Библейские музыкальные инструменты
(к проблеме идентификации и перевода)
Вступление * Духовые * Струнные * Ударные * Заключение
Cводная таблица упоминаний музыкальных инструментов в Библии
Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание
неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой
перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние
понятия о музыкальных инструментах.
В силу многих исторических, культурологических, лингвистических
причин (главные из них — ориентация на Септуагинту и отсутствие в
отечественной библеистике изучения музыкального аспекта Библии) и в церковнославянской, и в русской традиции переводов названий музыкальных инструментов, упоминаемых в Священном Писании, накопилось значительное число неточностей, а то и просто терминологических и типологических ошибок1), в ряде случаев искажающих смысл библейского текста2).
Так, вряд ли кто-либо осознает, что в приведенных выше известных стихах
псалма, представляющих собой своеобразный свод древнееврейского
инструментария, три из перечисленных наименований переведены неверно.
Подобных примеров можно привести немало.
В западной музыкальной науке проблема библейского инструментария давно занимает умы ученых3),
однако, до сих пор точки зрения относительно идентификации
инструментов, даже, казалось бы, столь известных, как киннор и небел,
очень разноречивы4). В отечественном музыкознании эта область и по сей день образует лакуну5).
Благодаря новым археологическим данным, полученным в результате серии
раскопок, проводившихся учеными на всем географическом пространстве
библейских поселений6), а также блестящим открытиям в области языкознания7),
мы имеем возможность внести в определение музыкальных инструментов ряд
уточнений, хотя и сегодня еще рано говорить об окончательных результатах
исследований.
Из фигурирующих в Ветхом Завете8)
29 наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, 21
типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности.
Это:
а) духовые инструменты, куда входят рога (шофар, керен, йобел, карна), трубы (хацоцра) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита);
б) струнные щипковые, включающие лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал (псантерин);
в) ударные, состоящие из мембранных (тоф) и самозвучащих шумовых (менааним, шалишим, целцелим/мецилтайм, мциллот и паамоним).
Идентификация остальных восьми названий (сумпониа/сипониа, махол,
шеминит, аламот, негинот, нехиллот, гиттит, шушан) весьма спорна.
Поскольку рассмотрение спорных терминов требует длинных рассуждений, мы
ограничимся обзором только основного корпуса библейских инструментов, но
прежде приведем сводную таблицу их упоминаний9).
1) См. по данному вопросу: Коляда Е. Древние музыкальные инструменты в церковнославянских и русских переводах Священного Писания
Гимнология. Вып. 1. Материалы международной конференции памяти
протоиерея Димитрия Разумовского. Ученые записки кабинета русской
церковной музыки Московской государственной консерватории (в печати).
2) Тот факт, что подобные неточности и ошибки имеются практически во всех переводах Библии,
начиная с самого раннего (Септуагинта, кон. III — нач. II в. до Р. Х.) и
кончая современными (вплоть до последних изданий 90-х гг.,
подготовленных видными учеными под эгидой Международного Библейского
Общества: NIV, TEV, СРП — список сокращений см. в конце статьи), вряд ли
может быть утешением для переводчиков.
3) Работы
по библейскому инструментарию начали появляться во второй половине
XVIII в. и за два столетия образовали серьезный исследовательский фонд,
основу которого составили труды О. Кальме, А. Ф. Пфайффера, П. Й.
Шнайдера, К. Энгеля, Й. Л. Заалщюца, Й. Вайса, Х. Грессмана, С. Крауса,
К. Закса, А. Сендри.
4) К
примеру, одни ученые считали, что древнееврейский небел был арфой (Х.
Шнайдер, Й. Л. Заалщюц, Й. Вайс, Ф. Ю. Делич), другие — лирой (А. Ф.
Пфайффер, Й. Н. Форкель, Й. Ян, К. Х. Корнил), третьи относили его к
типу лютни (К. Энгель), четвертые — к цимбалам (А. В. Амброс).
5) В
шеститомном издании Музыкальной Энциклопедии есть лишь небольшая
отдельная статья о шофаре. Еще несколько названий фигурируют в статье
«Еврейская музыка».
6) За
последнее полтора столетия выдающимися археологами Л. Вулли, М.
Паркером, М. фон Оппенгеймом, В. Ф. Олбрайтом, Ж. Перро, М. Ростовцевым,
Г. Картером, И. Ядином и многими другими были проведены раскопки на
территории современных Израиля, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции,
обнаружившие как огромный пиктографический, скульптурный материал, так и
сами образцы инструментов Древнего Востока, что значительно продвинуло
вперед музыкальную библеистику.
7) Расшифровка
ассирийской, хеттской, вавилонской и египетской клинописи, над которой
вот уже более века трудятся ученые разных стран, позволила установить
языковые истоки и заимствования в музыкально-инструментальной
терминологии.
8) Древнееврейские
инструменты фигурируют в 25 из 30 книг еврейского канона, прежде всего в
исторической его части (четыре книги Царств и две книги Паралипоменон),
а также в Псалтири. Встречаются они и во второканонических текстах, в
частности, в 1Мак. Отдельные упоминания имеются в Новом Завете (Мф.; 1Кор.; 1Сол.; Откр.).
9) При работе с оригинальной терминологией инструментария автор опирался на последнее штуттгартское издание Еврейской Библии
(Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. 4. 1990), в котором учтены
основные масоретские кодексы, дошедшие до наших дней (упоминания, не
вошедшие в Синодальное издание, приводятся в квадратных скобках). Цитаты
на церковнославянском языке приводятся по Елизаветинской Библии 1751 г., на русском — по Синодальному изданию 1876 г. Выдержки из иных источников оговариваются особо.
* Эти колонки добавлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Источник: Коляда Елена Ивановна. Библейские музыкальные инструменты (к проблеме идентификации и перевода). – «Альфа и омега», №4 (18) 1998.
(к проблеме идентификации и перевода)
Вступление * Духовые * Струнные * Ударные * Заключение
Cводная таблица упоминаний музыкальных инструментов в Библии
Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание
неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой
перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние
понятия о музыкальных инструментах.
В силу многих исторических, культурологических, лингвистических
причин (главные из них — ориентация на Септуагинту и отсутствие в
отечественной библеистике изучения музыкального аспекта Библии) и в церковнославянской, и в русской традиции переводов названий музыкальных инструментов, упоминаемых в Священном Писании, накопилось значительное число неточностей, а то и просто терминологических и типологических ошибок1), в ряде случаев искажающих смысл библейского текста2).
Так, вряд ли кто-либо осознает, что в приведенных выше известных стихах
псалма, представляющих собой своеобразный свод древнееврейского
инструментария, три из перечисленных наименований переведены неверно.
Подобных примеров можно привести немало.
В западной музыкальной науке проблема библейского инструментария давно занимает умы ученых3),
однако, до сих пор точки зрения относительно идентификации
инструментов, даже, казалось бы, столь известных, как киннор и небел,
очень разноречивы4). В отечественном музыкознании эта область и по сей день образует лакуну5).
Благодаря новым археологическим данным, полученным в результате серии
раскопок, проводившихся учеными на всем географическом пространстве
библейских поселений6), а также блестящим открытиям в области языкознания7),
мы имеем возможность внести в определение музыкальных инструментов ряд
уточнений, хотя и сегодня еще рано говорить об окончательных результатах
исследований.
Из фигурирующих в Ветхом Завете8)
29 наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, 21
типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности.
Это:
а) духовые инструменты, куда входят рога (шофар, керен, йобел, карна), трубы (хацоцра) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита);
б) струнные щипковые, включающие лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал (псантерин);
в) ударные, состоящие из мембранных (тоф) и самозвучащих шумовых (менааним, шалишим, целцелим/мецилтайм, мциллот и паамоним).
Идентификация остальных восьми названий (сумпониа/сипониа, махол,
шеминит, аламот, негинот, нехиллот, гиттит, шушан) весьма спорна.
Поскольку рассмотрение спорных терминов требует длинных рассуждений, мы
ограничимся обзором только основного корпуса библейских инструментов, но
прежде приведем сводную таблицу их упоминаний9).
1) См. по данному вопросу: Коляда Е. Древние музыкальные инструменты в церковнославянских и русских переводах Священного Писания
Гимнология. Вып. 1. Материалы международной конференции памяти
протоиерея Димитрия Разумовского. Ученые записки кабинета русской
церковной музыки Московской государственной консерватории (в печати).
2) Тот факт, что подобные неточности и ошибки имеются практически во всех переводах Библии,
начиная с самого раннего (Септуагинта, кон. III — нач. II в. до Р. Х.) и
кончая современными (вплоть до последних изданий 90-х гг.,
подготовленных видными учеными под эгидой Международного Библейского
Общества: NIV, TEV, СРП — список сокращений см. в конце статьи), вряд ли
может быть утешением для переводчиков.
3) Работы
по библейскому инструментарию начали появляться во второй половине
XVIII в. и за два столетия образовали серьезный исследовательский фонд,
основу которого составили труды О. Кальме, А. Ф. Пфайффера, П. Й.
Шнайдера, К. Энгеля, Й. Л. Заалщюца, Й. Вайса, Х. Грессмана, С. Крауса,
К. Закса, А. Сендри.
4) К
примеру, одни ученые считали, что древнееврейский небел был арфой (Х.
Шнайдер, Й. Л. Заалщюц, Й. Вайс, Ф. Ю. Делич), другие — лирой (А. Ф.
Пфайффер, Й. Н. Форкель, Й. Ян, К. Х. Корнил), третьи относили его к
типу лютни (К. Энгель), четвертые — к цимбалам (А. В. Амброс).
5) В
шеститомном издании Музыкальной Энциклопедии есть лишь небольшая
отдельная статья о шофаре. Еще несколько названий фигурируют в статье
«Еврейская музыка».
6) За
последнее полтора столетия выдающимися археологами Л. Вулли, М.
Паркером, М. фон Оппенгеймом, В. Ф. Олбрайтом, Ж. Перро, М. Ростовцевым,
Г. Картером, И. Ядином и многими другими были проведены раскопки на
территории современных Израиля, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции,
обнаружившие как огромный пиктографический, скульптурный материал, так и
сами образцы инструментов Древнего Востока, что значительно продвинуло
вперед музыкальную библеистику.
7) Расшифровка
ассирийской, хеттской, вавилонской и египетской клинописи, над которой
вот уже более века трудятся ученые разных стран, позволила установить
языковые истоки и заимствования в музыкально-инструментальной
терминологии.
8) Древнееврейские
инструменты фигурируют в 25 из 30 книг еврейского канона, прежде всего в
исторической его части (четыре книги Царств и две книги Паралипоменон),
а также в Псалтири. Встречаются они и во второканонических текстах, в
частности, в 1Мак. Отдельные упоминания имеются в Новом Завете (Мф.; 1Кор.; 1Сол.; Откр.).
9) При работе с оригинальной терминологией инструментария автор опирался на последнее штуттгартское издание Еврейской Библии
(Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. 4. 1990), в котором учтены
основные масоретские кодексы, дошедшие до наших дней (упоминания, не
вошедшие в Синодальное издание, приводятся в квадратных скобках). Цитаты
на церковнославянском языке приводятся по Елизаветинской Библии 1751 г., на русском — по Синодальному изданию 1876 г. Выдержки из иных источников оговариваются особо.
* Эти колонки добавлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»