Интересный форум для изучения Библии, о Христианстве, обсуждения Писании, христианские проповеди, фильмы, музыка, свидетельства бывших мусульман, христиан, истина об Исламе, общения с мусулманами


    Кавказская Албания

    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 10:54 am

    Кавка́зская Алба́ния (др.-греч. Ἀλβανία, др.-арм. Алуанк, новoарм. Агванк, ср.-перс. Арран, самоназвание неизвестно) — древнее государство, возникшее в конце II — середине I веков до н. э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана.

    В 387 году при разделе Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей территория Албанского царства была увеличена за счёт передачи ему двух армянских областей Арцах и Утик. В 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства (до нач. VIII в.).

    Столицами Кавказской Албании в разное время были города Кабала (до VI в.) и Партав.

    По крайней мере до XIII века территория, которую прежде занимала Кавказская Албания, была известна под персидским названием — Арран
    Кавказская Албания 270px-Caucasian_Albania


    Последний раз редактировалось: Эльшад (Вт Окт 23, 2012 8:34 am), всего редактировалось 2 раз(а)
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 10:58 am

    Кавказская Албания 473px-Ethnic_Caucasia
    Этническая карта Кавказа в V—IV вв., до н. э. Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий.
    Население Кавказской Албании — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары (рутульцы), утии (удины), гелы (агулы), чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племен распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гаргары, гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Среди всех племен самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. Исследователи утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка .

    Когда античные географы и историки говорят о населении Албании, то в первую очередь речь идёт об албанах. По мнению специалистов, изначально албанами называлось только одно из 26 племен, обитавшее на левом берегу Куры. Именно это племя инициировало объединение племен в союз, и название «албаны» стало распространяться и на другие племена. Античные греко-римские источники локализуют албанов на левобережьеКуры, от Иверии до Каспийского моря. Так, согласно Страбону, племя албанов жило между Иверией и Каспием, Плиний Старший локализует их от Кавказского хребта (montibus Caucasis) до реки Кура (ad Cyrum amnem)[25], Дион Кассий сообщает, что албаны живут «выше реки Кура (др.-греч. Ἀλβανῶν τῶν ὑπὲρ τοῦ Κύρνου οἰκούντων)». По мнению К. В. Тревер, коренной территорией албан, наибольшего по численности в союзе албанских племен, являлось среднее и нижнее течение Куры, главным образом левобережье. В. Ф. Минорский, один из крупнейших специалистов по истории Закавказья, локализует албан на открытой равнине. Согласно В. В. Бартольду, албаны жили на прикаспийских равнинах. Согласно «Британской энциклопедии "Британника"», албаны обитали в горных равнинах Большого Кавказа и в стране к северу, граничащей с Сарматией, то есть в современном Дагестане.Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представ­ляется ученым-антропологам древнейший тип коренного кав­казского населения — кавкасионский, широко представлен­ный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана. Несколько позднее в Восточный Кавказ проникает другой (тоже достаточно широко здесь представленный древнейший антропологический тип ) а именно Каспийский значительно отличающийся от кавкасионского.
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:00 am

    Кавказская Албания 800px-Aghuank
    Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры к югу от впадения в нее Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании — Кабалак. Население страны было полиэтническим, его основу составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках.

    По мнению большинства авторов, восточная граница Великой Армении с Кавказской Албанией установилась по Куре в начале II в. до н. э., когда основатель этого государства Арташес I, предположительно, завоевал куро-аракское междуречье у Мидии Атропатены (либо покорил жившие там албанские племена), и сохранялась на протяжении практически всего периода существования Великой Армении (со II века до н. э. до 390-х гг. н. э.)[.

    Существует концепция, согласно которой Арташесиды получили эти территории в наследие от эпохи предыдущей династии Ервандидов (о завоевании этой территории именно Арташесом I исторические источники (в том числе Страбон) умалчивают). Саки (шаки), так же как и утии, обитали в области Утик, на территории, позже получившей название Сакасена.

    С начала возникновения централизованного Албанского царства (конец II или середина I в. до н. э.) оно занимало левобережье Куры, начиная от среднего течения рек Иори и Алазани, до Ахсу, от Большого Кавказа до Каспия. Согласно «Географии» Анании Ширакаци (VII в.), коренная территория собственно Кавказской Албании состояла из 6 провинций: «Албания, то есть Агуанк, к востоку от Иверии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре. … Албания заключает в себе следующие провинции»:

    Иехни
    Бех
    Камбечан
    Шаке
    Востани-Марцпан
    Дашти-Баласакан

    Ширакаци, как и все античные греко-римские авторы, помещает территорию Албании между рекой Кура и Большим Кавказским хребтом:«Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказскими горами».

