Католическая церковь, столкнувшись с проблемой объяснения
жестокого и бессмысленного учения о вечных муках в аду,
видоизменила его, добавив учение о чистилище.
Согласно католическому вероучению — чистилище — промежуточное
место между раем и адом, где душа грешника, не получившего прощения
в земной жизни, но не отягощенная смертными грехами, прежде, чем
получить доступ в рай, горит в очищающем огне. Это испытание
католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь
чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие
признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть
облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в
память умершего и оставшихся на земле родных и близких. Под
«добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные
пожертвования в пользу церкви. Учение о чистилище, введенное папой
Григорием I (590—602), было окончательно оформлено католическим
богословом Фомой Аквинским (1225—1274) как догмат. Догмат о
чистилище был принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден
в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантские церкви
отвергают учение о чистилище.
На этот компромисс католическая церковь пошла, чтобы хоть как-то
оправдать муки в аду, т. е. у грешника есть шанс, очистив свою душу
в чистилище, все же попасть в рай.
Но и этот догмат не имеет никакого подтверждения в Библии, так
как человек будет судим по делам, совершенным при жизни. «Се гряду
скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»
(Откр. 22:12).
Множество отцов церкви, богословов посвятили всю свою жизнь
доказательству и обоснованию учения о бессмертии души, так как нет
никакого библейского указания на чистилище.