По закону ВЗ развод был разрешен только согласно Второзаконию 24,1-4. Этот отрывок не относится к случаю, когда жена - прелюбодейка (прелюбодеяние наказывалось смертью, см. Втор. 22,22). Скорее он говорит о разводе из-за брака не по любви или из-за несовместимости. Однако в Царстве Христа кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. Это не значит, что она автоматически становится прелюбодейкой. Имеется в виду, что, лишенная средств к существованию, она вынуждена жить с другим мужчиной.
Поступая так, она становится прелюбодейкой. Не только бывшая жена становится прелюбодейкой, но и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует. Тема развода и повторного брака - одна из самых сложных в Библии. Ответить на все возникающие вопросы практически невозможно, но будет полезно проследить и суммировать то, чему учит нас Писание и во что мы верим.
РАЗВОД И ПОВТОРНЫЙ БРАК
Бог никогда не планировал для человека развод. Он хотел, чтобы один мужчина и одна женщина оставались в браке до тех пор, пока их союз не будет расторгнут смертью (Рим. 7,2-3).
Иисус открыл это фарисеям, ссылаясь на Божественный порядок в начале творения (Мф. 19,4-6).
Бог ненавидит развод (Мал. 2,16), то есть развод не по Писанию. Не то чтобы Он ненавидел развод вообще, потому что Он говорит, что Сам в разводе с Израилем (Иер. 3,8). Но это случилось потому, что народ оставил Его, чтобы служить идолам. Израиль не сохранил верность.
У Матфея (5,31-32 и 19,9) Иисус учит, что развод запрещен, за исключением случая, когда один из супругов виновен в измене. У Марка (10,11-12) и Луки (16,18) исключение не упоминается.
Это противоречие, наверное, хорошо разъяснено, так что ни Марк, ни Лука не записали это высказывание полностью. Следовательно, хотя развод - не идеальный выход из положения, он разрешается в случае неверности одного из супругов. Иисус в этом случае разрешает развод, но Он не повелевает разводиться.
Некоторые богословы рассматривают 1 Коринфянам 7,12-16 как учение о том, что развод приемлем и тогда, когда неверующая сторона оставляет верующую сторону. Павел говорит, что оставленное лицо в таком случае не связано, т.е. он или она вольны расторгнуть брак (чтобы разойтись). По мнению автора данного труда, этот случай представляет собой такое же исключение, какое допускается у Матфея (5 и 19), то есть неверующее лицо уходит, чтобы жить с другим. Следовательно, верующий может расторгнуть брак на духовном основании только при условии, что вторая сторона совершает прелюбодеяние.
Часто утверждают, что, хотя в НЗ развод позволен, о повторном браке речь не идет. Однако этот аргумент не обоснован. В НЗ повторный брак осуждается не для невиновной стороны, а только для обидчика. Более того, Писание разрешает повторный брак - это главная цель развода, иначе развод послужит поводом к прелюбодеянию.
В любой дискуссии на эту тему возникает вопрос: "А как быть с теми, кто был в разводе до того, как стал христианином?" Не может быть сомнения в том, что незаконный развод и повторный брак, имевшие место до обращения, являются полностью прощенным грехом (см., например, 1 Кор. 6,11, где Павел включает прелюбодеяние в список грехов, в которых раньше участвовали коринфские верующие). Грехи, совершенные до обращения, не лишают верующих права на членство в поместной церкви.
Более трудный вопрос в отношении христиан, которые развелись не по Писанию и заключили повторный брак. Можно ли их опять принять в число членов поместной церкви? Ответ зависит от того, является ли прелюбодеяние единичным актом физической близости или постоянным.
Если эти люди живут в прелюбодеянии, то они должны не только исповедаться, но также оставить своего партнера, которого имеют в настоящее время. Однако Божье разрешение проблемы никогда не усложняет ее. Если, для того чтобы распутать клубок супружеских взаимоотношений, мужчины или женщины впадают в грех или женщины и дети остаются без жилья и средств к существованию, то лечение гораздо хуже, чем болезнь.