    В 387 году, после раздела Великой Армении между Византией и Ираном, Куро-Аракское междуречье (Арцах и Утик), принадлежавшее Армении, было передано в состав Албанского царства (с 462 года - марзпанства).
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:03 am

    Раннесредневековая Албания не была полностью идентична античной Албании. Албания той эпохи была полиэтничной страной, в Арцахе проживали армяне (согласно некоторым авторам, и албаны), основная часть населения Утика была арменизирован].

    Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками древнейшего населения области. Согласно академику Б. А. Рыбакову, уже в IV—V вв. только равнинные части Утика ещё продолжали сохранять свои этнические особенности, хотя и были затронуты общим процессом арменизации[66]. Р. Хьюсен отмечает, что «христианская или новая культура Албании, которая процветала после перевода в пятом столетии нашей эры столицы из Кабалы, к северу от Куры, на Партав, к югу от реки, была по существу и несомненно армянской». По мнению Хьюсена, народы, населявшие Арцах и Утик и завоёванные армянами во II веке до нашей эры, подверглись арменизации на протяжении последующих нескольких столетий, однако некоторые из них по прежнему упоминались как самостоятельные этнические группы, когда эти регионы отошли к Албании в 387 году нашей эры. Р. Хьюсен отмечает также, что «население юго-восточного Кавказа, будь то под властью Армении или Албании, было очень смешанным, поэтому причислить его к одним или другим или даже просто разделить его на две группы не представляется на данный момент возможным в связи с недостатком доказательств». К. В. Тревер отмечает, что в IX—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже давно полностью арменизованы»[64]. Степанос Сюнеци около 700 года сообщает о наличии арцахского диалекта армянского языка , арабский автор Истахри (X век) сообщает, что за Бардой и Шамкором жил «народ из племени армян по имени Сиявардийцы» и что «Путь из Берда’а в Дабиль идет по землям армян». Истахри отмечет также, что по-армянски говорят в области вокруг города Дабиля (Двина), а в стране Берда’а язык арранский. Как отмечает К. Босуорд в «Энциклопедии Ираника», к этому времени арранский язык сохранился в Барде (в Утике). Армянский историк IX—X вв. Ованес Драсханакертци отмечает, что жители Восточного края «из нашего народа и паства пажити нашей.

    С раннесредневековой эпохи также происходила картвелизация областей, лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Южные, прикаспийские области, в частности Каспиана, были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей.

    Консолидации албанской нации не произошло. Как античные, так и средневековые авторы, говоря об албанах, упоминают различные названия племён, проживающих у подножья Большого Кавказа, на левобережье Куры. Так, согласно Ал-Истахри, «Говорят, что на вершинах гор, простирающихся в смежности с Баб-ул-Абвабом, живёт более семидесяти различных племен, и у каждого племени особый язык, так что они не понимают друг друга».

    Р. Хьюсен отмечает, что точное время исчезновения албанского этноса неизвестно. При этом историк XIII века Григор Акнерци сообщает о покорении монголами албанского, армянского и грузинского народов, проводя четкое различие между албанами и другими народами.
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:08 am



    О древней истории Албании Кавказской свидетельствуют артефакты археологических культур таких как Ялойлутепинской .

    Ялойлутепинская культура относится к III—I вв. до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе (Габалинский район Азербайджана). Среди находок известны могильники — грунтовые и курганные, захоронения в кувшинах и сырцовых гробницах, погребения — скорченные на боку, с орудиями (железные ножи, серпы, каменные зернотёрки, песты и жернова), оружием (железные кинжалы, наконечники стрел и копий и др.), украшениями (золотые серьги, бронзовые подвески, фибулы, многочисленные бусы) и главным образом с керамикой (чаши, кувшины, сосуды на ножках, «чайники» и др.). Население занималось земледелием и виноделием.

    Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.

    По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э.. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании. Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):

    «Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам [то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней].
    Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей, подобно иберийцам. Албаны чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию.
    Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определённое место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения.
    Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.»

    Страбон преувеличивает примитивность албан: археологические данные показывают известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албан был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и иберами. На территории Албании и Иверии были введены небольшие римские отряды.
    Так или иначе, в конце II в. — середине I в. до н. э. Албания превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём[84]. Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака; Кабалак)[85]. Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана[51].

    Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части (видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от аланов), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В 116 г. Траян, ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя». Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение. Бедствия, которым подверглась Армения в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны.

