Начало Реформации в ГерманииЛютер на
Вормсском рейхстагеВ Германии, которая к началу
XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла
церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников
[7]. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии
[8], и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению
Мартина Лютера, который
31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои
«95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи
индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством
таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом
[9].
Также Лютер опроверг авторитет
Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины
Священному Писанию[9].
Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными
монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». Однако Лютер, заручившись поддержкой
Фридриха,
курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники
[10]. Однако события на
Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание. Выразив поддержку
Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался:
10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую
буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император
Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на
имперский сейм в
Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял
Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым
верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «
На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно
Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.
Второй этап РеформацииПосле
Вормсского эдикта начались первые
репрессии против сторонников Лютера. Так, папский
легат Джироламо Алеандер, который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился в
Нидерланды, где по его наущению были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.
Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император
Карл V его спросит об этом
[11][12]. Лютер был помещён в отдалённый
замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь
курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва
Нового Завета, а затем и всей
Библии на немецкий язык.
Вместе с этим в Германии выступление Лютера на
Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.
В отсутствие Мартина в
Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали
Андреас Карлштадт и
Габриэль Цвиллинг. Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические
мессы, одобряли ликвидацию монашеских
обетов и выход монахов из монастырей
[13], часто при этом выражая своё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения
[13].
На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и
Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.
Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В
1523 году часть рыцарей во главе с
Ульрихом фон Гуттеном и
Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло
восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи
[9]. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществлятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре
Крестьянская война во главе с
Томасом Мюнцером.