А вот расширенная христианская классификация направлений любви.
Лука Крымский (Сб. «Евангельское Злато», И будут двое одна плоть): «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям. Есть и более высокая форма любви – ко всем людям, ведь во всяком человеке мы должны видеть образ Божий. Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу».
Схииг. Савва (О главных христианских добродетелях и гордости, гл. Любовь Христова): «Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Перечислю некоторые виды любви: 1. Любовь к Богу. 2. Любовь к ближним. 3. Любовь к врагам. 4. Любовь юношеская. 5. Любовь брачная. 6. Любовь семейная. 7. Любовь родственная. 8. Любовь к друзьям и знакомым. 9. Любовь к самому себе. Слово любовь иногда употребляют там, где следовало бы употребить слово пристрастие, то есть чрезмерная греховная привязанность к чему-либо, как, например, к искусству, развлечениям, вещам, птицам, животным и т.д.».
Вообще, естественная любовь - это любовь к тем, кто нас любит и кто нам близок по плоти – это родственники, дети и супруги, и ее можно назвать семейной любовью, а также любовь к друзьям, любимым и к тем, кто хорошо к нам относится.
Дмитрий Ростовский (Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы): «У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Неделя 19): «…близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой».
В учебниках по психологии любовь к другому человеку относится к альтруистическим отношениям.
В.А Снегирев (Психология): «Это любовь, так называемая, альтруистическая или альтруизм. В свою очередь… явления люб¬ви альтруистической разделяются на две… группы: се-мейную и внесемейную. Семейная группа обнимает явления супружеской любви, любовь родителей к детям, и наоборот, любовь родственную. Внесемейная обнимает явления друж¬бы, благодарности и расположения вообще, …и к предметам отвлечённым, например, к человеку, как челове¬ку или человечеству».
Лука Крымский (Дух, душа и тело, гл.3): «…любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю».
Святые отцы говорят, что любви к родным или к противоположному полу никто не учится, но каждому христианину необходимо учиться правильной любви, что бы неправая любовь не повредила его спасению.
Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.2, 1,Б,3): «К друзьям и благодетелям мы бываем сердечно привязаны. Сему не нужно учить и обязывать. Надобно только предостеречь, чтобы эта привязанность не делалась исключительною, не исключала других и не отчуждала от них».
Филарет Дроздов (т.4, Слово в день рождения … Императора Николая Павл.): «Есть дела, в которых любовь участвует сама собою, так что для сего не нужно ни учение, ни увещание. Так с любовью отец ласкает, мать питает свое чадо; с любовью сын отцу и матери откликается на зов, служит, помогает. Но есть другие дела, к которым не так близка любовь, и при которых не всякий о ней вспомнит».
Итак, абсолютно все люди, независимо от веры или неверия в Бога способны любить, и такая любовь не является высокой и совершенной.
Феофан Затворник (Путь ко спасению, отдел 2,5): «…естественные совершенства… вообще не имеют цены нравственной, потому что они не наше приобретение, а дарованы нам Богом».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Неделя 19): «…любовь по инстинкту, вложенная природой в сердце каждого живого существа, а высокой нравственной ценности она не имеет».
Схииг. Савва (О главных христианских добродетелях и гордости, гл. Любовь Христова к ближним и любовь естественная): «Наличие естественной любви не говорит о том, что душа человека высока по своим достоинствам. Такая любовь, как супружеская и материнская, общая у человека со многими высшими животными, возможна для самых больших грешников».
Конечно, эти слова о любви говорятся святыми отцами для того, чтобы мы, грешные, не обольщались своей любовью и не думали, что уже исполнили Христову заповедь о любви к ближнему.
Феофан Затворник (Сборник слов и проповедей о Православии, В неделю 19-ую по Пятидесятнице): «…о законе любви так говорит Господь: «Кто из нас кого-либо не любит? Любим мы родителей своих, любим братьев и сестер, любим родных и всех знакомых, с коими находимся в приятных отношениях. Почему, когда предлагается нам заповедь о любви, думаем, что исполняем ее, и остаемся спокойными. Господь же не так полагает. Он такую любовь нашу ни во что ставит. «Так,— говорит,— и грешники, то есть язычники — нехристиане — любят друг друга, а вам — христианам — надобно любить врагов своих»».
Далее скажем конкретнее о том, на кого естественная любовь бывает направлена.
