Святые места, земля в Библии и сегодня
Сегодня во многих христианских конфессиях принято совершать паломничества по святым местам и к святыням: мол, определенные участки земли, строения и предметы наиболее ценны для Господа, поэтому они исцеляют верующих и очищают их характер. И конечно, исторические церкви утверждают, что культ почитания святынь полностью основан на учении Библии. Давайте вместе это проверим.
В Библии упоминаются святые места, но, исключительно в том понимании слова «святость», которое мы рассмотрели чуть выше в главе «Понятия святости и праведности». То есть - это место, отделенное Господом для каких-либо целей или отличающееся принадлежностью Ему.
Первое святое место, упоминаемое в Писании, - у горящего тернового куста. Моисей пас овец и подошел к горе Хорив. Там он увидел горящий куст, заинтересовался и хотел подойти к нему, чтобы поближе рассмотреть это чудесное явление. Но его остановил голос с неба:
«Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5, см. также Деян. 7:33).
Затем, Ангел Божий представился и рассказал Моисею о предстоящей ему миссии. Нигде затем в Библии не говорится, что вся горная местность Хорив, включая ее северную возвышенность Синай, где между Богом и евреями был заключен завет, является святым местом, подходя к которому нужно снимать обувь. Святая земля была у тернового куста и на горе Синай только в момент пребывания там Бога (см. Исх. 19:23). Аналогичная ситуация произошла с Иисусом Навином у города Иерихон:
«Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15).
Далее в Священном Писании больше не упоминается святая земля у Иерихона. Во всех подобных случаях, Господь не призывал возвращаться на место Его явления и почитать его.
Как мы уже заметили в главе «Понятия святости и праведности», святым в Библии называется место расположения святилища - скинии, а затем храма:
«Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом … там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею» (Исх. 29:42,43).
«Вот закон о приношении хлебном: сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику … а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его» (Лев. 6:14,16, см. также Лев. 6:26, Исх. 29:31).
Святыми Священное Писание именует также и город Иерусалим, в котором был храм Господень, и гору Сион, на которой размещалась часть Иерусалима (см. Ис. 10:32) и стоял храм (см. Пс. 64:2, Пс. 83:8), именуемая еще горой Мориа, где ранее располагался город Давидов, и Авраам должен был принести в жертву Исаака (см. Быт. 22:2, 2 Пар. 3:1):
«Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый!» (Ис. 52:1).
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс. 2:6 см. также Неем. 11:1, Мф. 4:5, Пс. 86:2, Зах. 8:3, Ис. 27:13, Ис. 56:7, Ис. 64:10, Ис. 66:20, 2 Цар. 5;7, Дан. 9:16).
Других мест святыми Библия не называет. То есть Священное Писание упоминает всего несколько святых мест на земле. И они действительно в то время были либо освящены присутствием Бога, либо выделены Им среди других для каких-либо целей. Что касается иных мест, отмеченных какими-то важными событиями в жизни еврейского народа, то к ним никогда не применялся термин «святость»:
«И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня» (Иис. Нав. 5:9).
«И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы» (2 Цар. 6:8).
«Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажете им: «в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии будут для сынов Израилевых памятником на век» (Иис. Нав. 4:6,7, см. также Исх. 15:23, Иис. Нав. 5:3, Иис. Нав. 7:26, Суд. 15:9, 1 Цар. 7:12).
Эти места лишь являются памятными, чтобы помочь еврейскому народу запомнить опыт общения с Творцом. К ним, как и к некогда святым местам, где являлся Господь, Библия не требует почитания и не предписывает их посещения для получения исцеления и т.д. Евреи ценили «святые» и памятные места, но поломничества к ним, похожие на принятые сегодня в традиционном христианстве, они не совершали. Бог – Живой, поэтому свято лишь то место, где Он сейчас пребывает. Это может быть любой уголок нашей планеты, ведь Творец сказал: «Моя вся земля» (Исх. 19:5) - комнатой, в которой мы молимся, так как Бог нас там слышит и видит: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6); молитвенным домом, в котором собрались верующие, ведь Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20); даже под деревом, где вы думаете о Господе: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48).
Сегодня во многих христианских конфессиях принято совершать паломничества по святым местам и к святыням: мол, определенные участки земли, строения и предметы наиболее ценны для Господа, поэтому они исцеляют верующих и очищают их характер. И конечно, исторические церкви утверждают, что культ почитания святынь полностью основан на учении Библии. Давайте вместе это проверим.
В Библии упоминаются святые места, но, исключительно в том понимании слова «святость», которое мы рассмотрели чуть выше в главе «Понятия святости и праведности». То есть - это место, отделенное Господом для каких-либо целей или отличающееся принадлежностью Ему.
Первое святое место, упоминаемое в Писании, - у горящего тернового куста. Моисей пас овец и подошел к горе Хорив. Там он увидел горящий куст, заинтересовался и хотел подойти к нему, чтобы поближе рассмотреть это чудесное явление. Но его остановил голос с неба:
«Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5, см. также Деян. 7:33).
Затем, Ангел Божий представился и рассказал Моисею о предстоящей ему миссии. Нигде затем в Библии не говорится, что вся горная местность Хорив, включая ее северную возвышенность Синай, где между Богом и евреями был заключен завет, является святым местом, подходя к которому нужно снимать обувь. Святая земля была у тернового куста и на горе Синай только в момент пребывания там Бога (см. Исх. 19:23). Аналогичная ситуация произошла с Иисусом Навином у города Иерихон:
«Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15).
Далее в Священном Писании больше не упоминается святая земля у Иерихона. Во всех подобных случаях, Господь не призывал возвращаться на место Его явления и почитать его.
Как мы уже заметили в главе «Понятия святости и праведности», святым в Библии называется место расположения святилища - скинии, а затем храма:
«Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом … там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею» (Исх. 29:42,43).
«Вот закон о приношении хлебном: сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику … а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его» (Лев. 6:14,16, см. также Лев. 6:26, Исх. 29:31).
Святыми Священное Писание именует также и город Иерусалим, в котором был храм Господень, и гору Сион, на которой размещалась часть Иерусалима (см. Ис. 10:32) и стоял храм (см. Пс. 64:2, Пс. 83:8), именуемая еще горой Мориа, где ранее располагался город Давидов, и Авраам должен был принести в жертву Исаака (см. Быт. 22:2, 2 Пар. 3:1):
«Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый!» (Ис. 52:1).
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс. 2:6 см. также Неем. 11:1, Мф. 4:5, Пс. 86:2, Зах. 8:3, Ис. 27:13, Ис. 56:7, Ис. 64:10, Ис. 66:20, 2 Цар. 5;7, Дан. 9:16).
Других мест святыми Библия не называет. То есть Священное Писание упоминает всего несколько святых мест на земле. И они действительно в то время были либо освящены присутствием Бога, либо выделены Им среди других для каких-либо целей. Что касается иных мест, отмеченных какими-то важными событиями в жизни еврейского народа, то к ним никогда не применялся термин «святость»:
«И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня» (Иис. Нав. 5:9).
«И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы» (2 Цар. 6:8).
«Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажете им: «в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии будут для сынов Израилевых памятником на век» (Иис. Нав. 4:6,7, см. также Исх. 15:23, Иис. Нав. 5:3, Иис. Нав. 7:26, Суд. 15:9, 1 Цар. 7:12).
Эти места лишь являются памятными, чтобы помочь еврейскому народу запомнить опыт общения с Творцом. К ним, как и к некогда святым местам, где являлся Господь, Библия не требует почитания и не предписывает их посещения для получения исцеления и т.д. Евреи ценили «святые» и памятные места, но поломничества к ним, похожие на принятые сегодня в традиционном христианстве, они не совершали. Бог – Живой, поэтому свято лишь то место, где Он сейчас пребывает. Это может быть любой уголок нашей планеты, ведь Творец сказал: «Моя вся земля» (Исх. 19:5) - комнатой, в которой мы молимся, так как Бог нас там слышит и видит: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6); молитвенным домом, в котором собрались верующие, ведь Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20); даже под деревом, где вы думаете о Господе: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48).