ПРЕСВИТЕРЫ
Пресвитеры в НЗ – это зрелые христианские мужи безупречного поведения, которые обеспечивают духовное руководство в поместной общине. Название «пресвитер» относится к духовно зрелому человеку и переведено с греческого (presbuteros). Греческое слово «episkopos» переводится как «епископ», «смотритель» или «блюститель». Оно также характеризует пресвитера как пастыря Божьего стада.
Под «пресвитерами» и «епископами» подразумеваются одни и те же люди по следующим причинам. В Деяниях (20,17) Павел призвал пресвитеров (presbuteroi) из Ефеса; в стихе 28 он обращается к ним как к епископам (episkopoi). В 1 Петра (5,1-2) Петр также использует взаимозаменяемые термины. Описание качеств, обязательных для епископов (episkopoi) в 1 Тимофею и пресвитеров (presbuteroi) в Титу 1, также в основном совпадают. (Слово «еретик» происходит от греческого слова и означает «раскольни», или «сеющий распри». Человек, разделяющий церкви, обычно учит лжи, или учению «еретика», но это уже более позднее развитие слова «hairetikos».)
В настоящее время епископом называют того, кто управляет иерархией или группой церквей в той или иной местности. Но в НЗ это слово никогда не имело такого значения. Согласно Писанию, в одной церкви должно быть несколько епископов, а не один епископ над несколькими церквами.
Нельзя также смешивать пресвитера с современным пастырем, который в основном ответственен за проповедь, учение и управление в поместной церкви. Принято считать, что в ранней Церкви такого человека не было.
Общины состояли из святых, епископов и диаконов (Флп. 1,1). Правление одного человека зародилось только во втором веке.
Пастырство в НЗ – один из даров, предназначенный для особого служения, который был дарован Христом после Его воскресения и вознесения. Этот дар помогал святым в их духовном возрастании и служении (Еф. 4,11-12). Во многом служение пастырей и пресвитеров похоже. Оба призваны заботиться о стаде Божьем и питать его. Но они никогда не отождествлялись. Предположительно у пастыря может быть разъездное служение, тогда как пресвитер обычно связан с одной поместной общиной.
Служение пресвитеров описано подробно:
1. Они наставляют Церковь Господа и заботятся о ней (Деян. 20,28; 1 Тим. 3,5; 1 Пет. 5,2).
2. Они готовы предостеречь Церковь от нападения извне и изнутри (Деян. 20,29-31).
3. Они ведут и руководят, подавая личный пример, а не оказывая нажим (1 Фес. 5,12; 1 Тим. 5,17; Евр. 13:7,17; 1 Пет. 5,3).
4. Они проповедуют Слово, наставляя в здравом учении и обличая противящихся (1 Тим. 5,17; Тит. 1,9-11).
5. Они рассматривают и утверждают доктринальные и нравственные определения (Деян. 15,5-6; 16,4).
6. Своей жизнью они подают пример стаду (Евр. 13,7; 1 Пет. 5,3).
7. Они делают все, для того чтобы восстановить верующих, которые в чем-то согрешили (Гал. 6,1).
8. Они пекутся о душах христиан как обязанные дать отчет (Евр. 13,17).
9. Они несут молитвенное служение, особенно по отношению к больным (Иак. 5,14-15).
10. Они заботятся о малообеспеченных верующих (Деян. 11,30).
11. Они содействуют тем, кого Бог призвал к служению и наделил для этого определенным даром (1 Тим. 4,14).
Ясно, что в первоапостольской Церкви пресвитеров назначали апостолы и их представители (Деян. 14,23; Тит. 1,3). Однако это не означало, что апостолы и их представители обладали силой, которая могла сделать человека пресвитером. Для того чтобы кто-то мог стать пресвитером, необходимо было соединение воли человека с Божественным провидением. Только Святой Дух может сделать кого-либо епископом или пресвитером (Деян. 20,28), но человек сам должен стремиться к этому (1 Тим. 3,1). Должно произойти как бы объединение Божественного и человеческого.
В дни апостолов, когда церкви только основывались, в них не было пресвитеров, потому что все верующие были из новообращенных. Со временем Господь избрал некоторых специально для этого важного служения.
