Личность Христа в Евангелии и в Коране
1. Христос в исламе
Христос упоминается во многих стихах Корана. Всякий раз, когда речь идет о личности Христа, мусульмане думают об этих стихах предвзято.
В большинстве случаев мусульманские богословы при толковании этих стихов обращаются к христианским текстам, и не трудно заметить, что они принимают из этого текста только то, что, по их понятию, согласуется с мусульманским учением; но всегда отвергают любую попытку найти согласованность между Евангелием и Кораном, по причине наличия различий в верованиях и обычаях, изложенных в этих двух книгах. Защищая авторитет Корана, они утверждают, что стих Евангелия извращен, когда он противоречит Корану.
В данном исследовании я попытаюсь показать позицию Корана, когда он противоречит христианскому учению. Я рад возможности начать с утверждения, что любой человек, серьезно исследующий текст Корана, может заметить, что стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям: проповедникам и монахам. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают Божественность Христа. Вне сомнения, причина была чисто догматическая, так как Мухаммед в учении о Святой Троице усматривал противоречие по отношению к проповедуемому им единобожию. Отказ от любого компромисса по этому вопросу в целом ряде стихов Корана, которые очень сурово критикуют учение о Троице, обвиняя христиан в политеизме (многобожии).
Возможно, что Мухаммеда смущало учение о Троице, которое проповедовали некоторые еретические христианские секты, рассеянные по Аравийскому полуострову. По их пониманию Троица состояла из Бога, Его сотрудницы Марии и ее Сына Иисуса. Несмотря на то, что христиане никогда не придерживались этого учения, мусульмане сделали из него великий спорный вопрос и, несмотря на все разъяснения, даваемые христианами, постоянно на него ссылаются.
Имеется также другая глубоко укоренившаяся проблема, причиной которой является следующий стих Корана: "И вот сказал Иса (Иисус), сын Марйам (Марии): "О сыны Исраила! Я -посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: "Это - явное колдовство!" Сура 61,6*).
Абу Джафар аль Табари приводит одно место толкования некоторых богословов: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Я предназначен Богом быть печатью пророков. Действительно, Адам отошел в прах земной. Я хочу сообщить вам прежде, что мой отец Авраам молился, и Иисус объявил о мне, и моя мать имела видение. Подобно этому, матери пророков видели (во время родов моей матери) - великий свет воссиял из нее, достаточный, чтобы осветить дворцы в Дамаске".
Это утверждение мусульмане понимают буквально, и поскольку в Евангелии нет никакого упоминания о пророчестве, касающемся Мухаммеда, а также нет и стиха, в котором Христос говорил бы о нем, то они говорят, что Евангелие недостоверно.
Имеется третья трудность, поводом для которой является вера христиан в повествование о страданиях Христа и Его распятие, как основную истину их религии. Коран отрицает распятие, так как в нем об иудеях сказаны следующие слова: "Потому что они (иудеи) говорят: "Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, - наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!) Сура 4,157.
Имеется четвертая трудность, причиной которой является вера христиан в то, что Христос есть Сын Божий. Коран же отрицает это учение Библии в целом ряде стихов, которые я буду упоминать в надлежащих местах этой книги, приводя их толкование в комментарии ученых.
Абд-эль-фади
3. Чудеса Христа в Коране
Абд-эль-фади
4. Что говорит Коран о Христе как о Сыне Божием?
Абд-эль-фади
5. Ислам о Божественности Христа
Абд-эль-фади
6. Христос как Сын Человеческий в исламе
1. Христос в исламе
Христос упоминается во многих стихах Корана. Всякий раз, когда речь идет о личности Христа, мусульмане думают об этих стихах предвзято.
В большинстве случаев мусульманские богословы при толковании этих стихов обращаются к христианским текстам, и не трудно заметить, что они принимают из этого текста только то, что, по их понятию, согласуется с мусульманским учением; но всегда отвергают любую попытку найти согласованность между Евангелием и Кораном, по причине наличия различий в верованиях и обычаях, изложенных в этих двух книгах. Защищая авторитет Корана, они утверждают, что стих Евангелия извращен, когда он противоречит Корану.
В данном исследовании я попытаюсь показать позицию Корана, когда он противоречит христианскому учению. Я рад возможности начать с утверждения, что любой человек, серьезно исследующий текст Корана, может заметить, что стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям: проповедникам и монахам. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают Божественность Христа. Вне сомнения, причина была чисто догматическая, так как Мухаммед в учении о Святой Троице усматривал противоречие по отношению к проповедуемому им единобожию. Отказ от любого компромисса по этому вопросу в целом ряде стихов Корана, которые очень сурово критикуют учение о Троице, обвиняя христиан в политеизме (многобожии).
