О православных реформах и христианской Реформации. Взгляд протестанта
julia, 2 июля, 10:04
Болезненные процессы внутри разделенного
украинского Православия с разочарованием наблюдает и внешнее
христианское сообщество, в том числе протестанты. К сожалению, наблюдают
не так внимательно, как стоило бы, поскольку многие болезни,
унаследованные от советского времени, и многие соблазны современной
украинской ситуации, характерны для всех конфессий. Иногда наблюдают с
неоправданным злорадством, а иногда с чувством оправданной выгоды – пока
православные бьются между собой, протестантов на время оставят в покое.
Судьба Православия связана с протестантизмом «идеально», а потому
мало ощутимо и почти недостижимо близко – единством веры и вселенской
Церкви. Конечно же, сейчас иерархам не до таких высоких и утопических
тем. Но есть гораздо более приземленные и практические аспекты единства,
с которых оно начинается и в которых зреет к видимому проявлению
единства Христова Тела, единства в Духе и единства в Любви. Речь идет о
таких реформах внутри каждой Церкви, которые вернут ее (Церковь) к
евангельским идеалам и приблизят к духовным запросам общества.
Необходимость в реформах очевидна извне и обсуждается внутри. Пока
доминирует практическо-прагматический подход к реформам, но с него может
начаться дискуссия о большем – о Реформации. Последовательное
продумывание реформ для блага одной Церкви неизбежно подводит к мысли о
необходимости Реформации для блага единой Церкви.
Сегодня можно и нужно говорить о такой Реформации, которая затронет и
православие, и протестантизм, и католицизм – все основные христианские
конфессии. Полуреформация – это реформа православия (или любой другой
конфессии) с целью исправления его социального имиджа, повышения
миссионерской эффективности и улучшения его управленческой структуры. Но
те реформы, которые не ведут к Реформации, окажутся недостаточными.
Возможна ли Реформация в постсоветском Православии? Маловероятна, но
все же возможна и даже необходима. Постсоветское Православие не стало ни
российским, ни украинским. Оно продолжило курс на изоляцию от
Православия мирового и сохранило связь с губительной традицией
симфонизма. Локальный традиционализм, местничество, лжемессианское
превозношение, близость к власти, хорошо видимые извне, — лишь зримые
проявления внутренней болезни церковного тела.
Реформы без Реформации принесут лишь эффект краткосрочных и внешних
улучшений – имиджевых (Церковь будут воспринимать лучше), управленческих
(Церковью будут управлять лучше), количественных (в Церковь будет
приходить больше).
Тем временем христианский мир близится к пятисотлетнему юбилею
европейской Реформации. 2017 год станет историческим рубежом и вопросом
для Церквей некогда реформированных, и Церквей никогда
нереформированных: как оценивать Реформацию пять столетий спустя;
продолжается ли Реформация сегодня; в чем проявляется реформационное
движение; не приближается ли Церковь к очередной Реформации?
Каким должен быть протестантизм, чтобы стал возможным диалог с
Православием? Каким должно быть Православие, чтобы восстановилось
общение с протестантами? Можно ответить, что каждый должен оставаться
собой, но это не совсем по-христиански. Апостольские мудрость и смирение
проявлялись в готовности отказаться от того, что соблазняет брата (Рим.
14:21), в способности быть для всех всем, чтобы приобрести хотя бы
некоторых (1 Кор. 9:22). Подобным образом надлежит мыслить и сегодня –
задаваться вопросами, как реформы одной Церкви могут способствовать
оживлению Церкви единой, как внутренние преобразования помогут
межцерковному сближению и обновлению единства, как перемены внутри
Церкви повлияют на судьбы внецерковных людей и общества в целом?
Для протестантов истина о Церкви реформированной и постоянно
реформирующейся (Ecclesia Reformata et Semper Reformanda) — ясная,
признанная, но утраченная и почти забытая. Для православных – странная и
дерзкая, по меньшей мере, дискуссионная.
Но и для первых, и для вторых, именно идея Реформации как
непрерывного обновления Церкви, может стать объединяющей. Протестанты,
забывшие о Реформации, и православные, возможность Реформации
отрицающие, никогда не смогут говорить в режиме диалога, никогда не
почувствуют родство, никогда не объединятся в деле служения и проповеди
обществу.
Реформация выступает необходимым третьим символическим фактором в
диалоге Церквей. Трезвое осознание необходимости обновления, смиренная
готовность к преобразованиям, внимание и благодарное принятие дара
другой традиции могут стать первыми шагами на пути к исцелению
разделенного Православия, а затем и к возобновлению общехристианского
общения.
В разговор двух всегда вмешивается внешний вызов. В Реформации нужно
видеть общий знак, знамение для всех Церквей; нужно слышать голос Главы,
напоминающий о простых и забытых истинах. Лишь при таком вслушивании
возможен диалог как путь к утраченному единству.
