Адвент — первый праздник римско-католического года.
Адвент — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова, во время которого верующие соблюдают пост и готовятся к празднику. Адвент предваряет рождественские праздники, готовя верующих к глубокому переживанию праздника Рождества Христова. Одновременно литургия Адвента приглашает нас к созерцанию одной из главных тайн христианской веры - ожиданию второго пришествия Христа во славе.
Адвент – это время радостного ожидания встречи с Господом и приготовления к этой самой важной в нашей жизни встрече. Поэтому Церковь во время Адвента призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в церковных богослужениях.
Этимология слова «Адвент» восходит к латинскому слову «adventus» –«пришествие», «прибытие», «приближение», «начало». Христиане, вероятно, взяли это слово из языческого обихода римлян. Так назывался торжественный вход императора в Рим, а также церемония посещения императором храма в государственные праздники.
Первое упоминание об Адвенте в истории мы находим в одном из декретов синода, прошедшего в испанском городе Сарагоса в 380 г. Уже тогда Адвент существовал в испанской и галльской церквах. Более подробные сведения относятся к V и VI Векам. Как и Великий пост, Адвент тогда во многих странах продолжался сорок дней. Начинался он в праздник св. Мартина 11 ноября и завершался в Рождественский Сочельник. Во время Адвента верующих обязывали покаянные практики и ограничения в еде, правда, менее строгие, чем в Великий Пост. Кроме того, было предписано супружеское воздержание, не совершались браки, был запрет на военные действия и шумные забавы. Адвент был временем покаяния, Более того, в некоторых поместных церквах Адвент начинался гораздо раньше, Торжеством Воздвижения Святого Креста, 14 сентября.
В римской епархии традиция четырехнедельного Адвента перед праздником Рождества Христова утвердилась в начале VI века. И так как уже тогда Римская Церковь была матерью всех поместных церквей, то литургическое совершение Адвента утвердилось во всей католической латинской Церкви именно по римскому образцу.
(Источники: «Катехизис католической Церкви», «Требник»)
Первый день Адвента в римском обряде определяется как 4-ое воскресенье до Рождества (в зависимости от года это воскресенье выпадает в период с 27-го ноября по 3 декабря). С первого дня Адвента в Католической церкви начинается литургический год. Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, 4 воскресенья, т.е. 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество. Eсли рождественский сочельник приходится на воскресенье, то оно считается четвертым воскресеньем Адвента, а сам сочельник начинается с закатом солнца.
Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии — «рората». Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.
Духовный смысл Адвента двояк. Во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, «время радостного ожидания»; во-вторых Церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего второго пришествия Христа.
Адвент делится на два календарных этапа: первый - с первого воскресенья до 16 декабря, — который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй — с 17 до 24 декабря (Новенна — девять дней предпразднования Рождества), — который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир — Боговоплощения.
Каждое из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству. Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник.
Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. В период Адвента Церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия.
Основным цветом, украшающим святилище храма в предрождественские недели, выступает фиолетовый, как королевский цвет, возвещающий приход Царя. Иногда вместо фиолетового используется ярко-синий, также относящийся к королевским цветам. Некоторые церкви предпочитают именно ярко-синий цвет, с одной стороны, символизирующий ночное небо, или - ожидание приближающегося объявления о приходе Царя, с другой стороны, символизирующий воду в первой главе Бытия, или – начало нового творения. (Красный и зеленый – более светские тона рождества, хотя они пришли к нам из древней европейской традиции, согласно которой ветви вечнозеленых растений и ветви остролиста символизировали непрекращающуюся жизнь и надежду, которые принесло в этот холодный мир рождение Иисуса).
Фиолетовый цвет Адвента считается так же цветом страдания во время Великого поста и Святой недели. Это подчеркивает важную связь между рождением Иисуса и Его смертью. Рождение и воплощение нельзя отделить от распятия и искупления. Цель прихода Иисуса в этот мир, цель того, что «Слово стало плотию и обитало с нами» заключалась в том, чтобы через жизнь, учение, страдание, смерть и воскресение Иисуса явить миру Бога и Его благодать.