Возможно, что Мухаммеда смущало учение о Троице, которое проповедовали некоторые еретические христианские секты, рассеянные по Аравийскому полуострову. По их пониманию Троица состояла из Бога, Его сотрудницы Марии и ее Сына Иисуса. Несмотря на то, что христиане никогда не придерживались этого учения, мусульмане сделали из него великий спорный вопрос и, несмотря на все разъяснения, даваемые христианами, постоянно на него ссылаются.
Имеется также другая глубоко укоренившаяся проблема, причиной которой является следующий стих Корана: "И вот сказал Иса (Иисус), сын Марйам (Марии): "О сыны Исраила! Я -посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: "Это - явное колдовство!" Сура 61,6*).
Абу Джафар аль Табари приводит одно место толкования некоторых богословов: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Я предназначен Богом быть печатью пророков. Действительно, Адам отошел в прах земной. Я хочу сообщить вам прежде, что мой отец Авраам молился, и Иисус объявил о мне, и моя мать имела видение. Подобно этому, матери пророков видели (во время родов моей матери) - великий свет воссиял из нее, достаточный, чтобы осветить дворцы в Дамаске".
Это утверждение мусульмане понимают буквально, и поскольку в Евангелии нет никакого упоминания о пророчестве, касающемся Мухаммеда, а также нет и стиха, в котором Христос говорил бы о нем, то они говорят, что Евангелие недостоверно.
Имеется третья трудность, поводом для которой является вера христиан в повествование о страданиях Христа и Его распятие, как основную истину их религии. Коран отрицает распятие, так как в нем об иудеях сказаны следующие слова: "Потому что они (иудеи) говорят: "Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, - наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!) Сура 4,157.
Имеется четвертая трудность, причиной которой является вера христиан в то, что Христос есть Сын Божий. Коран же отрицает это учение Библии в целом ряде стихов, которые я буду упоминать в надлежащих местах этой книги, приводя их толкование в комментарии ученых.
- Спойлер:
- Абд-эль-фади
2. Отличительные характерные черты Христа в Коране
Вопреки сопротивлению ислама по отношению к оновным христианским доктринам Коран признает свойства и достоинства Христа, ставящие Его на более высокий уровень, по сравнению с человеком. Эти характерные черты были явлены в Его жизни и поведении, в Его проповеди и Его личности. Когда мы сравниваем эти характерные черты с чертами пророков и апостолов, упомянутыми Кораном, то мы видим, что Коран не наделяет никого из них, даже самого Мухаммеда, такими исключительными чертами, которые были присущи только одному Христу.
I. Его чудесное зачатие
Мы читаем в Коране: "И Марйам, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в нее от Нашего духа. И она сочла истиной слова его Господа и Его писания и была из числа благочестивых". Сура 66,12.
Аль-Фахр эль-Рази говорит: "Мы вдохнули туда от Нашего духа" - значит: в Иисуса, так как Иисус был в ее утробе". Имеется разногласие по вопросу - кто вдохнул? Некоторые говорят - вдохнул Аллах, так как Аллах говорит: "Мы вдохнули от Нашего духа", что выглядит так, что Сам Аллах вдохнул. Другие говорят, что вдохнул ангел Гавриил, потому что сказано по отношению к Гавриилу: "Я жалую тебе".
Имеется также разногласие относительно того, как это было сделано.
1. Имеется сказание Вахаба, говорящее, что Гавриил вдохнул в ее грудь, и это достигло ее утробы.
2. По другой версии он вдохнул в ее одежду, и она забеременела.
3. Аль-Садди сказал: "Он взял ее рукав и вдохнул в ее бок, и это вошло в грудь ее, и она забеременела. Тогда сестра Марии, жена Захарии, пришла навестить ее и помочь ей; когда она помогала, то узнала, что Мария беременна, так как Мария сказала ей об этом. Жена Захарии сказала: "Я почувствовала, что младенец в лоне моем молится твоему младенцу". Таким образом это утверждение является доверием слову Аллаха".
4. Вдыхание было сделано в ее рот и достигло ее лона, и она немедленно забеременела.
Ибн Аббас сказал: "Гавриил открыл пальцем ее нижнюю одежду и вдохнул в нее". Фраза: "Чье лоно было целомудренно (девственно)" - значит, что она была девственна и содержала себя в чистоте, и "Мы вдохнули туда от Нашего духа" - значит, что это вдыхание было сделано в отверстие ее одежды. Также сказано: "Мы (т.е. Аллах) сотворили все, что появилось в нем (т.е. в лоне Марии)".
Му-Катил, толкуя значение слов "и она поверила словам ее Господа", сказал, что это значит - уверовала в Иисуса; а Аль-Хасан, когда читает Коран, то вместо "слова" ее Господа - произносит "слово" ее Господа; и Иисус назван именем "слово Аллаха" в нескольких местах Корана.