Михаил Черенков
http://baznica.info/article/o-pravoslavnykh-reformakh-i-khristianskoi
julia, 2 июля, 10:04
Болезненные процессы внутри разделенного
украинского Православия с разочарованием наблюдает и внешнее
христианское сообщество, в том числе протестанты. К сожалению, наблюдают
не так внимательно, как стоило бы, поскольку многие болезни,
унаследованные от советского времени, и многие соблазны современной
украинской ситуации, характерны для всех конфессий. Иногда наблюдают с
неоправданным злорадством, а иногда с чувством оправданной выгоды – пока
православные бьются между собой, протестантов на время оставят в покое.
Судьба Православия связана с протестантизмом «идеально», а потому
мало ощутимо и почти недостижимо близко – единством веры и вселенской
Церкви. Конечно же, сейчас иерархам не до таких высоких и утопических
тем. Но есть гораздо более приземленные и практические аспекты единства,
с которых оно начинается и в которых зреет к видимому проявлению
единства Христова Тела, единства в Духе и единства в Любви. Речь идет о
таких реформах внутри каждой Церкви, которые вернут ее (Церковь) к
евангельским идеалам и приблизят к духовным запросам общества.
Необходимость в реформах очевидна извне и обсуждается внутри. Пока
доминирует практическо-прагматический подход к реформам, но с него может
начаться дискуссия о большем – о Реформации. Последовательное
продумывание реформ для блага одной Церкви неизбежно подводит к мысли о
необходимости Реформации для блага единой Церкви.
Сегодня можно и нужно говорить о такой Реформации, которая затронет и
православие, и протестантизм, и католицизм – все основные христианские
конфессии. Полуреформация – это реформа православия (или любой другой
конфессии) с целью исправления его социального имиджа, повышения
миссионерской эффективности и улучшения его управленческой структуры. Но
те реформы, которые не ведут к Реформации, окажутся недостаточными.
Возможна ли Реформация в постсоветском Православии? Маловероятна, но
все же возможна и даже необходима. Постсоветское Православие не стало ни
российским, ни украинским. Оно продолжило курс на изоляцию от
Православия мирового и сохранило связь с губительной традицией
симфонизма. Локальный традиционализм, местничество, лжемессианское
превозношение, близость к власти, хорошо видимые извне, — лишь зримые
проявления внутренней болезни церковного тела.
Реформы без Реформации принесут лишь эффект краткосрочных и внешних
улучшений – имиджевых (Церковь будут воспринимать лучше), управленческих
(Церковью будут управлять лучше), количественных (в Церковь будет
приходить больше).
Тем временем христианский мир близится к пятисотлетнему юбилею
европейской Реформации. 2017 год станет историческим рубежом и вопросом
для Церквей некогда реформированных, и Церквей никогда
нереформированных: как оценивать Реформацию пять столетий спустя;
продолжается ли Реформация сегодня; в чем проявляется реформационное
движение; не приближается ли Церковь к очередной Реформации?
Каким должен быть протестантизм, чтобы стал возможным диалог с
Православием? Каким должно быть Православие, чтобы восстановилось
общение с протестантами? Можно ответить, что каждый должен оставаться
собой, но это не совсем по-христиански. Апостольские мудрость и смирение
проявлялись в готовности отказаться от того, что соблазняет брата (Рим.
14:21), в способности быть для всех всем, чтобы приобрести хотя бы
некоторых (1 Кор. 9:22). Подобным образом надлежит мыслить и сегодня –
задаваться вопросами, как реформы одной Церкви могут способствовать
оживлению Церкви единой, как внутренние преобразования помогут
межцерковному сближению и обновлению единства, как перемены внутри
Церкви повлияют на судьбы внецерковных людей и общества в целом?
Для протестантов истина о Церкви реформированной и постоянно
реформирующейся (Ecclesia Reformata et Semper Reformanda) — ясная,
признанная, но утраченная и почти забытая. Для православных – странная и
дерзкая, по меньшей мере, дискуссионная.
Но и для первых, и для вторых, именно идея Реформации как
непрерывного обновления Церкви, может стать объединяющей. Протестанты,
забывшие о Реформации, и православные, возможность Реформации
отрицающие, никогда не смогут говорить в режиме диалога, никогда не
почувствуют родство, никогда не объединятся в деле служения и проповеди
обществу.
Реформация выступает необходимым третьим символическим фактором в
диалоге Церквей. Трезвое осознание необходимости обновления, смиренная
готовность к преобразованиям, внимание и благодарное принятие дара
другой традиции могут стать первыми шагами на пути к исцелению
разделенного Православия, а затем и к возобновлению общехристианского
общения.
В разговор двух всегда вмешивается внешний вызов. В Реформации нужно
видеть общий знак, знамение для всех Церквей; нужно слышать голос Главы,
напоминающий о простых и забытых истинах. Лишь при таком вслушивании
возможен диалог как путь к утраченному единству.
Михаил Черенков
http://baznica.info/article/o-pravoslavnykh-reformakh-i-khristianskoi