Интересный форум для изучения Библии, о Христианстве, обсуждения Писании, христианские проповеди, фильмы, музыка, свидетельства бывших мусульман, христиан, истина об Исламе, общения с мусулманами


    Монотеизм

    Savalan
    Savalan
    עולה חדש
    עולה חדש

    Монотеизм United12
    Дата рег : 2017-05-04
    Вера : Tanrıya
    Сообщения : 9
    Благодарности : 1
    Пол : Мужчина

    Монотеизм Empty Монотеизм

    Сообщение автор Savalan Чт Май 04, 2017 10:06 am

    Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог[1]) — религиозное представление о существовании только одного Бога[2] или о единственности Бога[3][4].
    Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму), который объявляется личностью[5][6][7], и инклюзивным — допускает существование Бога в нескольких ипостасях при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом[8].
    Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизмхристианствоислам)[3], но также представлен в философии индуизма[9], в сикхизме, в других религиях.
    Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизмпантеизмпанентеизмдеизм и др.[10]
    Savalan
    Savalan
    עולה חדש
    עולה חדש

    Монотеизм United12
    Дата рег : 2017-05-04
    Вера : Tanrıya
    Сообщения : 9
    Благодарности : 1
    Пол : Мужчина

    Монотеизм Empty Re: Монотеизм

    Сообщение автор Savalan Чт Май 04, 2017 10:07 am

    Происхождение и развитие[править | править вики-текст]

    Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог» и было создано в сравнительно недавнее время[11]. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоникаГенри Мора[12].
    Существуют две версии происхождения монотеизма:

    Версия развития монотеизма из политеизма[править | править вики-текст]

    Некоторые исследователи полагают, что понятие монотеизма относительно[13] и эта концепция является результатом постепенного развития генотеизма[14](состояния религиозного сознания, когда единичные божества ещё не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии[15](система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).
    В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.
    По мнению некоторых исследователей, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях[16].

    Версия изначального монотеизма (прамонотеизм)[править | править вики-текст]

    Согласно этой версии, изначальной религией народов был монотеизм, который потом деградировал до политеизма.
    В современном религиоведении концепция прамонотеизма используется в основном для обосновании богословских позиций.
    Так, религиовед и церковный деятель Андрей Зубов высказывается следующим образом:[17]
    Если ученому удается преодолеть покров тайны, окутывающий личность и имя Бога-Творца, то он может обнаружить Его в религиозных представлениях практически любого племени. Как вы помните, в ХIХ и даже в самом начале XX века большинство ученых отрицали возможность веры в единого Бога-Творца у "дикарей". Они считались для этого "высокого знания" слишком примитивными. На грани веков доминировала точка зрения Э. Б. Тэйлора, не утратившая сторонников и по сей день, в соответствии с которой первоначальной религией является анимизм, вера в духов, постепенно развивающаяся до политеизма и в качестве высшей религиозной формы достигающая состояния единобожия, монотеизма. Первым среди религиоведов и этнологов это убеждение поколебал Эндрю Лэнг, издавший в 1898 году ставшую классической книгу "Становление религии". Это, построенное на большом этнографическом материале, собранном непосредственно автором, исследование, побудило другого ученого, немецкого католического священника, выдающегося этнолога и лингвиста Вильгельма Шмидта создать двенадцатитомную монографию "Истоки представлений о Боге", в которой на необъятном материале доказывалось, что первоначальной верой человечества являлся монотеизм, лишь со временем более или менее заросший ряской политеистических и анимистических предрассудков.
    Косвенно подтверждает эту версию и наличие в политеистических религиях так называемых "небесных богов", которые характеризуются отсутствием культа и прежде всего отсутствием какого-либо календаря сезонных ритуалов.[18]
    Известный религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирча Элиаде приводит некоторые примеры таких "небесных богов", почитаемых разными малоцивилизованными народами. Говоря о "непопулярности" почитания "небесных богов" Элиаде утверждает, что "Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл ее практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за «постепенным понижением сакрального до уровня конкретного», когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности".[19]

    Монотеизм в древнеегипетской религии[править | править вики-текст]

    С точки зрения современного религиоведениядревнеегипетская религия является сугубо политеистической[20] Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом[21].
    Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно[21].
    Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде ГораРаОсирисаПтаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них[21].
    Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми[21].
    При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций[21].
    Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку[21].
    После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль[21].
    В XIV веке до н.э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона. Относительно характеристики атонизма как монотеистического вероучения среди религиоведов XX века также разгорались споры, подробнее об этом см. в статье об Эхнатоне.

      Текущее время Вт Ноя 05, 2024 7:05 pm