Хабиру (хапиру, апиру) по-аккадски или pr.w по-древнеегипетски[1] — название, упоминаемое в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1800 и 1100 гг. до н. э., для группы племён, кочевавших по территории Плодородного Полумесяца от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства в Ханаане.[2] В зависимости от источника и эпохи, хабиру описывают как кочевников или полукочевников, повстанцев, разбойников, совершающих набеги, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т. п.
Название Habiru и Apiru используются в аккадских клинописных текстах. Соответствующее наименование в египетских текстах (не передававших гласных) выглядит как PR.W, и условно произносится Apiru (W — египетский суффикс множественного числа). В месопотамских текстах им нередко также соответствует шумерская лолограмма SA.GAZ, произношение которой неизвестно. Название Habiru также встречается в амарнских документах, включащих названия множества ханаанских народов в записи аккадской клинописью. Письма из Амарны, адресованные египетским фараонам в 14 в. до н. э., описывают время смут в Ханаане, восходящее ко временам до битвы при Кадеше, произошедшей в годы правления Тутмоса I.
Согласно взглядам Моше Гринберга и его последователей хабиру, подобно казакам позднего Средневековья и Нового времени, рассматривались как состоявшие из изгоев из близлежащих аграрных сообществ. К ним прибавились крестьяне, бежавшие из Ассирии и Вавилона, где они подвергались суровой эксплуатации.
Рэйни (Rainey) полагает, что хабиру — обобщающий термин для бандитов, не связанных с конкретным народом. Он считает, что в документах Амарнского архива евреи упоминались под названием шасу
Название Habiru и Apiru используются в аккадских клинописных текстах. Соответствующее наименование в египетских текстах (не передававших гласных) выглядит как PR.W, и условно произносится Apiru (W — египетский суффикс множественного числа). В месопотамских текстах им нередко также соответствует шумерская лолограмма SA.GAZ, произношение которой неизвестно. Название Habiru также встречается в амарнских документах, включащих названия множества ханаанских народов в записи аккадской клинописью. Письма из Амарны, адресованные египетским фараонам в 14 в. до н. э., описывают время смут в Ханаане, восходящее ко временам до битвы при Кадеше, произошедшей в годы правления Тутмоса I.
Согласно взглядам Моше Гринберга и его последователей хабиру, подобно казакам позднего Средневековья и Нового времени, рассматривались как состоявшие из изгоев из близлежащих аграрных сообществ. К ним прибавились крестьяне, бежавшие из Ассирии и Вавилона, где они подвергались суровой эксплуатации.
Рэйни (Rainey) полагает, что хабиру — обобщающий термин для бандитов, не связанных с конкретным народом. Он считает, что в документах Амарнского архива евреи упоминались под названием шасу