Перечитал всё вышенаписанное. С чем-то согласен совершенно, что-то не приемлю ни в коем случае. :) Рвать на части комменты нет желания и времени, поэтому, как обещал, предлагаю свою версию произошедшего в то время.
Начнём издалека для полноты картины:
Лук.7:11-23
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
Перефразировка - Матф.11:2-3
Согласитесь, если учесть мнение многих толкователей данного эпизода о том, что Иоанн усомнился в божественности Иисуса, то повествование звучало бы более логично ТАК:
«Иоанн же, услышав в темнице, что долгое время нет вестей о Христе и делах Его, послал двоих из учеников своих…»
Что же в действительности означал вопрос, с которым Иоанн посылает своих учеников к Иисусу? Что же так встревожило Иоанна Крестителя? Что было на сердце у Иоанна в тот момент?
Давайте зададим вопрос тем, кто имеет детей:
Если бы вас заключили в тюрьму, о чём вы бы думали постоянно?
Или может быть, О КОМ?
Сомнения или что-то ещё?
Если в чём-то и сомневался Иоанн, то лишь в том, что когда-нибудь сможет выйти из заключения. Однако именно на это надежды не было. Никогда ни один тиран не прощал личных оскорблений, причём нанесённых публично!
Но там, за стенами темницы, у Иоанна остались ученики. И уж, конечно, они не бросят его, пока он жив!
Преданность была основополагающим звеном в отношениях учителя и учеников. И отношения эти заканчивались, как правило, лишь со смертью одного из них. Ученики постоянно навещали Крестителя, и дай им знак Иоанн – они штурмом пошли бы на дворец Ирода! Но это – пока он жив… А что будет, когда он уйдёт? Куда они пойдут? К кому примкнут и примкнут ли вообще?
Иоанн как никогда понимал, что его дни сочтены, свою миссию он выполнил и скоро получит обещанное Господом место в Царстве Его; лишь одного не сумел добиться – ученики по-прежнему находились с ним, а не с Тем Человеком, ради Которого Иоанн и был рождён! Но не прогонишь же их от себя пинками!.. С преданностью можно справиться лишь предательством, или… хитростью!
И он принимает решение – необходимо дать понять ученикам, что другого такого, как Иисус Христос, не будет, что Он – Первый и Последний! И ОНИ САМИ ДОЛЖНЫ ЭТО ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ!
Свидетельство. Для кого оно?
Иоанн выбирает момент наибольшей популярности Иисуса и посылает двух учеников к Нему.
В те времена люди обладали более совершенной памятью, нежели живущие ныне. Сказанное раз и повторенное дважды запоминалось без особого труда.
Почему Иоанн посылает двух учеников? Двух, когда хватило бы и одного для вопроса, который якобы мучил пророка. Для любого свидетельства по закону необходимы были два свидетеля и более. Один свидетельствовал, второй утверждал свидетельство.
Это были те, кто впоследствии, после ухода учителя могли встать и сказать остальным: «Пойдём к Тому, Кто был больше нашего учителя, ведь не зря же на Него наш учитель так часто указывал!».
То, что сказал им Иисус, и Его дела, всё то, что действительно видели их собственные глаза и слышали их собственные уши – они самые должны были развеять всякие сомнения в том, что Иисус - не просто проповедник!
Конечно же, Иоанн рассчитывал на это.
Это понял и Иисус, когда узнал, от кого и с каким вопросом они пришли. Вопрос был задан Иисусу Иоанном, но ответ должен был прозвучать не для Иоанна, которому и так уже всё было ясно, а для пришедших. Это не Иоанн, а они должны будут сделать выбор, с кем им быть после!
Причём решать придётся очень скоро.
Ученики
Израиль того времени был местом самых разнообразных конфронтаций. Дух соревновательства по тому или иному поводу просто витал в воздухе. Не удивительно, что ученики разных «учителей праведности» так же не лишены были подобных настроений. Они с пристрастием наблюдали за своими оппонентами, стремясь найти что-либо ущербное в учении, либо в поведении, да в чём угодно, чтобы за счёт недостатков их подчеркнуть своё превосходство, или даже их промахами попытаться оправдать собственные огрехи.