II. Его чудесное рождение
Коран упоминает следующий разговор между Девой Марией и ангелом Божьим, когда он явился возвестить о рождении Христа: "Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого". Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей". Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием". Дело это решено". Сура 19,19-21.
Аль-Байдави, комментируя чудесное рождение Иисуса, говорит: "Это выдающееся событие ставит Христа выше всех других людей и вестников, так как Он был рожден без участия человека".
Но Аль-Фахр эль-Рази комментирует это событие таким образом:
а) относительно слов - "чтобы даровать тебе безгрешного (чистого) мальчика" - он сказал: "безгрешный" (чистый) имеет три значения:
во-первых, Он без греха;
во-вторых, Он вырос будучи честен, как сказано, что Тот, кто не имеет греха - целомудрие; и в растущем растении имеется чистота;
в-третьих, Он был безупречен и чист.
б) Слова: "И Мы сделаем его откровением для людей" - значат: Мы сделаем Его рождение знамением человечеству, так как Он был рожден без отца; и слова: "Нашим милосердием" значат: человечество получит благословение через это знамение, ибо оно будет чрезвычайным указанием на Его истинность и облегчит людям доверять Его словам.
III. Он был благословен Богом
Мы читаем, в суре Корана - "Марйам", следующие слова, сказанные Христом: "И сделал меня* благословенным, где бы я ни был". Сура 19:31.
Ат-Табари считает, что слова "сделал меня учителем благим".
Сулейман бин Абд ал-Джаббар пишет: "Я слыхал Ибн аль-Варда, последователя Бани Махзума, что он рассказал. Ученый, встретив как-то другого более опытного ученого, после приветствия спросил: "Что должно быть обнародовано из моего знания?" Тот ответил: "Делать добро и воздерживаться от запрещенного". Это и есть религия Аллаха, посланная человечеству через Его пророков". Ученые согласны со словами, сказанными (Иисусом), ссылающимися на Аллаха: "Он соделал Меня благословенным, где бы я ни был".
IV. Ему содействовал Святой Дух
Мы читаем, в суре Корана 2,254: "И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым". Мусульманский богослов Ибн Аббас говорит: "Именем святого духа Иисус воскрешал мертвых". Абу Муслим, другой богослов, сказал: "Святой Дух, содействовавший Ему, вероятно был чистым духом, которого Аллах вдохнул в Него (Иисуса) и которым Он соделал Его отличным от других, сотворенных нормальным путем через мужчину и женщину".
Мы читаем в суре 4,169: "Ведь Мессия Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и Дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников".
Сущность этих стихов заключается в том, что Аллах дал Иисусу, Его личности, - Дух, и этот Дух поддержал Его и Его личность. Но мусульманские ученые имеют разномыслие в объеснении сущности Святого Духа, который поддерживал Иисуса.
Приведем высказывания некоторых мусульманских богословов по этому вопросу: "Он есть дух, который был вдунут во Христа. Аллах сделал Его родственным Себе, оказывая Ему честь и отводя Ему особое место. "Святой"- есть Бог, и выражение "Мы вдохнули в Него от Нашего духа" - указывает на святость.
Аль-Садди и Кааб сказали: "Святой дух - это Гавриил, и его поддержка Иисуса заключалась в том, что он был сотрудником Иисуса и другом Его, помогая Ему и сопровождая Его, куда бы Он ни пошел - до того момента, когда Иисус был взят на небо".
Ибн Джубаир сказал: "Дух Святого (Бога) есть верховное имя Аллаха, и этим именем Иисус воскрешал мертвых".
Аль-Квашани сказал: "Аллах специально очистил тело Иисуса от наследственной нечистоты, и Он был духом, воплощенным в идеальное и духовное тело. Аллах очистил Его дух и освободил Его от влияния природных инстинктов и окружающих влияний так, что Он мог быть поддерживаем святым духом, формой которого Он был".
Ибн Ата сказал: "Наиболее совершенными растениями являются те, у которых плоды - как Иисус, дух Божий".
Ибн Аббас сказал: "Что касается духа, который был вдунут в Него (Иисуса) Аллахом, то поэтому Он (Иисус) и есть дух Аллаха (Бога)".
V. Вознесение Христа в момент Его смерти
Мы читаем, что Аллах сказал: "О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали"- сура 3,55.
Аль-Фахри эль-Рази сказал: "Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два.
а) Значение слов "Я вознесу тебя" - Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим Иисуса".
Подобным этому является выражение: "Я иду к Моему Господу" - (эта фраза взята из Евангелия).
б) Толкование слов "вознесу тебя ко Мне": это значит, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме одного Аллаха".
VI.Непогрешимость Христа в проповеди и в жизни
Некоторые люди представляют себе, что непогрешимость в проповеди тесно связана с непогрешимостью поведения, но стихи Корана противоречат такому мнению.
