец, чтобы в нем не было ничего доброго: Создателем положено в естество наше много добра, и мы, при всей испорченности нашей, не можем в конец истребить его, так что оно проглядывает и проглядывает. В нем смесь добра со злом, и перевес того или другого зависит от случайностей. Ныне рассердился, завтра перенесет обиду; ныне обидел кого, завтра окажет услугу; ныне воздержался, завтра предается всему разгару утешной жизни, и т. п.. Он действует, как повлечет его свой нрав и сплетение внешних обстоятельств жизни, действует по движению душевно-телесных изменений и по течению окружающих событий, позволяя себе самоуправление на столько, на сколько дает ему к тому сил его самолюбие. Неотлучный спутник его — отчуждение от всего Божественного и духовного, от Церкви, от лиц с христианским характером, от св. книг и бесед о святом, хоть случайно иногда и попадает туда, где хотя — нехотя соприкасается со всем этим. Забота о своем спасении и о своей загробной участи никогда не посещает и не тревожит его. При всем том, он приятный член общества, увлекательный собеседник, пользуется общим вниманием, уважением и славою. Только в нем ничего нет такого, что входит в состав жизни о Христе Иисусе. Берите другой случай. Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца, или оставляют без внимания cyщественнейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное, или не как следует направленное воспитание, дает лица, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают или и совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни. Это не то, что лицемеры, которые намеренно так себя держат для своих особых целей: нет, — они со всем усердием и любовью все исполняют, и ограничиваются одним этим, или преимущественно этим, по незнанию лучшего, по не ощущению недостаточности своего строя жизни. Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. Оттого иногда и посудят, и потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидят в порывах неудовольствия, поленятся молиться, и в молитве расхищаются в помышлениях суетных, и прочее подобное — и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь, или дома помолились, подали милостыню, по заведенному порядку, исправили свои обычные дела, — и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце им мало заботы; между тем, оно может «ковать злая» и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни».
    (Думаю, что, к сожалению, многие и многие из нас, посещающих храм, узнали себя как в первом, так и во втором виде «христиан неполных»…)

      Текущее время Ср Окт 02, 2024 1:24 pm