Иисус видел, какими взглядами одаривали учеников Иоанновых Его ученики – «смотрите-ка, их учитель не у дел, а им теперь и деться некуда – К НАМ ПРИШЛИ!» И Он понимал, что в собрание с таким отношением к ним иоанниты не согласятся прийти. Необходимо было дать оценку Крестителю, дать понять своим ученикам, кем был и что значил для Израиля этот странный и пугающий аскет.
Но что бы ни сказал о пророке Иисус, в присутствии учеников Иоанновых Его ученики слушали бы однозначно с ноткой превосходства, а это отравило бы любую похвалу и окончательно развело бы дорогих Его сердцу людей.
И Он отсылает их с ответом, - «Пойдите, скажите…»
Символично, что в одной фразе одновременно Он отдаёт должное твёрдости духа Иоаннова, -«Блажен, кто не соблазнится о Мне!», и скорбит о будущем предательстве собственных учеников… Лук.7:23
И лишь после ухода учеников Иоанновых, Он открывает глаза собранию на того, кого они видели, но кого так и не разглядели в Иоанне.
Лук.7:24-28
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым.
Больше, чем пророк
Почему Иисус называет Иоанна БОЛЬШИМ среди пророков?
Все библейские пророки указывали на место, время, обстоятельства, приметы и самый факт Пришествия Мессии, но лишь Иоанну было дано указать на Самого Мессию.
Меньший в Царстве Небесном будет больше его
И снова - почему?
Все пророки свято верили в грядущего Христа и мужественно боролись с сомнениями и неверием как своими, так и тех, кому пророчествовали.
Иоанну не было необходимости терзаться сомнениями – Мессия собственной персоной стоял перед ним.
Иоанн неоднократно прилюдно утверждал, Кто есть этот сын плотника из Назарета – «Ему должно расти, а мне умаляться». И потом, если мы внимательно прочтём то, сказал своим ученикам Иоанн «в Еноне, близ Салима» (Иоан.3:23-35), то о каких-таких Иоанновых сомнениях может идти речь?..
Логично ли будет допустить, что тот, кому «был глагол Божий… в пустыне», - то есть прямое повеление! - внезапно усомнился и решил, что ошибся?..
Ещё мнения
Есть ещё одно толкование, почему Креститель якобы усомнился в Иисусе Христе.
Смысл примерно такой: Иисус всё ходил и ходил, а дело к завершению не двигалось, Царство Божие не наступало, и вокруг почти ничего не менялось.
По мнению некоторых, Иоанн потерял терпение и начал задаваться вопросом, Тот ли это, Кого ждали?
Так чего мог ожидать Иоанн
а) Иисус завоёвывает авторитет у народа, собирает армию неумираемых и неубиваемых людей и овладевает миром, устанавливая Своё Царство на земле…
Исключено! Ведь Креститель на Иордане сам лично возвестил во всеуслышание - «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Агнец! А не полководец на белом коне и с мечём в руке! Иоан.1:29-34
б) На Иисусе сбывается описание Его пророком Исаией (53 гл.) и приведённая выше цитата: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» .
Но сколько уже раз Он бывал в Иерусалиме, а Его никто не хватает, в синедрион не волокёт и более того – все Его любят… Да сколько ещё ждать-то?!.. А может, это не Он?..
Понятно, что подобная версия, мягко говоря, несерьёзна. Но даже если и допустить такое, то ответ Иисуса ученикам был бы лишён смысла.
Вывод
Однозначно, описанное в Евангелиях событие - это тщательно продуманное и выполненное решение одного учителя и прекрасное понимание ситуации Другим. Будучи двоюродными братьями, они хорошо знали друг-друга. И они поняли друг-друга даже на расстоянии, и вряд ли это прозвучит мистически.
Примечательно, что за всё то время, что эти два Учителя были со своими учениками – ни один из их подопечных не пострадал от чего-либо, не говоря уже о том, чтобы погиб! Не за это ли благодарил Отца Небесного Сын Человеческий, говоря: «Тех, которых Ты дал Мне, я сохранил, и никто из них не погиб…»
Иоанн Креститель имеет полное право сказать так же!
И плоды их совместных усилий мы видим в Евангелии от Матфея 14:12 – «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу».