О Благой Вести
Чтение евангельских текстов вызывает эмоциональные переживания, к которым примешивается и скепсис. Сомнения возникают по поводу точности изложения событий, случившихся две тысячи лет назад и неизменности дошедших до нас текстов. Являются ли авторы Евангелий свидетелями? Матфей-мытарь входил в число 12-ти, но он ли автор одноимённого Евангелия? Возможно, им является Матфей, избранный на место отпавшего Иуды. Марк не входил в число 12-ти, позже у апостола Петра появляется ученик с таким именем. Он ли автор одноимённого Евангелия или кто другой? Лука не входил в число 12-ти и он прямо заявил, что свидетелем не является. Только евангелист Иоанн был несомненным свидетелем, так как сообщил о себе, как об одном из 12-ти апостолов. Теперь о самих текстах. Они различаются между собой набором описанных эпизодов, характером описания одинаковых эпизодов, последовательностью их изложения. Рассмотрим, как подаются некоторые события разными авторами.
Матфей приводит родословную Иисуса по линии Иосифа, хотя сам же далее показывает, что Иисус не был зачат от Иосифа. Целесообразнее, в таком случае, было бы показать родословную Марии, но это, видимо, не было принято. Лука, приводя родословную, уже замечает, что Иисус был, как думали, сын Иосифа. Лука сообщает, что Иосиф с беременной Марией прибыл в Вифлеем из Назарета. У Матфея сразу говорится о Вифлееме без упоминания о Назарете. Лука сообщает, что Рождение Иисуса было возвещено пастухам. А после посвящения Иисуса на 40-й день Богу, семейство возвратилось в Назарет. Матфей ничего не говорит о пастухах, но говорит о волхвах, пришедших для поклонения Младенцу. После чего семейство сбегает в Египет, а Ирод устраивает избиение младенцев (странно, что, кроме Матфея, об этом никто не говорит). И возвращаться, поначалу, семейство планировало не в Назарет, а в Иудею (неудивительно, если считать их уроженцами Иудеи). О призвании учеников Иисусом сообщают все евангелисты. Но у Матфея, Иисус призывает Петра с Андреем, затем Иоанна с Иаковом. У Иоанна – Андрей сам находит Иисуса и приводит к нему Петра, затем появляются Филипп и Нафанаил. У Матфея Пётр с Андреем просто рыбаки, у Иоанна – они ученики Иоанна Крестителя. У Матфея «легион» изгоняется из двух бесноватых, у Марка и Луки – из одного. У Матфея Иисус въезжает в Иерусалим на двух ослах, у остальных авторов – на одном. У Матфея проклятая смоковница тут же засыхает, у Марка – через сутки. У Матфея и Марка помазание Иисуса происходит в Вифании в доме Симона прокажённого, у Иоанна – там же, но в доме Лазаря, у Луки – в Наине в доме фарисея. У Матфея и Марка это совершает женщина (без каких либо уточнений), у Иоанна это сестра Лазаря, а у Луки это – грешница. У Матфея, Иисус, сравнивая Себя с Ионой, говорит, что будет в чреве земли три дня и три ночи. А с пятницы по воскресение – лишь две ночи. У Матфея и Марка, в эпизоде распятия, оба разбойника поносили Иисуса, а у Луки один из них за Иисуса заступается. Матфей сетует на фарисеев, которые научили солдат лгать, будто бы тело украли, когда те уснули на посту. Но, перед этим, сам же показывает, что гроб, в ночь с пятницы на субботу, не охранялся (Наивность? Игра в неё или стремление передать только факты, как бы они не выглядели?). У Матфея, Марка, Луки воскресший Иисус призывает учеников идти ко всем народам мира и рассказывать о Нём. А у Иоанна рассказ заканчивается буднично – Христос, беседуя, отходит с Петром в сторонку. Мудрёность же текста Иоанна (в отличие от текстов других евангелистов) граничит с отходом от единобожия и плохо понятна.
Такие тексты Благой Вести вызывают путаницу в головах и лишают цельности повествование. Однако Писание такое, какое уже есть. Искажать и корректировать его нельзя, но и относиться к нему, как к «священной корове», тоже не следует. Так что, не стоит ли выработать единый и доступный пониманию текст Евангелия, не как замену каноническим, а как повседневное пособие для прихожан?