Так как НЗ еще не был написан, христиане не знали о требованиях к пресвитерам и их обязанностях. Только апостолы и их сподвижники знали это. На основе этих знаний они избирали для данного служения людей, которые соответствовали Божественным требованиям, а затем объявляли об этом общине.
Сегодня у нас есть завершенный НЗ.
Мы знаем, каким должен быть пресвитер и что он должен делать. Когда мы видим таких людей, которые совершают служение блюстителей, мы узнаем их (1 Фес. 5,12) и слушаемся их (Евр. 13,17). Здесь вопрос не нашего выбора, а признания тех, кого Бог приготовил для этого служения.
Описание качеств пресвитеров можно найти в 1 Тимофею (3,1-7) и в Послании к Титу. Иногда мы слышим о том, что пресвитеров сегодня нет, потому что им предъявляются жесткие требования. Такие суждения подрывают авторитет Писания, особенно если говорят о том, что его нельзя принимать буквально. В данных требованиях нет ничего безрассудного или недоступного. Мы обнаруживаем свое и без того низкое духовное развитие, когда относимся к Библии как к нереальной книге.
1,6 Пресвитеры – это люди, которые непорочны, то есть их внутренняя чистота не вызывает сомнений. Им невозможно предъявить обвинение ни во лжеучении, ни в распущенном поведении. Это не значит, что они безгрешны, но если они и ошибаются в чем-то несущественном, они всегда готовы поставить все на свои места, раскаявшись перед Богом, извинившись перед тем, кого обидели, и, если необходимо, возместив убытки.
Также он должен быть муж одной жены. Есть, по крайней мере, семь вариантов истолкования этих слов: 1) он должен быть женатым; 2) он не должен быть разведенным; 3) он не должен жениться после развода; 4) он не должен жениться после смерти первой жены; 5) он не должен быть многоженцем; 6) у него не должно быть наложниц или менее любимых жен; 7) главное, он должен быть верным мужем и примером строгой морали.
Если выражение «муж одной жены» означает, что он должен быть женат, то по той же причине у него должны быть дети, поскольку в том же стихе сказано, что его дети должны быть верующими. Конечно, лучше, когда у пресвитера есть семья; в таком случае он сможет с большим пониманием разобраться в семейных проблемах в общине. Вряд ли этот стих запрещает всякому неженатому отказываться от призвания пресвитера.
По-видимому, это также не означает, что он вообще не может развестись, ведь сам Спаситель учил, что развод приемлем, по крайней мере, в одном случае (Мф. 5,32; 19,9). (Многие верят, что главенствующий в собрании не имеет права разводиться, даже если для других развод допустим.)
Также это не может означать, что в любом случае он уже никогда не может жениться. Например, совершенно непорочный верующий может быть разведен с неверующей женой, которая затем вышла замуж. В таком случае христианин не связан. Поскольку первый брак был прерван разводом и новым браком неверующей супруги, он имеет право опять вступить в брак.
Толкование, утверждающее, что он не может стать пресвитером, если вступит в брак после смерти первой жены, недопустимо на основании слов из 1 Коринфянам (7,39): «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
Конечно же, выражение «муж одной жены» означает, что пресвитер не может быть многоженцем или содержать наложниц и любовниц. Собственно, это означает, что его семейная жизнь должна быть примером чистоты для общины.
К тому же он должен детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Библия говорит, что родители ответственны за то, какими у них будут дети (Притч. 22,6). Если в семье правильное руководство, если она получает назидание в Слове Божьем, в таком случае дети обычно следуют благочестивому примеру своих родителей. Хотя отец и не может решить вопрос спасения своих детей, он может приготовить путь Господу правильным напутственным словом, дисциплиной с любовью, избегая лицемерия и непоследовательности в собственной жизни.
Если дети восстают против авторитета родителей, Писание возлагает ответственность на отца. Его снисходительность и вседозволенность делает виновным в этом его. Если он не может управлять своей семьей, то не сможет быть и пресвитером, так как тот же принцип действует в обоих случаях (1 Тим. 3,5).
Возникает вопрос: относится ли требование о верных детях к тому времени, пока дети живут в родительском доме, или также включает и время, когда они живут отдельно, то есть вне дома родителей? Мы отдаем предпочтение первому, помня все же, что воспитание в семье является одним из решающих факторов формирования характера.