Лука Крымский (Сб. «Евангельское Злато», И будут двое одна плоть): «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям. Есть и более высокая форма любви – ко всем людям, ведь во всяком человеке мы должны видеть образ Божий. Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу».
Схииг. Савва (О главных христианских добродетелях и гордости, гл. Любовь Христова): «Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Перечислю некоторые виды любви: 1. Любовь к Богу. 2. Любовь к ближним. 3. Любовь к врагам. 4. Любовь юношеская. 5. Любовь брачная. 6. Любовь семейная. 7. Любовь родственная. 8. Любовь к друзьям и знакомым. 9. Любовь к самому себе. Слово любовь иногда употребляют там, где следовало бы употребить слово пристрастие, то есть чрезмерная греховная привязанность к чему-либо, как, например, к искусству, развлечениям, вещам, птицам, животным и т.д.».
Вообще, естественная любовь - это любовь к тем, кто нас любит и кто нам близок по плоти – это родственники, дети и супруги, и ее можно назвать семейной любовью, а также любовь к друзьям, любимым и к тем, кто хорошо к нам относится.
Дмитрий Ростовский (Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы): «У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Неделя 19): «…близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой».
В учебниках по психологии любовь к другому человеку относится к альтруистическим отношениям.
В.А Снегирев (Психология): «Это любовь, так называемая, альтруистическая или альтруизм. В свою очередь… явления люб¬ви альтруистической разделяются на две… группы: се-мейную и внесемейную. Семейная группа обнимает явления супружеской любви, любовь родителей к детям, и наоборот, любовь родственную. Внесемейная обнимает явления друж¬бы, благодарности и расположения вообще, …и к предметам отвлечённым, например, к человеку, как челове¬ку или человечеству».
Лука Крымский (Дух, душа и тело, гл.3): «…любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю».
Святые отцы говорят, что любви к родным или к противоположному полу никто не учится, но каждому христианину необходимо учиться правильной любви, что бы неправая любовь не повредила его спасению.
Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.2, 1,Б,3): «К друзьям и благодетелям мы бываем сердечно привязаны. Сему не нужно учить и обязывать. Надобно только предостеречь, чтобы эта привязанность не делалась исключительною, не исключала других и не отчуждала от них».
Филарет Дроздов (т.4, Слово в день рождения … Императора Николая Павл.): «Есть дела, в которых любовь участвует сама собою, так что для сего не нужно ни учение, ни увещание. Так с любовью отец ласкает, мать питает свое чадо; с любовью сын отцу и матери откликается на зов, служит, помогает. Но есть другие дела, к которым не так близка любовь, и при которых не всякий о ней вспомнит».
Итак, абсолютно все люди, независимо от веры или неверия в Бога способны любить, и такая любовь не является высокой и совершенной.
Феофан Затворник (Путь ко спасению, отдел 2,5): «…естественные совершенства… вообще не имеют цены нравственной, потому что они не наше приобретение, а дарованы нам Богом».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Неделя 19): «…любовь по инстинкту, вложенная природой в сердце каждого живого существа, а высокой нравственной ценности она не имеет».
Схииг. Савва (О главных христианских добродетелях и гордости, гл. Любовь Христова к ближним и любовь естественная): «Наличие естественной любви не говорит о том, что душа человека высока по своим достоинствам. Такая любовь, как супружеская и материнская, общая у человека со многими высшими животными, возможна для самых больших грешников».
Конечно, эти слова о любви говорятся святыми отцами для того, чтобы мы, грешные, не обольщались своей любовью и не думали, что уже исполнили Христову заповедь о любви к ближнему.
Феофан Затворник (Сборник слов и проповедей о Православии, В неделю 19-ую по Пятидесятнице): «…о законе любви так говорит Господь: «Кто из нас кого-либо не любит? Любим мы родителей своих, любим братьев и сестер, любим родных и всех знакомых, с коими находимся в приятных отношениях. Почему, когда предлагается нам заповедь о любви, думаем, что исполняем ее, и остаемся спокойными. Господь же не так полагает. Он такую любовь нашу ни во что ставит. «Так,— говорит,— и грешники, то есть язычники — нехристиане — любят друг друга, а вам — христианам — надобно любить врагов своих»».
Далее скажем конкретнее о том, на кого естественная любовь бывает направлена.