    Древнегреческий историк Клавдий Птолемей (II век) в своем географическом описании Албании делит ее территорию на пять зон, естественногеографическими рубежами которых выступают называемые им реки Восточного Кавказа. Причем в четырех таких районах он особо выделяет по одному городу и называет иные населенные пункты. В междуречье пограничной с Азиатской Сарматией река Соана и река Герр — это город Телайба и населенный пункт Тилбис, в междуречье Герра и Кайсия — город Гелда и пункты Тиавна и Табилака, в междуречье Кайсия и Албана — город Албана и пункты Хабала, Хобота, Бозиата, Мисия, Хадаха, Алам, в междуречье Албана и Кюра — город Гайтара и 11 населенных пунктов и, наконец, между анонимной рекой, впадающей в Кюр, и границей с Иберией — ещё пять населенных пунктов
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:14 am

    Албанские царские династии

    Генеалогическую легенду о происхождении первой царской династии Албании — Арраншахов (как называли себя албанские цари, от персидского Арран — Албания и шах — царь, то есть царь Албании) — сообщает Мовсес Каланкатуаци, пересказывая при этом Мовсеса Хоренаци. Суть её в том, что эпоним Албании Аран был назначен править этим районом армянским царем Валаршаком (этническим парфянином, родоначальником армянских Аршакидов). Этот Аран, согласно легенде, был потомком родоначальника соседней армянской области Сюник, Сисака, который, в свою очередь, являлся потомком легендарного прародителя армян Айка , а через него — сына Ноя Иафета. Легенда, таким образом, связывает происхождение албанской государственности с Великой Арменией, причём в первоначальном варианте (у Хоренаци) она просто рассматривает управляемые Арраншахами земли как часть Армении Легенда, очевидно, поздняя и имеет книжное армянское происхождение; но труд Каланкатуаци показывает, что она была распространена и в Албании. Тем не менее ничего общего с действительностью она не имела, так как Хайк, Сисак и Аран не были реальными лицами.

    Первая известная историографии царская династия, носившая титул Арраншахи (Араншахики, Ераншахики), была местного происхождения. Название Араншахик могло происходить как от имени эпонима Арана, так и от этникона Аран. По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)»[95].

    Сменившая её династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию.Ранняя история династии неизвестна; согласно Мовсесу Каланкатуаци, основателем династии стал Санатрук, вождь маскутов, но эта версия была опровергнута учеными. Историю династии ведут от её первого известного представителя Вачагана I Храброго, родом из исторической области Маскут, который являлся потомком вождей маскутов (массагетов), пришедших к власти в Кавказской Албании в I в. н. э.
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:21 am

    Кавказская Албания Chiraq-qala
    Крепость Чираг-гала VI века — часть гильгильчайской оборонительной стены, построенной при правлении сасанидского царя Кавада. Шабранский район Азербайджана.
    Царь Урнайр, первым среди албанских царей принявший христианство и крестившийся в Армении ок. 370 г., был верным союзником Персии, и в награду за этот союз Албания получила свою долю при разделе Армении между Персией и Римом (387) — области Арцах, Утик и Шакашен. Именно в Утике, в следующем столетии, царь Вачэ построил город, который назвал в честь персидского царя Пероза Перозапат и который стал известен под названием Партав (позже Бердаа); впоследствии этот город стал столицей Албании.

    Однако в дальнейшем Албания стала подвергаться всё более сильному давлению Сасанидского Ирана — как политическому, так и религиозному (принуждение к принятию зороастризма, действительно имевшего корни в стране, особенно на ираноязычном востоке). В частности, албанского царя Вачэ заставили перейти в зороастризм, но он, впрочем, вскоре вернулся к христианству.

    В результате в 450 г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вардан Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (совр. Казах), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее, армянских) царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание; в 461 г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства.

    Вновь вспыхнувшее восстание трёх закавказских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг I Горгасал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян (481—484), заставило персов восстановить царскую власть в Албании. При царе Вачагане Благочестивом (487—510) проводится активная христианизация населения и вообще наблюдается культурный подъём; по словам современного ему историка, он построил столько церквей и монастырей, «сколько дней в году». Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидирована и заменена властью персидских наместников — марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной ветви парфянской династии Аршакидов.

    Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары. После этого персидский шах Хосрой (531—579 гг.) развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от новой волны кочевников. Знаменитые Дербентские укрепления, построенные в 562—567 гг., перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 г. вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.
    Михраниды, арабы и исламизация Албании

    Во второй четверти VII века независимость Албании от сасанидских шахиншахов была на короткое время восстановлена. Албанию с 630 возглавили князья из династии Михранидов, ведшие свое происхождение от персидских Сасанидов, но быстро арменизировавшиеся. Михраниды пришли к власти в результате почти поголовного истребления правившего в Арцахе рода Ераншахиков в ходе борьбы между арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват сюзеренных прав над феодальной Албанией. Вараз-Григор и сын его Джеваншир становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами, но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке остановить арабское нашествие.

    В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При Джеваншире происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убитого заговорщиками) была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армянского[историка, уроженца области Утик) Мовсеса Каганкатваци (Каланкатуаци). Это — основной источник по истории Албании (др.-арм. Алуанк, новоарм. Агванк) . Этот памятник содержит также уникальный образец армянской поэзии — элегию-плач, сочинённый армянским поэтом-лириком 7 в. Давтаком Кертогом на гибель Джеваншира (акростих на 36 букв армянского алфавита):

    По всей земле пронеслась слава его,
    Имя его долетело во все концы света,
    Силу разума его и гениальную мудрость
    Вся вселенная торжественно прославляла.

    Император греческий и царь страны южной
    Рады были узреть владетеля [Алуанка].
    С радостными приветствиями принимали его,
    Почестями и славой венчали его.

    Но вот нежданно обрушилась беда.
    Неотступный разврат предстал перед нами.
    Прогневали Творца своими проступками,
    И предал Он гибели правителя страны.

    Удалились прочь хранители его.
    Силы небесные покинули его,
    Ибо Господь удалился в тот чёрный день,
    Оставив его злодею на попрание

    В VII—VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом.

    В 654 войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов.

    Джеваншир несколько десятилетий пытался противостоять завоевателям, заключал союзы с хазарами и Византией, но в 667, перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации. В VIII в. большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована Халифатом .

    В 705 власть Мехранидов была полностью упразднена арабами.

    С установлением династии Омейядов арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII века начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент.

    В 716—718, когда арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Восточное Закавказье, оттянув на себя часть арабских сил. В 730—731 состоялся самый масштабный набег хазар. Хазары дошли до города Ардебиль в Иранском Азербайджане (не путать с современным Азербайджаном), а отдельные отряды — до окрестностей Мосула. В 737 арабский полководец Мерван, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.
    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Кавказская Албания Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пн Окт 22, 2012 11:22 am

    В раннем средневековье албанское население правобережья было частью арменизировано, частью иранизировано, и хотя на албанском языке по прежнему говорили в столице Барде и её окрестностях — в равнинном Утике Албания к IX—Х векам превратилась в историческое понятие. Это понятие прилагалось в основной к западной части (междуречие Куры и Аракса) раннесредневековой Албании, населенной в значительной степени армянским населением и не идентичным к античной Албании. Для армянонаселенных областей запада бывшей Албании (на территории современного Нагорного Карабаха) топоним Албания/Арран не имело какого-либо этнического содержания. Средневековый историк сообщает «страна армянская в гаварах Агванка» и «Страна Агванк, которую называют глубинной Арменией».

    В середине IX века на юго-западе бывшей Албании образовалось армянское феодальное княжество Хачен с армянским населением. Армянский князь Сахл Смбатян, известный под арабизированным именем «Сахл ибн Сунбат ал-Армани» в течение нескольких десятилетий возглавляет Хаченское княжество. В 837 году он выдал арабам Бабека и за это получил титул «батрик ар-Рани». Его внук Григор, именовавший себя также «Хамам» (арабская калька имени) и известный под прозвищем «Барепашт» (арм. «Благочестивый»), около 893 г. получил царский титул и, по словам Мовсеса Каганкатваци, «возобновил упраздненное царство Алуанка». Однако после смерти Григора Хамама (около 897) его царство вновь распалось. Князья Хачена являлись вассалами армянских Багратидов. В 1003 г. земли по правому берегу Куры были поделены между армянским царем Гагиком I и гянджинским эмиром Фадлуном. В результате номинальный титул «царя Албании» перешёл к армянской династии Кюрикидов — северной ветви армянских Багратидов, царям Ташира и Дзорагета, которые в 1017 году объединили Парисос к своим владениям.

    С массовым переселени­ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) происходит тюркизация региона. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остается только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате.

    В средние века эти земли наряду с Киликией являлись центрами армянской политической и культурной жизни

      Текущее время Сб Июл 13, 2024 4:36 am