Пресвитеры в НЗ – это зрелые христианские мужи безупречного поведения, которые обеспечивают духовное руководство в поместной общине. Название «пресвитер» относится к духовно зрелому человеку и переведено с греческого (presbuteros). Греческое слово «episkopos» переводится как «епископ», «смотритель» или «блюститель». Оно также характеризует пресвитера как пастыря Божьего стада.
Под «пресвитерами» и «епископами» подразумеваются одни и те же люди по следующим причинам. В Деяниях (20,17) Павел призвал пресвитеров (presbuteroi) из Ефеса; в стихе 28 он обращается к ним как к епископам (episkopoi). В 1 Петра (5,1-2) Петр также использует взаимозаменяемые термины. Описание качеств, обязательных для епископов (episkopoi) в 1 Тимофею и пресвитеров (presbuteroi) в Титу 1, также в основном совпадают. (Слово «еретик» происходит от греческого слова и означает «раскольни», или «сеющий распри». Человек, разделяющий церкви, обычно учит лжи, или учению «еретика», но это уже более позднее развитие слова «hairetikos».)
В настоящее время епископом называют того, кто управляет иерархией или группой церквей в той или иной местности. Но в НЗ это слово никогда не имело такого значения. Согласно Писанию, в одной церкви должно быть несколько епископов, а не один епископ над несколькими церквами.
Нельзя также смешивать пресвитера с современным пастырем, который в основном ответственен за проповедь, учение и управление в поместной церкви. Принято считать, что в ранней Церкви такого человека не было.
Общины состояли из святых, епископов и диаконов (Флп. 1,1). Правление одного человека зародилось только во втором веке.
Пастырство в НЗ – один из даров, предназначенный для особого служения, который был дарован Христом после Его воскресения и вознесения. Этот дар помогал святым в их духовном возрастании и служении (Еф. 4,11-12). Во многом служение пастырей и пресвитеров похоже. Оба призваны заботиться о стаде Божьем и питать его. Но они никогда не отождествлялись. Предположительно у пастыря может быть разъездное служение, тогда как пресвитер обычно связан с одной поместной общиной.
Служение пресвитеров описано подробно:
1. Они наставляют Церковь Господа и заботятся о ней (Деян. 20,28; 1 Тим. 3,5; 1 Пет. 5,2).
2. Они готовы предостеречь Церковь от нападения извне и изнутри (Деян. 20,29-31).
3. Они ведут и руководят, подавая личный пример, а не оказывая нажим (1 Фес. 5,12; 1 Тим. 5,17; Евр. 13:7,17; 1 Пет. 5,3).
4. Они проповедуют Слово, наставляя в здравом учении и обличая противящихся (1 Тим. 5,17; Тит. 1,9-11).
5. Они рассматривают и утверждают доктринальные и нравственные определения (Деян. 15,5-6; 16,4).
6. Своей жизнью они подают пример стаду (Евр. 13,7; 1 Пет. 5,3).
7. Они делают все, для того чтобы восстановить верующих, которые в чем-то согрешили (Гал. 6,1).
8. Они пекутся о душах христиан как обязанные дать отчет (Евр. 13,17).
9. Они несут молитвенное служение, особенно по отношению к больным (Иак. 5,14-15).
10. Они заботятся о малообеспеченных верующих (Деян. 11,30).
11. Они содействуют тем, кого Бог призвал к служению и наделил для этого определенным даром (1 Тим. 4,14).
Ясно, что в первоапостольской Церкви пресвитеров назначали апостолы и их представители (Деян. 14,23; Тит. 1,3). Однако это не означало, что апостолы и их представители обладали силой, которая могла сделать человека пресвитером. Для того чтобы кто-то мог стать пресвитером, необходимо было соединение воли человека с Божественным провидением. Только Святой Дух может сделать кого-либо епископом или пресвитером (Деян. 20,28), но человек сам должен стремиться к этому (1 Тим. 3,1). Должно произойти как бы объединение Божественного и человеческого.
В дни апостолов, когда церкви только основывались, в них не было пресвитеров, потому что все верующие были из новообращенных. Со временем Господь избрал некоторых специально для этого важного служения.
