Шасу (транслитерация древнеегипетского термина š3sw, буквально «идущие пешком») — кочевники, появившиеся в Леванте начиная с 15 в. до н. э. и обитавшие там вплоть до Третьего переходного периода. Термин впервые появляется в списке народов Заиорданья, относящемся к 15 в. до н. э. В списке перечисляются 6 групп шасу: «шасу из Сеира, шасу из Rbn, шасу из Sam’ath (вероятно, клан кенитов), шасу из Wrbr (вероятно, около Вади-эль-Хеса) и шасу из Ywh»
На основании этих сведений ряд исследователей, в том числе Дональд Редфорд и Уильям Дивер,[2] пришли к заключению, что народы, отождествляемые с «Израилем» на стеле Мернептаха, входили в состав шасу. Рэйни (Rainey) в поддержку данного тезиса приводит тексты из Амарнского архива. [3] С другой стороны, против отождествления израильтян с шасу может говорить тот факт, что на рельефе Мернептаха народ, позднее известный как израильтяне, рассматривается не в составе шасу. Более того, один из египетских документов считает шасу выходцами из Эдома, т.е. идумеями[4]
Некоторые учёные, как Фрэнк Юрко (Frank J. Yurco) и Майкл Хейзел, рассматривают шасу, упоминаемых на стеле Мернептаха, как отдельное от Израиля племя, поскольку они носили другую одежду, имели другие причёски и вообще упоминаются египетскими писцами отдельно.[5] Более того, Израиль упоминается как народ, как социально-этническая группа. Чаще всего рядом с упоминанием «врагов из Шасу» ставится иероглиф-детерминатив «горная страна».Таким образом, шасу отличаются от ханаанеев, защищавших укреплённые города Ашкелон, Гезер и Еноам
На основании этих сведений ряд исследователей, в том числе Дональд Редфорд и Уильям Дивер,[2] пришли к заключению, что народы, отождествляемые с «Израилем» на стеле Мернептаха, входили в состав шасу. Рэйни (Rainey) в поддержку данного тезиса приводит тексты из Амарнского архива. [3] С другой стороны, против отождествления израильтян с шасу может говорить тот факт, что на рельефе Мернептаха народ, позднее известный как израильтяне, рассматривается не в составе шасу. Более того, один из египетских документов считает шасу выходцами из Эдома, т.е. идумеями[4]
Некоторые учёные, как Фрэнк Юрко (Frank J. Yurco) и Майкл Хейзел, рассматривают шасу, упоминаемых на стеле Мернептаха, как отдельное от Израиля племя, поскольку они носили другую одежду, имели другие причёски и вообще упоминаются египетскими писцами отдельно.[5] Более того, Израиль упоминается как народ, как социально-этническая группа. Чаще всего рядом с упоминанием «врагов из Шасу» ставится иероглиф-детерминатив «горная страна».Таким образом, шасу отличаются от ханаанеев, защищавших укреплённые города Ашкелон, Гезер и Еноам