ПОКЛОНЕНИЕ МОЩАМ
«Ибо прах ты, и в прах возвратится»
(Быт. 3, 19)
Со смертью первомученика Стефана церковь христианская вступила в долгий период страшных гонений.
Не было христианской общины, верующие которой не засвидетельствовали бы
истинности Св. Писания и своей преданности Иисусу Христу мученической
смертью некоторых членов.
Имена мучеников заносились руководящими братьями в списки
поместных церквей, в некоторых общинах эти списки оглашались при
совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.
В известные дни, главным образом в дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников,
чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине.
В ту пору никому еще не приходила мысль обращаться в молитве к
умерщвленным членам общины и просить их ходатайства пред Богом.
В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить
только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских
почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы
кощунственным. Но в конце четвертого века в церковь начинает мало-помалу
проникать поклонение этим именно «останкам».
Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени.
Переход этот становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви,
в котором последняя находилась – с пониженным знанием Слова Божия, пошатнувшейся нравственностью,
ослабевшей верой в невидимое, уступившей место поклонению и боготворению «видимого», фетишизму.
Однако, второй Пикейский собор (787 г.), наперекор Св. Писанию и отцам церкви,
поклонение останкам мучеников утвердил, и с тех пор этот языческий культ поклонения мощам
вошел в практику как восточной, так и западной церквей, обогащая казну тех, у кого мощи эти имелись.
Позже, когда умерщвление за веру во Христа было явлением редким, мощи мучеников расчленялись
и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям, но и частным лицам.
Вспомним, попутно, что у нас в России Богослужение (с таинством евхаристии) может совершаться
только при наличии в храме частицы мощей, являющейся неотъемлемой принадлежностью «антиминса».
Седьмым Вселенским собором было возбранено даже самое существование храма, если таковой не имел
в себе антиминса. Антиминс, в свою очередь, не может быть освящаем, если не зашита в него частица мощей.
Нужно ли приводить места Священного Писания, чтобы убедиться в неосновательности поклонения мощам?
Оно противоречит не только букве и духу Св. Писания, но и здравому смыслу.
Вот несколько мест Св. Писания, которые могут вывести любого человека из его самого долголетнего и упорного заблуждения: 1 Петра 1, 24; Иоан. 3, 6; Деян. 2, 31 и 29; Римл. 7, 18; 1 Кор. 7, 18; 1, 20; 15, 50; 2 Кор. 5, 1 и 16; Евр. 13, 7; Иер. 17, 9.