Так как НЗ еще не был написан, христиане не знали о требованиях к пресвитерам и их обязанностях. Только апостолы и их сподвижники знали это. На основе этих знаний они избирали для данного служения людей, которые соответствовали Божественным требованиям, а затем объявляли об этом общине.
Сегодня у нас есть завершенный НЗ.
Мы знаем, каким должен быть пресвитер и что он должен делать. Когда мы видим таких людей, которые совершают служение блюстителей, мы узнаем их (1 Фес. 5,12) и слушаемся их (Евр. 13,17). Здесь вопрос не нашего выбора, а признания тех, кого Бог приготовил для этого служения.
Описание качеств пресвитеров можно найти в 1 Тимофею (3,1-7) и в Послании к Титу. Иногда мы слышим о том, что пресвитеров сегодня нет, потому что им предъявляются жесткие требования. Такие суждения подрывают авторитет Писания, особенно если говорят о том, что его нельзя принимать буквально. В данных требованиях нет ничего безрассудного или недоступного. Мы обнаруживаем свое и без того низкое духовное развитие, когда относимся к Библии как к нереальной книге.
1,6 Пресвитеры – это люди, которые непорочны, то есть их внутренняя чистота не вызывает сомнений. Им невозможно предъявить обвинение ни во лжеучении, ни в распущенном поведении. Это не значит, что они безгрешны, но если они и ошибаются в чем-то несущественном, они всегда готовы поставить все на свои места, раскаявшись перед Богом, извинившись перед тем, кого обидели, и, если необходимо, возместив убытки.
Также он должен быть муж одной жены. Есть, по крайней мере, семь вариантов истолкования этих слов: 1) он должен быть женатым; 2) он не должен быть разведенным; 3) он не должен жениться после развода; 4) он не должен жениться после смерти первой жены; 5) он не должен быть многоженцем; 6) у него не должно быть наложниц или менее любимых жен; 7) главное, он должен быть верным мужем и примером строгой морали.
Если выражение «муж одной жены» означает, что он должен быть женат, то по той же причине у него должны быть дети, поскольку в том же стихе сказано, что его дети должны быть верующими. Конечно, лучше, когда у пресвитера есть семья; в таком случае он сможет с большим пониманием разобраться в семейных проблемах в общине. Вряд ли этот стих запрещает всякому неженатому отказываться от призвания пресвитера.
По-видимому, это также не означает, что он вообще не может развестись, ведь сам Спаситель учил, что развод приемлем, по крайней мере, в одном случае (Мф. 5,32; 19,9). (Многие верят, что главенствующий в собрании не имеет права разводиться, даже если для других развод допустим.)
Также это не может означать, что в любом случае он уже никогда не может жениться. Например, совершенно непорочный верующий может быть разведен с неверующей женой, которая затем вышла замуж. В таком случае христианин не связан. Поскольку первый брак был прерван разводом и новым браком неверующей супруги, он имеет право опять вступить в брак.
Толкование, утверждающее, что он не может стать пресвитером, если вступит в брак после смерти первой жены, недопустимо на основании слов из 1 Коринфянам (7,39): «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
Конечно же, выражение «муж одной жены» означает, что пресвитер не может быть многоженцем или содержать наложниц и любовниц. Собственно, это означает, что его семейная жизнь должна быть примером чистоты для общины.
К тому же он должен детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Библия говорит, что родители ответственны за то, какими у них будут дети (Притч. 22,6). Если в семье правильное руководство, если она получает назидание в Слове Божьем, в таком случае дети обычно следуют благочестивому примеру своих родителей. Хотя отец и не может решить вопрос спасения своих детей, он может приготовить путь Господу правильным напутственным словом, дисциплиной с любовью, избегая лицемерия и непоследовательности в собственной жизни.
Если дети восстают против авторитета родителей, Писание возлагает ответственность на отца. Его снисходительность и вседозволенность делает виновным в этом его. Если он не может управлять своей семьей, то не сможет быть и пресвитером, так как тот же принцип действует в обоих случаях (1 Тим. 3,5).
Возникает вопрос: относится ли требование о верных детях к тому времени, пока дети живут в родительском доме, или также включает и время, когда они живут отдельно, то есть вне дома родителей? Мы отдаем предпочтение первому, помня все же, что воспитание в семье является одним из решающих факторов формирования характера.