20.08.12
Чтение евангельских текстов вызывает эмоциональные переживания, к которым примешивается и скепсис. Сомнения возникают по поводу точности изложения событий, случившихся две тысячи лет назад и неизменности дошедших до нас текстов. Являются ли авторы Евангелий свидетелями? Матфей-мытарь входил в число 12-ти, но он ли автор одноимённого Евангелия? Возможно, им является Матфей, избранный на место отпавшего Иуды. Марк не входил в число 12-ти, позже у апостола Петра появляется ученик с таким именем. Он ли автор одноимённого Евангелия или кто другой? Лука не входил в число 12-ти и он прямо заявил, что свидетелем не является. Только евангелист Иоанн был несомненным свидетелем, так как сообщил о себе, как об одном из 12-ти апостолов. Теперь о самих текстах. Они различаются между собой набором описанных эпизодов, характером описания одинаковых эпизодов, последовательностью их изложения. Рассмотрим, как подаются некоторые события разными авторами.
Матфей приводит родословную Иисуса по линии Иосифа, хотя сам же далее показывает, что Иисус не был зачат от Иосифа. Целесообразнее, в таком случае, было бы показать родословную Марии, но это, видимо, не было принято. Лука, приводя родословную, уже замечает, что Иисус был, как думали, сын Иосифа. Лука сообщает, что Иосиф с беременной Марией прибыл в Вифлеем из Назарета. У Матфея сразу говорится о Вифлееме без упоминания о Назарете. Лука сообщает, что Рождение Иисуса было возвещено пастухам. А после посвящения Иисуса на 40-й день Богу, семейство возвратилось в Назарет. Матфей ничего не говорит о пастухах, но говорит о волхвах, пришедших для поклонения Младенцу. После чего семейство сбегает в Египет, а Ирод устраивает избиение младенцев (странно, что, кроме Матфея, об этом никто не говорит). И возвращаться, поначалу, семейство планировало не в Назарет, а в Иудею (неудивительно, если считать их уроженцами Иудеи). О призвании учеников Иисусом сообщают все евангелисты. Но у Матфея, Иисус призывает Петра с Андреем, затем Иоанна с Иаковом. У Иоанна – Андрей сам находит Иисуса и приводит к нему Петра, затем появляются Филипп и Нафанаил. У Матфея Пётр с Андреем просто рыбаки, у Иоанна – они ученики Иоанна Крестителя. У Матфея «легион» изгоняется из двух бесноватых, у Марка и Луки – из одного. У Матфея Иисус въезжает в Иерусалим на двух ослах, у остальных авторов – на одном. У Матфея проклятая смоковница тут же засыхает, у Марка – через сутки. У Матфея и Марка помазание Иисуса происходит в Вифании в доме Симона прокажённого, у Иоанна – там же, но в доме Лазаря, у Луки – в Наине в доме фарисея. У Матфея и Марка это совершает женщина (без каких либо уточнений), у Иоанна это сестра Лазаря, а у Луки это – грешница. У Матфея, Иисус, сравнивая Себя с Ионой, говорит, что будет в чреве земли три дня и три ночи. А с пятницы по воскресение – лишь две ночи. У Матфея и Марка, в эпизоде распятия, оба разбойника поносили Иисуса, а у Луки один из них за Иисуса заступается. Матфей сетует на фарисеев, которые научили солдат лгать, будто бы тело украли, когда те уснули на посту. Но, перед этим, сам же показывает, что гроб, в ночь с пятницы на субботу, не охранялся (Наивность? Игра в неё или стремление передать только факты, как бы они не выглядели?). У Матфея, Марка, Луки воскресший Иисус призывает учеников идти ко всем народам мира и рассказывать о Нём. А у Иоанна рассказ заканчивается буднично – Христос, беседуя, отходит с Петром в сторонку. Мудрёность же текста Иоанна (в отличие от текстов других евангелистов) граничит с отходом от единобожия и плохо понятна.
Такие тексты Благой Вести вызывают путаницу в головах и лишают цельности повествование. Однако Писание такое, какое уже есть. Искажать и корректировать его нельзя, но и относиться к нему, как к «священной корове», тоже не следует. Так что, не стоит ли выработать единый и доступный пониманию текст Евангелия, не как замену каноническим, а как повседневное пособие для прихожан?
20.08.12