Иисус очищает храм
Иисус дважды очищал храм: в начале Своего служения (Иоан. 2:13-22), и вот теперь, при конце его — снова. Матфей, Марк и Лука говорят лишь об этом, последнем, очищении, а о первом не упоминают. Логично, однако, чтобы Он, как Мессия, совершил это (воспринимаемое символически) ритуальное очищение храма как в начале, так и в конце служения. И в первом и во втором случае Христос не только очищал храм, но и учил в нем. Однако и учение его было в обоих случаях отвергнуто духовными вождями народа.
Выгоняя из храма продающих и покупающих, Иисус ссылался на сказанное пророками Исаией (Ис. 56:7) и Иеремией (Иер. 7:11). Марк добавляет, что Иисус изгнал и денежных менял, а также людей, шедших дворами храма по своим делам, чтобы сократить себе путь (см. Map. 11:15-16).
Деньги посетителям храма приходилось менять по той причине, что на его территории принимали в уплату за животных, предназначенных для жертвоприношений, лишь определенный вид монет. Учредив особую систему купли и продажи жертвенных животных, храмовое "начальство" наживалось на этом (превратив храм в вертеп разбойников). Эта же система повинна была в том, что постепенно верующие иудеи усваивали чисто формальный подход к религиозным процедурам, совершавшимся в храме. Так паломник, являвшийся в Иерусалим, направлялся прямо в храм, и там, "на месте", покупал жертвенное животное, чтобы тут же "предложить его Богу", не задумываясь над духовным содержанием того, что делал. Это вело к "обезличению" системы жертвоприношения, превращало ее в простую формальность. Купля-продажа осуществлялась, по-видимому, во внешнем дворе храма, отведенном для молитв благочестивых язычников; тем самым подрывалось свидетельство Израиля окружавшему его миру.
Иисус дважды очищал храм: в начале Своего служения (Иоан. 2:13-22), и вот теперь, при конце его — снова. Матфей, Марк и Лука говорят лишь об этом, последнем, очищении, а о первом не упоминают. Логично, однако, чтобы Он, как Мессия, совершил это (воспринимаемое символически) ритуальное очищение храма как в начале, так и в конце служения. И в первом и во втором случае Христос не только очищал храм, но и учил в нем. Однако и учение его было в обоих случаях отвергнуто духовными вождями народа.
Выгоняя из храма продающих и покупающих, Иисус ссылался на сказанное пророками Исаией (Ис. 56:7) и Иеремией (Иер. 7:11). Марк добавляет, что Иисус изгнал и денежных менял, а также людей, шедших дворами храма по своим делам, чтобы сократить себе путь (см. Map. 11:15-16).
Деньги посетителям храма приходилось менять по той причине, что на его территории принимали в уплату за животных, предназначенных для жертвоприношений, лишь определенный вид монет. Учредив особую систему купли и продажи жертвенных животных, храмовое "начальство" наживалось на этом (превратив храм в вертеп разбойников). Эта же система повинна была в том, что постепенно верующие иудеи усваивали чисто формальный подход к религиозным процедурам, совершавшимся в храме. Так паломник, являвшийся в Иерусалим, направлялся прямо в храм, и там, "на месте", покупал жертвенное животное, чтобы тут же "предложить его Богу", не задумываясь над духовным содержанием того, что делал. Это вело к "обезличению" системы жертвоприношения, превращало ее в простую формальность. Купля-продажа осуществлялась, по-видимому, во внешнем дворе храма, отведенном для молитв благочестивых язычников; тем самым подрывалось свидетельство Израиля окружавшему его миру.