Мы читаем многие стихи, которые ясно показывают, что жизнь пророков не была безупречной ни до проповеди, ни после нее. Однако в Коране жизнь Христа описана как безгрешная, точно так как и Его проповедь. Ангел возвестил об этом, когда он сказал Его матери: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого".
Эль-Байдави сказал: относительно слова "безгрешный", что Иисус, являясь безгрешным, усовершался из года в год интеллектуально.
VII. Знамения доказали уникальность Его проповеди
Его проповедь была уникальной, то есть единственной в своем роде, и это было благодаря силе Святого Духа. Она была также уникальной по множеству знамений, сопутствовавших проповеди, намного превосходящих знамения всех других посланников Божиих. Мы читаем: "И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения" - сура 2,253. Этими знамениями являлись чудеса, сотворенные Иисусом.
Аль-Байдави сказал: "Аллах даровал Ему специальное поручение и сделал Его чудеса основанием для Его преимущества превыше всех других посланников (пророков). Имелись ясные знамения и великие чудеса, превосходящие численностью чудеса всех других (пророков)".
VIII. Его всеведение
Коран говорит: "А когда был приведен сын Марйам в пример, - вот твой народ от этого отварачивается. И он, поистине, - признак часа (т.е. дня возмездия)". Сура 43, 57.61.
Аль-Джалалан сказал, объясняя значение фразы "знамение для часа": "Видим, что Иисус был знамением для часа, так как Он знал, когда день суда придет. Когда мы вспомним, что люди обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает времена и сроки, то мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится Кораном Христу".
IX. Он - Посредник, ближайший к Аллаху
Когда мы иследуем стих суры 39,45 (Толпы), то находим, что Коран отводит роль Заступника только лишь Самому Аллаху, говоря: "Аллаху принадлежит заступничество полностью". Другой стих Корана намекает, что посредничество является также одной из привилегий Христа; этот стих говорит: "О Марйам! Вот Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последним в мире и из приближенных". Сура 3,45 (Семейство Имрана).
Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: "Выдающийся в этом мире", благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника и положению, ближайшему к Аллаху".
Аль-Табари, цитируя из писаний ученых: Ибн Хамида, Салама, Ибн Исхака и Мухаммеда бин Джаафара, сказал: "выдающийся в мире" значит, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом в этом мире. Слова: "И в будущие времена, и один из тех приближенных" - значат, что Он один из тех, Кого Аллах приблизит к Себе в день Воскресения и Кто будет жить вблизи Аллаха".
Аль-Рази сказал об Иисусе: "Он был выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял слепых и прокаженных; и будет выдающимся в будущем, потому что Аллах хочет сделать Его Посредником для Своего народа".
Тем не менее слова "один из приближенных" имеют различные толкования.
Во-первых, Аллах сделал место для прближенных к Нему великой привилегией для ангелов, и признал, что Иисусу принадлежат их сан и достоинство.
Во-вторых, эти слова являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет вознесен на небеса и сопричислен к ангелам.
В-третьих, что не каждый выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю имеют различные ранги и степени.
Абд-эль-фади
3. Чудеса Христа в Коране
- Спойлер:
- 1. Его творческая сила
В Коране имеются следующие утверждения: Вот скажет Аллах: "О Иса, сын Марйам! Вспомни милость Мою тебе... и вот научил Я тебя писанию, мудрости, Торе, Евангелию, и вот ты делал из глины подобие птиц с Моего дозволения". Сура 5,110 Ибн Араби в толковании этого стиха говорит: "Аллах даровал Иисусу Дух и добавил силу - вдыхать жизнь в то, что Он делал из глины. Никому другому, кроме Иисуса, Аллах не дал силы вдыхать жизнь".
2. Он говорил при своем рождении
Когда Мария родила Сына, ее родственики обвиняли ее, думая что она родила Его вне брака. "А она указала на него. Они сказали: "Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?" Он сказал: "Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком". Сура 19,29.30 (Марйам). Мусульманские ученые считают, что родственики Марии слишком резко обвиняли ее, но она молчала и указала на свое Дитя, как бы говоря им: "Он ответил вам". Другая версия сообщает: Когда Мария кормила грудью Иисуса, Он, услышав обвинения против Своей матери, прекратил сосать молоко, повернулся лицом к обвинителям, и, опираясь на Свою левую руку, простер правую к ним и стал говорить. Имеется также другая история, записанная ученым Аль-Рази: "Захария пришел к ней во время спора иудеев о Марии и сказал Иисусу: "Скажи им Сам, если Тебе было повелено", и Иисус сказал: "Я - раб Аллаха. Он дал Мне мудрость и сделал Меня пророком".
