Интересный форум для изучения Библии, о Христианстве, обсуждения Писании, христианские проповеди, фильмы, музыка, свидетельства бывших мусульман, христиан, истина об Исламе, общения с мусулманами


    Философская сказка на «страницах» кялагаи

    Elshad ben-ELshaday
    Elshad ben-ELshaday
    מקומי
    מקומי

    Философская сказка на «страницах» кялагаи   Azerba10
    Дата рег : 2011-07-13
    Сообщения : 7990
    Благодарности : 374
    Пол : Мужчина

    Философская сказка на «страницах» кялагаи   Empty Философская сказка на «страницах» кялагаи

    Сообщение автор Elshad ben-ELshaday Пт Окт 19, 2012 3:31 pm

    Философская сказка на «страницах» кялагаи
    Философская сказка на «страницах» кялагаи   1210405779_huge
    Восточная красавица… Азербайджанка, таящая саму тайну жизни в глубине своих бездонных глаз. Вот она плывет по улицам старого Баку, Шеки или Гянджи, покрыв голову традиционным платком – кялагаи. Это нежнейшее шелковое покрывало издревле было верной подругой азербайджанских женщин на протяжении всей жизни. Не просто кусок шелковой материи, а важнейший элемент национальной культуры… Яркие, разноцветные, поражающие богатством и замысловатость узоров кялагаи – сказочная летопись народа начиная с самых древних времен…
    Шелк сам по себе – ткань особая, во многом парадоксальная. Шелковая нить прочнее и при этом тоньше всех остальных, сама материя мягка и капризна, она требует тщательного ухода и сама ухаживает за кожей носящего его человека, предохраняя ее от микробов, паразитов и т. д.
    История шелка в Азербайджане насчитывает более 2000 лет. Испокон веков Страна огней считалась одним из шелководческих центров мира. И именно шелк выбрали азербайджанские женщины для изготовления головных платков…
    С ношением кялагаи был связан целый этикет. В зависимости от возраста и семейного положения женщины ей полагалось носить платки тех или иных цветов и узоров: женщинам в возрасте – более темных, сдержанных тонов с «солидным» орнаментом, молодые же девушки, даже если они шли на поминки, не покрывали голову черным, а в обычной жизни и вовсе носили кялагаи ярких броских цветов. Невесту в день свадьбы облачали в особый, специально предназначенный для этого алый кялагаи. Кроме того, в каждом регионе Азербайджана существовала своя «мода» на ношений кялагаи…
    Узоры кялагаи – философия. Чаще всего здесь встречается один из важнейших рисунков-символов – бута (существует несколько видов этого орнамента). Кроме того, имеется еще почти полторы сотни самых разнообразных геометрических, растительных, зооморфических и т. д. форм. Большинство из них уходят корнями в мифологию. А все вместе, в том или ином сочетании ложась на «страницу» кялагаи, они образуют своеобразную мини-книгу. И тем, кто умеет ее прочесть, откроется много интересного…
    По особенности расположения узоров кялагаи делятся на 3 вида. Первые – сплошь покрытые узорами, образующими целую картину, своеобразных код, в котором зашифровано мировоззрение людей древности. Вторые – те, где узор расположен лишь по краям. И третьи – наиболее распространенный, повседневный вариант, белоснежные кялагаи с ярким орнаментом по краям. Сюда же относятся и кялагаи цвета золотистой луковой шелухи – они были популярны, прежде всего, тем, что, в отличие от белых, не так быстро пачкались.
    Сегодня одним из центром производства кялагаи в Азербайджане является Баскал. Хотя, язык не поворачивается называть это волшебное искусство «производством».
    Кялагаи изготавливается по методу «батик» - горячее окрашивание шелка. Узор на ткань наносится при помощи специальных «печатей» - галибов. При этом используется в основном краска растительного происхождения, добывающаяся тут же из коры деревьев, разных цветов, плодов и т. д. Среди полученных в результате этого красителей есть уникальные, не имеющие аналогов во всем мире.
    Процесс изготовления кялагаи – очень сложны и трудоемкий, требующий от мастера настоящей виртуозности, целого комплекса знаний, навыков и даже тонкой интуиции. Кстати, изготовлением женских платков занимаются исключительно мужчины. Секреты этого искусства передаются из поколения в поколение и берегутся как зеница ока. А иногда мастер и сам не может объяснить то или иное сове умение – оно заложено уже где-то на генном уровне, превратилось из знания в чувствование.
    И пусть давно ушла в небытие та прекрасная незнакомка с улиц старого Баку, Шеки или Гянджи… На смену ей пришли жительницы современных городов, которые вовсе не отказались от кялагаи, а напротив, нашли ему новое применение, превратив в шарфики, шали, банданы и т. д. Нынешние модницы с удовольствием носят кялагаи, и в 21 веке оставаясь все теми же загадочными восточными красавицами.

      Текущее время Сб Июл 06, 2024 11:36 pm