По мнению автора, христиане, которые развелись не по Писанию, а потом повторно женились, могут искренне покаяться в своем грехе и быть восстановлены перед Господом и в церковном братстве. Каждый случай развода имеет свои особенности. Поэтому совет поместной церкви должен исследовать каждый отдельный случай и рассуждать по Слову Божьему. Если иногда нужно применить дисциплинарное наказание, то все причастные к этому должны подчиниться решению совета.
Поступая так, она становится прелюбодейкой. Не только бывшая жена становится прелюбодейкой, но и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует. Тема развода и повторного брака - одна из самых сложных в Библии. Ответить на все возникающие вопросы практически невозможно, но будет полезно проследить и суммировать то, чему учит нас Писание и во что мы верим.
РАЗВОД И ПОВТОРНЫЙ БРАК
Бог никогда не планировал для человека развод. Он хотел, чтобы один мужчина и одна женщина оставались в браке до тех пор, пока их союз не будет расторгнут смертью (Рим. 7,2-3).
Иисус открыл это фарисеям, ссылаясь на Божественный порядок в начале творения (Мф. 19,4-6).
Бог ненавидит развод (Мал. 2,16), то есть развод не по Писанию. Не то чтобы Он ненавидел развод вообще, потому что Он говорит, что Сам в разводе с Израилем (Иер. 3,8). Но это случилось потому, что народ оставил Его, чтобы служить идолам. Израиль не сохранил верность.
У Матфея (5,31-32 и 19,9) Иисус учит, что развод запрещен, за исключением случая, когда один из супругов виновен в измене. У Марка (10,11-12) и Луки (16,18) исключение не упоминается.
Это противоречие, наверное, хорошо разъяснено, так что ни Марк, ни Лука не записали это высказывание полностью. Следовательно, хотя развод - не идеальный выход из положения, он разрешается в случае неверности одного из супругов. Иисус в этом случае разрешает развод, но Он не повелевает разводиться.
Некоторые богословы рассматривают 1 Коринфянам 7,12-16 как учение о том, что развод приемлем и тогда, когда неверующая сторона оставляет верующую сторону. Павел говорит, что оставленное лицо в таком случае не связано, т.е. он или она вольны расторгнуть брак (чтобы разойтись). По мнению автора данного труда, этот случай представляет собой такое же исключение, какое допускается у Матфея (5 и 19), то есть неверующее лицо уходит, чтобы жить с другим. Следовательно, верующий может расторгнуть брак на духовном основании только при условии, что вторая сторона совершает прелюбодеяние.
Часто утверждают, что, хотя в НЗ развод позволен, о повторном браке речь не идет. Однако этот аргумент не обоснован. В НЗ повторный брак осуждается не для невиновной стороны, а только для обидчика. Более того, Писание разрешает повторный брак - это главная цель развода, иначе развод послужит поводом к прелюбодеянию.
В любой дискуссии на эту тему возникает вопрос: "А как быть с теми, кто был в разводе до того, как стал христианином?" Не может быть сомнения в том, что незаконный развод и повторный брак, имевшие место до обращения, являются полностью прощенным грехом (см., например, 1 Кор. 6,11, где Павел включает прелюбодеяние в список грехов, в которых раньше участвовали коринфские верующие). Грехи, совершенные до обращения, не лишают верующих права на членство в поместной церкви.
Более трудный вопрос в отношении христиан, которые развелись не по Писанию и заключили повторный брак. Можно ли их опять принять в число членов поместной церкви? Ответ зависит от того, является ли прелюбодеяние единичным актом физической близости или постоянным.
Если эти люди живут в прелюбодеянии, то они должны не только исповедаться, но также оставить своего партнера, которого имеют в настоящее время. Однако Божье разрешение проблемы никогда не усложняет ее. Если, для того чтобы распутать клубок супружеских взаимоотношений, мужчины или женщины впадают в грех или женщины и дети остаются без жилья и средств к существованию, то лечение гораздо хуже, чем болезнь.
По мнению автора, христиане, которые развелись не по Писанию, а потом повторно женились, могут искренне покаяться в своем грехе и быть восстановлены перед Господом и в церковном братстве. Каждый случай развода имеет свои особенности. Поэтому совет поместной церкви должен исследовать каждый отдельный случай и рассуждать по Слову Божьему. Если иногда нужно применить дисциплинарное наказание, то все причастные к этому должны подчиниться решению совета.