3. Он воскрешал мертвых и исцелял слепых и прокаженных
Коран сообщает слова Христа: "Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха". Сура 3,48. Известно, что слово "слепой" в этом стихе означает слепорожденного. Также является фактом, что проказа - опасная болезнь, и не в силах человеческих исцелять эти болезни. Аль-Мутанна упоминает, что Аллах сказал Иисусу, чтобы он повторил этот стих иудеям, и таким образом доказал, что Он пророк, так как прирожденная слепота и проказа неизлечимы. Относительно фразы: "Я воскрешаю мертвых" - Вахаб ибн Минаббек сообщает, что Иисус играл с другими мальчиками; в это время один юноша ударил ногой другого и убил его, а затем бросил его на руки Иисуса. Люди, узнав об убийстве юноши, обвинили Иисуса и привели его к судье, говоря: "Этот юноша убил этого". Судья спросил Его, и Иисус ответил: "Я не знаю, кто убил его, и Я не его товарищ". Тогда они хотели побить Его (камнями), но Он сказал: "Принесите убитого ко Мне", а они спросили Его: "Зачем?" Он ответил: "Я спрошу его, кто убил его?" Они спросили: "Как он может ответить Тебе, если он мертв?" Тогда они привели Его к убитому юноше, и Иисус начал молиться о нем, и Аллах вернул ему жизнь. От Вахаба стала известной другая история: "Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его. Находившиеся вблизи могли коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус начал ходить между ними и исцелил всех молитвою". Другая история известна от Калби, рассказывавшем: "Иисус воскрешал мертвых, восклицая: "О, Ты живущий, о, Вечный!" Он воскресил Своего друга Лазаря, а также Он вызвал Сима, сына Ноя, из его могилы, и тот вышел живым. Он проходил мимо умершего сына одной старой женщины и возвал к Аллаху, и умерший встал с похоронных дрог, вернулся к своей семье и продолжал нормальную жизнь".
4. Он знал о сокрытых и невидимых вещах
Коран упоминает о Христе, сказавшем: "Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах". Сура 3,48. Мусульманские ученые считают, что Иисус с самого детства обладал способностью видеть сокрытые вещи. Ученый Садди пишет: "Во время игр с другими детьми Он говорил им, что сделали их родители". Он сказал одному мальчику: "Твоя мать припрятала кое-что для тебя". Мальчик пошел домой и плакал до тех пор, пока не получил припрятанное. Тогда соседи сказали своим детям: "Не играйте с этим волшебником", - и забрали своих детей домой. Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: "Их нет в доме", а Он спросил: "Тогда кто там в доме?" Они ответили: "Свиньи". Иисус сказал: "Тогда пусть они и будут свиньями". Различение сокрытых вещей является чудесным. Астрологи, сообщающие о будущем и объявляющие о скрытых вещах, делают это только благодаря ответам на вопросы, которые они задают людям. Они также признаются, что часто делают ошибки. Но знание неизвестного, без обращения за помощью и без предварительной информации, не может быть без вдохновения свыше.
5. Он вызвал с неба стол, наполненный пищей
Коран говорит: "Вот сказали апостолы: "О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?" Он сказал: "Бойтесь Бога, если вы верующие!" Они сказали: "Мы хотим поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями". Сказал Иса, сын Марйам: "Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! это будет нам праздником для первого из нас и для посдеднего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты - лучщий из дарующих уделы!" Сура 5,112-114. Толкователи Корана расходятся в описании нисшедшего стола, а также как он выглядел и что было на нем. Катада говорит: "Ниспосланный стол был уставлен хлебом и мясом. Ученики попросили Иисуса о пище, которую они могли бы съесть и которая не прекратится. Он отвечал им: "Я сделаю это для вас, и она не иссякнет, если вы не спрячете ее и не обманете. Но, если вы сделаете это, то будете наказаны". Однако, прежде чем день закончился, они обманули и прятали пищу; поэтому "стол" был взят назад, а они были превращены в обезьян и свиней". Ибн Аббас пишет: "Иисус сказал сынам Израилевым: "Поститесь в течение 30 дней, и тогда попросите у Аллаха, что хотите, и Он даст вам". Они постились 30 дней, и по окончанни поста сказали: "О, Иисус! мы постились и проголодались. Воззови к Богу, чтобы Он ниспослал с небес стол, уставленный пищей". Тогда Иисус оделся во власяницу, покрытую пеплом, и возвал к Аллаху; тотчас явились ангелы со столом, на котором было семь хлебов и семь больших рыб. Они разделили эту пищу между собой, и всем хватило насытиться".
Абд-эль-фади
4. Что говорит Коран о Христе как о Сыне Божием?
- Спойлер:
- Кто бы ни рассматривал личность Христа так, как это показано в Коране, тот обнаружит, что тема о Его "Сыновстве" вызывает противоречия. В результате этого имеется пять теорий по этому вопросу.
1. Это - богохульство
Коран утверждает: "Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему! Когда Он решит какое-нибудь дело, то лишь скажет ему: "Будь"! - и оно бывает". Сура 19:35.
В Коране также написано: "И говорят они: "Взял Себе Милосердный сына". Вы совершили вещь гнусную. Небеса готовы распаться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб". Сура 19,88-93.
В толковании Аль-Фахри аль-Рази сказано: "Я знаю, что Аллах, когда отвечал идолопоклонникам, то Он отвечал тем, которые утверждают, что Он имел сына. Евреи говорят, что Азер был сыном Божьим; а арабы говорят, что ангелы были дочерьми Божьими, - и все они включены в стих - "они говорят: Благодетель принял Себе сына..."
2. Это является объединением части творения с Творцом
В суре Корана 43,15-16 мы читаем: "И сделали они из Его рабов для Него часть. Поистине, человек неблагодарен явно! Неужели Он взял из того, что создал, дочерей, а вам предоставил сыновей?"
Тут возникает вопрос: Какое родство может быть между Творцом и творением, чтобы часть творения могла объединиться с Творцом? Это ни физически, ни мысленно невозможно. Также они (мусульмане) идут дальше, опираясь на стих: "Нет никого ни в небе, ни на земле, как только те, которые приходят к нему как рабы", говоря: "Это невозможно, чтобы раб стал господином"; а на основании слов: "Творец неба и земли" они утверждают, что невозможно творению стать Творцом.
Мы, как христиане, подтверждаем, что невозможно что-либо из сотворенного присоединить к Богу, но, согласно нашей вере, это не относится к родству между Богом и Сыном, так как Сын и Отец являются единым Существом, да и сам Коран говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух (Святой) Его. Поэтому объединение части творения Бога с Ним не имеет никакого отношения к вопросу о Сыновстве Христа.
3. "Сын" может родиться только от мужчины и женщины
Тут возникает проблема в понимании исламом вопроса о Сыновстве, что видно из следующего утверждения Корана: "Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги". Сура 6, 101.
Аль-Байдави, комментируя этот стих, сказал: "Является разумным сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по природе, но Аллах намного выше человеческой природы".
Это - понятие ислама о невозможности для Бога иметь сына. Он (Бог) не имеет равной супруги, и поэтому Ему невозможно иметь дитя. В этом заключается секрет их отказа допустить отцовство Бога по отношению ко Христу, так как по их понятию, основанному на Коране, никакого иного "Сыновства" не может быть, как только в физическом смысле.
То, что написано в труде Эль-Табари "Джамиа аль-Баян", подтверждает это мнение. Ученые Бахаб и Абн Зеид приводят цитату: "Дитя должно быть рождено от мужчины и женщины, и не может быть, чтобы Аллах имел супругу и дитя. Он сотворил все существующее, и если нет ничего, кроме сотворенного Аллахом, то как Он мог иметь сына?"
Некоторые ученые обращаются к стиху, имеющему в виду некоторых еретиков - бывших язычников, которые после присоединения их к Церкви ввели ересь, что девственница Мария была богиней. Вероятно они взяли ее в качестве заместительницы богини Венеры, которой они поклонялись прежде. Они ссылаются на книгу известного Ахмеда аль-Макризи под названием "Аль-Коул аль-Ибризи" (стр.26), а также на книгу Ибн Хазма "Аль-Милал ва Аль-Ахва ва Аль-нихл" (стр.48). Их ересь намекает, что Аллах имел супругу и сына от нее, но Коран, конечно, отвергает эту мысль. Однако эта идея совершенно чужда христианству. Никто из христиан не верит этому. Это оскорбление, направленное против Бога, который свободен от телесных свойств.
Фактически каждый, кто считается с христианской верой, основанной на Евангелии, найдет, что христиане никогда не смотрели на Христа как на Сына Божия в физичемком смысле, но верят, что Он есть Сын Божий, происшедший от Божественного присутствия, как написано о Нем: "Слово, бывшее с Богом от начала", и Который был зачат от Святого Духа.
Великий апостол Павел указывает на эту истину, когда он говорит в Послании к Римлянам, глава 1,1-4: "Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых Писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез Воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем".
4. Он вкушал пищу
Это записано в суре 5,75: "Мессия, сын Марйам, - только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как разъясняем Мы им знамения; потом посмотрим, до чего они отвращены!" Согласно понятию мусульман Христос не мог иметь Божественную сущность, так как Он вкушал пищу. "Как тот, кто ест пищу, может быть Аллахом?"
Аль-Рази говорит в своем толковании этого стиха:
а) "Всякий, кто имел мать, пришел из небытия в жизнь, и все они были сотворены и не являются Аллахом".
в) "Они были бедными и в нужде. Они отчаянно нуждались в пище, но Аллах не нуждается ни в чем, поэтому как Христос мог быть Аллахом?"
в) Фраза: "они оба ели пищу" свидетельствует о их человеческой природе, ибо всякий, кто принимает пищу смертен".
5. Сотворенный не способен приносить ни пользы, ни вреда
В суре 5,76 Корана говорится: "Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что не владеет для нас ни вредом, ни пользой, а Аллах - слышащий, знающий?"
Комментаторы использовали этот стих по отношению к "извращенным" утверждениям христиан и сказали, что этот стих имеет целый ряд доводов:
а) "Иудеи постоянно противились Иисусу и замышляли причинить Ему зло, но Он был неспособен повредить им. Его друзья и последователи любили Его, но Он был не способен дать им благо или мирскую прибыль. Если кто-либо неспособен нанести вред своим врагам или дать мирскую прибыль, как может разумный человек считать такового Богом?"
В дополнение к этому толкованию Аль-Бадави пишет: "Иисус, если даже Он обладал особыми преимуществами, то являл их только потому, что Он принадлежал Аллаху; эти преимущества не были Его личными".
Но мы говорим, что если Иисус был только Иисусом Корана, т.е. Иисусом рабом, то мы должны допустить, что Он не обладал этой властью. Но Иисус, как говорит пророк Исаия, есть "Бог крепкий" (Исаия (9:6), и мы благодарны Ему, потому что Его проповедь была ни для ущерба, ни для материальной прибыли, но для Спасения. Сам Коран говорит, что Он пришел как "милосердие для мира".
б) Имеется христианская секта, заявляющая, что иудеи распяли Его и пронзили Его бок, и когда Он жаждал и попросил пить, они дали Ему уксус; как может быть Богом-Аллахом такая слабая личность?"
в) "Бог вселенной не может нуждаться ни в ком из существ, но все другие нуждаются в Нем; если бы Иисус был Богом, то Он не имел бы нужды молиться, так как Бог никому не молится. Человек поклоняется и молится Богу. По общему признанию Иисус продолжал быть послушным Богу и молился Ему, и это понятно, почему Он делал так; потому что Он Сам нуждался в получении силы и способности сопротивляться другим, и если кто-либо таков, то как он может принести пользу другим или защитить их от зла. Если Он был таким, то Он был человеком, как и все другие".
Абд-эль-фади
5. Ислам о Божественности Христа
- Спойлер:
По всей вероятности, наибольшим противоречием в споре между христианством и исламом является вера христиан в Божественность Христа, что по мнению Корана есть богохульство и неверие. Такая вера христиан противоречит многим стихам Корана; наиболее важные из них (четыре) упомянуты в суре 5 (Трапеза) и пятый стих в суре 4 (Женщины).
1. Коран утверждает, что не веруют те, которые говорят, что Аллах - это Мессия, сын Марйам. Скажи: "Кто же властен чем-нибудь у Аллаха, если Он захочет погубить Мессию, сына Марйам, и его мать, и тех, кто на земле, всех?" Сура 5,17. Аль-Рази, в своих комментариях, говорит об этом стихе, что он содержит в себе вопрос. Если бы никто из христиан не говорил, что Аллах есть Христос, сын Марии, то зачем нужно было бы Аллаху говорить так о них, если бы они не говорили этого? Он отвечает, говоря, что многие из верующих в "воплощение" говорят, что Аллах мог воплотиться в теле или в духе избранной личности. Если это так, то не является неправдоподобным сказать, что некоторые из христиан придерживаются этой доктрины. Все же это является недалеким от того, что христиане утверждают, ибо они говорят, что Личность-Слово объединилась с Личностью Иисуса. "Слово" есть либо "Существо", либо свойство. Если оно есть Существо, тогда Личность Аллаха воплотилась в Иисусе, и Он объединился с Ним, и таким образом это соответствует утверждению, что Иисус есть Аллах". "Если же мы скажем, что "Слово" является выражением свойства, то тогда переход от одной личности к другой нелогичен". "Тогда предположение о переходе элемента знания от Аллаха к Иисусу делает необходимым принять заключение, что Сам Аллах лишился знания; но тот, кто не является Всеведующим, не может быть Аллахом. Согласно вере христиан Иисус есть Аллах, и даже если христиане не утверждают этого ясно, то все же это является результатом их мировоззрения". "Аллах, да будет превознесено Его Имя, протестовал против испорченности этой веры, говоря: "Кто может сделать что-либо против Аллаха, если бы Он захотел уничтожить Мессию, сына Марйам, и его матерь?" Эти слова, по мнению комментаторов, значат, что Иисус был таким же как и любой другой на земле по своей физической внешности, природе, психике, характеру и состоянию.
2. Коран утверждает: "Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах - Мессия, сын Марйам". А Мессия сказал: "О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах зпретил рай. Убежищем для него - огонь, и нет для неправедных помощников!" Сура 5:72. Имам аль-Рази, в толковании этого стиха, говорит: "Когда Аллах вопросил о некоторых поговорках иудеев, то начал с утвержденияпо отношению к христианам и говорил о секте, утверждающей, что "Аллах воплотился в Иисусе и стал единым с Его Личностью".
