или
Мы защищаем нашу веру или она - нас?
Вера - не набор правильных убеждений, а труд души. Вера - это глагол, вера - это процесс.
И когда приходит неизбежный период вялости, душевной усталости, первое естественное побуждение - с гордостью оглянуться на тех кто, как нам мнится, преуспел в вере менее нас, а то и просто неверных, и хорошенько их поучить.
Занятие столь же приятное, сколь и шаткое.
Учить со смирением: "учу более себя, нежели вас;
обращаясь к вам, обращаюсь прежде к себе,
чтобы более утвердиться в том, в чем еще не тверда",
- относительно безопасно.
Но если мы забываем обращаться к себе,
дух, вместо "внимания себе во смирении",
незаметно, как сивухой, пьянится лестной сладостью самодовольства и самолюбования.
Принесу ли я в таком состоянии пользу ближнему, не знаю;
а вот то что себе при этом приношу только вред - ощущается ясно.
Особенно явно и нелепо это проявляется при спорах с инославными.
Мы призваны "Господа Бога святить в сердцах наших; и быть всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"
/Первое послание Петра/
А это вовсе не то, что у нас получается, когда мы сами спешим с ответами, которых у нас не требуют.
Православие призывает нас хранить, растить и лелеять святыню веры в своем сердце, понимая, что если кто и может осквернить ее, то только мы сами.
Богохульник, если кого и оскверняет, то только себя, а никак не Бога.
Если нам кажется, что нашего Бога можно кому-то "осквернить", то сама такая мысль является скверной: мы явно начинаем путать нашего Бога с божком.
Если устроившие закрытую выставку "осторожно: - религия!" делают больно нашим чувствам - это только естественно.
Если это чувство боли вызывает у нас чувство гнева и желание "защитить Бога", - то самое время сказать себе:
"осторожно: - идолопоклонство!" и заняться не устроителями выставки, а благоустройством себя.
Ведь если б идолопоклонство было бы так нелепо и чуждо нашей верующей душе, вряд ли о нем с такой настойчивостью предупреждала бы Библия.
---
Этому и учит нас отмечающийся праздник "Благой Вратарницы", Иверской иконы Божией Матери:
Святыня, которая кажется нам такой драгоценной, такой уязвимой, такой хрупкой, - требует от нас только одной защиты: защиты от нашего идолопоклоннического к ней отношения.
"Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец Гавриил безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм.
На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей.""
Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.