автор Elshad ben-ELshaday Пт Окт 19, 2012 9:19 am
Современное ковроткачество
В конце XX века ковроткачество в Азербайджане становится одной из важных отраслей экономики. Сегодня во многих регионах Азербайджана успешно развивается ковроткачество, всего в Азербайджане насчитывается свыше 20 крупных и средних ковроткацких комбинатов. В частности, в Губе, Гусаре, Кюрдамире, Гяндже, Шамахы, Дявячи, Газахе, Товузе, Шеки, Ардебиле, Тебризе и Баку действует ковроткаческое производство, в которых продолжают развивать древние традиции искусства ковроделия. Среди современных азербайджанских ковров выделяются ковры с маркой «Азер-Ильмэ», которые успешно участвовали на выставках-распродажах в городах Атланта (США, 1997 г.), Ганновер (ФРГ, 1999 г.) и Москва (2003 г.). Ковры, сотканные на предприятиях компании украшают частные коллекции в США, Германии, Франции, Турции, России, Италии, Австралии, Японии, Швеции, Норвегии, ЮАР[38][39]. Азербайджанские ковры были представлены на проходившей в ноябре 2010 года в Лондоне выставке «Azerbaijan: Flying Carpet To Fairy Tale» и торжественной церемонии, посвященной 20-летию независимости Азербайджана, проходившей в феврале 2011 года в Париже
Орнаментика
Азербайджанские ковры выделяются сочным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Орнамент азербайджанских ковров различается в зависимости от вида и по места производства. Так, для таких ковров, как «Куба», «Ширван», «Казах», «Зенджан» характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, другим, таким, как «Тебриз» и «Карабах», присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение «картинок», ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов. По мнению известного американского коллекционера и искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике азербайджанского ковра можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, а также наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана.
Животный мир
В азербайджанских коврах часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел наиболее часто встречается в дворцовых «тебризских» коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Изображение павлина ассоциировалось с солнечным божеством, кроме того считалось, что «павлиний глаз» мог предохранять от надвигающейся беды. В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа «S» в центральных полях и кайме ковров. Ту же форму имело стилизованное изображение дракона. Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизаци