Миряне и духовенство
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9)
Согласно Священному Писанию в Новозаветной церкви должен отсутствовать отдельный класс священнослужителей. И в период Апостольской церкви это Христово повеление свято выполнялось. Общинами руководили избираемые на это служение пресвитеры или епископы, должности которых в тот период были одинаковыми. Выбираясь из числа наиболее посвященных и мудрых людей, пресвитеры (епископы) выполняли публичные религиозные обряды (крещение, причастие), читали проповеди, а также наблюдали за нравами и духовным состоянием вверенной им паствы. Координацию общин осуществляли советы, куда входили пресвитеры, и съезды (соборы) — для решения особо важных дел. Однако затем, якобы для улучшения церковной организации, учредили должность постоянного председателя таких собраний с титулом епископа. С этого времени должность пресвитера и епископа начинает разграничиваться, и если вначале внешне епископ мало чем отличался от пресвитера, то со временем блеск и величие епископской власти оставили далеко в тени фигуру скромного библейского пастыря. В ведение епископа стал входить надзор за свершением в общинах служении и таинств, распоряжение казной, рукоположение служителей. Первоначально епископы совершали это с согласия пресвитерской коллегии. По смерти епископа его преемник выбирался из числа пресвитеров голосованием, в котором принимали участие все члены конгрегации. С увеличением числа общин в разных городах принимается решение о проведении постоянных (осенью и весной) соборов в столицах провинций, куда были обязаны съезжаться все епископы данной области. Благодаря созданию таких соборов, епископская власть непомерно возросла. Епископы начали объявлять себя наместниками Христа и требовать слепого выполнения своих решений. Сопротивление пресвитеров и паствы, недовольных узурпацией власти епископами, было подавлено, превратив последних в независимый от выборов паствы класс. Тем временем, между епископами для председательствования на провинциальных сборах, стал избираться председатель-митрополит. Его власть вначале мало отличалась от полномочий епископов, но со временем полностью затмила собой епископское достоинство. Связь с простыми верующими, не говоря уже о правах их, была потеряна. Однако и должность митрополита не стала последней в создаваемой церковной иерархии. Между митрополитами — главами отдельных провинций так же вспыхивает борьба за первенство, ибо города, в которых председательствовали митрополиты, были весьма различны как по культурно-экономическому статусу, так и по роли в истории церкви. Поэтому предстоятели таких городов, как Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим, Эфес, Коринф и др. стали претендовать на особое положение. Со временем (с V века) выделяется пять патриархов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Притязания последнего были особенно велики и базировались на том, что апостол Петр, бывший якобы первым епископом Рима, вручил папе Римскому ключи и власть над вселенской церковью. Возвышению римского епископа способствовала также и политическая ситуация. Дело в том, что войны и смуты на Востоке и восстание иудеев привели к заметному падению власти Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского предстоятелей. После же того, как в IV веке Константин Великий переносит столицу империи в Константинополь, патриарх Константинопольский почти перестает быть самостоятельной фигурой как в политической, так и в религиозной сфере, попав в зависимость от императора. В Риме же, оставленном цезарями, политическую и духовную власть получает папа римский. Пользуясь сложившейся обстановкой и несмотря на сопротивление африканских и азиатских церквей, он встает во главе западной церкви. Во главе же восточной церкви оказывается патриарх Константинопольский, но в отличие от самостоятельной фигуры папы, он всецело зависит от воли императора. Между этими двумя христианскими церквами завязывается духовная война, завершившаяся окончательно в 1054 году разделением церкви на западную католическую и восточную православную. Как известно из истории, церковь превращается в крупнейшего феодала, а епископы и папы встают по богатству и роскоши в один ряд с европейскими королями. Введение лжеучений в церковь, о которых мы говорили выше, также сыграло одну из решающих ролей в разграничении паствы и духовенства.
Жречество в язычестве
Со времен глубокой древности в религиозной жизни язычников особая роль предназначалась жрецам, которые хранили храмовые тайны, были посвящены в смысл мистических обрядов. Только жрецы имели право изучать и толковать священные книги, совершать обряды. Миряне не имели права постигать тайны религии, не будучи предварительно принятыми в касту жрецов. Жрецы использовали это правило в корыстных целях, т. к. пользовались им для достижения власти. Чем таинственней были обряды в храмах, чем меньше люди были посвящены в эти тайны, тем больший авторитет приобретали жрецы, пользующиеся этими тайнами, для воздействия на умы невежественных, но крайне религиозных людей. Нередко жрецы, указывая на то, что ими руководит Бог, подчиняли своей власти даже царей. Очень часто для того, чтобы держать народ в страхе, жрецы изобретали кровавые обряды с жертвоприношениями людей, якобы как кару Божию за непослушание религиозным предписаниям.
Священники в Израиле
Совсем другие уставы и законы Господь ввел в религиозную жизнь Израиля. Богослужение, которое происходило в скинии, а впоследствии в храме, не несло в себе никакой таинственности. Символы этого богослужения, смысл и значение обрядов были описаны в Священном Писании, и священники должны были читать Священное Писание перед народом и разъяснить смысл каждого действия. Каждый еврей должен был лично знать значение всего религиозного действия в храме, он должен был лично знать Господа, свои обязанности перед Ним. Иисус еще больше приблизил Господа к людям, показав, что Господь желает, чтобы люди постигали все тайны мироздания, что Он желает, чтобы люди видели в Нем самого близкого, любящего Друга. Христос не отделял Себя от народа, Он постоянно был среди людей, открывая им законы Царствия Божия.
Разделение на мирян и духовенство
После того, как в IV веке по Р. X. христианство становится господствующей религией, в него входят обычаи языческого мира. Священники христианских общин начинают вести образ жизни, подобно языческим жрецам. В церковь вводится огромное число таинственных обрядов, смысл и значение которых непонятны большинству. Одежды священнослужителей, да и само богослужение становится все более роскошным, магически действуя на приходящих в храм. Священники оставляют за собой исключительное право толковать Священное Писание, превращаются в замкнутую касту, живущую по своим нормам. Религия, призванная открывать Господа людям, приближать их к Нему, становится на путь отделения Бога от людей.
Насколько противоречит помпезность, гордость, самолюбование священников характеру самого Иисуса. Мы читаем в Евангелии: «Иисус же подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так — как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25—28).
Библия о священниках
В Священном Писании есть много мест, в которых дается характеристика служителю Божию. Рассмотрим одно из них. Апостол Павел в послании Титу пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непорочности» (Тит. 1:5, 6). Таким образом, священник должен прежде всего быть безукоризненным в семейной жизни. Католическая церковь в средние века ввела правило, по которому священники не должны жениться, но это прямое противоречие сказанному в данном отрывке из Библии.
Библия учит, что поведение человека в семье является важнейшим показателем истинности его веры. Тот, кто не умеет поддерживать домашний порядок, любовь и уважение в семье, кто не умеет воспитывать детей в духе любви и радости, как может наставлять церковь? Далее Павел пишет: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец» (Тит. 5:7). Служителю Божию не присуще все, что не соответствует кротости и смирению сердца. Он должен быть пастырем, который не имеет даже намека на раздражение, превозношение, злобу, но искренне любит людей, желает их спасения и делает для этого все возможное. Служение Богу не совместимо с корыстью, алчностью. Страшным злом является обогащение священников за счет церковной казны, стремление к роскоши, власти, все это противоречит характеру Иисуса — Сына Божия, Который, будучи на этой земле, не почитал для Себя унижением профессию плотника, которая была весьма презираема среди людей.
Далее Павел описывает поведение священника такими словами: «Но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 5:8, 9). Эти тексты указывают на то, что для служителя Божия наиглавнейшим является то учение, которое он проповедует: его чистота, соответствие Библии. Это учение не допускает искажения Слова Божия. Пастор должен быть тверд в отстаивании библейских принципов жизни.
Отступление от принципов Библии, искажение Божественной истины привело к рождению множества течений в христианстве, проповедующих не Библию, а заповеди человеческие. Об этом Иисус сказал: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9).
Истинная церковь Божия — та церковь, в которой Библия проповедуется во всей полноте, без малейшего искажения, учение которой строится только на Библии, где священник и не какая-то отделенная «неприкосновенная» каста, а братья всем членам церкви, бескорыстно служащие людям с любовью, показывающие пример своей личной жизнью, ибо в Библии нет никакого указания на особое положение пастырей по отношению к остальным верующим, ибо вся церковь — собрание детей Божьих, о чем пишет апостол Петр: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2:9,10). Все, кто приходят к Господу в глубоком покаянии, предает Ему своим пути, отзывается на Его призыв, начинает новую жизнь со Христом, с Его словом, желает присоединиться к Его народу — церкви являются царственным священством, носящим величайшее и прекраснейшее имя во Вселенной — Христа.