3. Сура 5:73 утверждает: "Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах - третий из трех", - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. А если не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание". Мусульмане начинают с этого стиха и обвиняют христиан в поклонении трем богам, Аллаху, Марии и Иисусу. Аль-Рази рассматривает вероучение христиан следующим образом: "О христианах сказано, что они утверждают о Боге так: "это одно Существо" и три личности (Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух, и эти Три являются единым Богом, точно так как солнце имеет диск, лучи и тепло. Они понимают, что "Отец" - Личность, "Сын" - Слово, и "Святой Дух"- Жизнь. Таким образом, по их мнению, Бог есть Личность, Слово и Жизнь; они говорят: "Слово", являющееся Словом Божьим, соединилось с телом Иисуса, как вода соединяется с вином и вода с молоком, и утверждают, что Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог". Аль-Рази заканчивает свое толкование следующим добавлением: "Знайте, что это известно как ошибка; на основе логики мы можем утверждать: три не могут быть одним, а один не может быть тремя".
4. Коран говорит: "И вот сказал Аллах: "О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: "примите меня и мою мать двумя богами, кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того что у Тебя в душе: ведь Ты - выдающий скрытое". Сура 5,116 . Аль-Рази находит проблемы в этом, говоря: "Первая проблема связана со значением выражения Аллаха: "Первая проблема связана со значением выражения Аллаха: "О, Иисус, сын Марии, помни мою благодать, пребывающую на Тебе". Он связывает это с тем отличием, которое Христос будет иметь в день Воскресения. Вторая проблема: если Аллах, будучи Всеведующим, знал что Иисус не сказал: "Возьмите меня и мою мать в качестве двух богов" - (и это не прилично Всеведующему задавать такой вопрос), - почему Он обратился с этим вопросом к Иисусу? Если скажут, что цель этого - сделать выговор и упрекнуть христиан, то мы скажем, что никакой христианин не верует заявлению, что Иисус и Мария были двумя богами, кроме Аллаха. "Ответ, данный по поводу первой части стиха: "почему Аллах обратился к Иисусу?" - состоит в том, что вопрос был сформулирован в виде отрицания". "Ответ, данный по отношению ко второй части стиха: Аллах есть Творец. Однако христиане верят, что чудеса творили Иисус и Мария, а Аллах вовсе не творил их. Если это так, то христиане утверждают, что творцами тех чудес были Иисус и Мария, а не Аллах. Итак, действительно они этим утверждали, до некоторой степени, что Иисус и Мария являются двумя богами, кроме Аллаха. Итак Аллах больше не является Богом". Аль-Рази верит, что эти различные утверждения и легенды соответствуют этому толкованию. Однако другие толкователи Корана имеют разногласия по поводу точного времени: когда Бог задал этот вопрос Иисусу? Аль-Садди, например, говорит, что Аллах, когда Он вознес Иисуса, сына Марии к Себе, спросил Его: "Сказал ли Ты человечеству: "Возьмите Меня и Мою мать в качестве двух богом?" Но Кватада говорит: "Этот вопрос еще не был задан. Он будет задан при воскресении". Ибн Джарих и Майсара согласны с этим мнением.
5. "О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! Удержитесь, это - лучшее для вас. Поистине, Аллах - только единый бог". Сура 4, 171. Абу Джафар аль-Табари в толковании этого стиха сказал: "О, люди Евангелия! вы, христиане! Не выходите из рамок истины в вашей религии, и не преувеличивайте, и не говорите об Иисусе то, что не истинно. Остановитесь вы, говорящие, что Аллах есть Третий из Трех. Вы говорите ложь и поддерживаете многобожие. Воэдержание от такого утверждения будет лучшим для вас, потому что внезапное наказание от Аллаха падет на вас за такое утверждение, если вы будете продолжать, и не возвратитесь к истине, которую вам надлежало бы защищать". Главной проблемой ислама является понятие, что слово Троица означает три бога: Аллаха, Иисуса и Марию. Однако христианство в течение столетий порвозглашало (до возникновения ислама и после), что слово "Троица", в значении трех богов, никогда не упоминалась. Это есть заблуждение еретиков, которых Церковь отлучила, и отвергла эту ересь, выдуманную ими.
Эти еретики происходили от арабов-язычников, и от них ислам заимствовал эти извращенные понятия о христианском учении.
Абд-эль-фади
6. Христос как Сын Человеческий в исламе
- Спойлер:
В учении ислама Христос есть:
1. Слуга, а не Господь
Согласно Корану, цитирующему слова Христа: "Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным". Сура 19, 30-32.
Имам аль-Рази, комментируя этот стих, говорит: "В словах "раб Аллаха" имеется четыре пункта, ко