Маймонид о Тешуве
Маймонид о Тешуве
Великий Маймонид – Раввин Моше бен Маймон, талмудист, кодификатор, философ и врач, прославившийся примерно 800 лет тому назад, написал специальный трактат о Тешуве («Хилехот Тешува» – Законы о покаянии) в своем большом труде «Мишне Тора».
В главе 4 этого трактата, Маймонид перечисляет двадцать-четыре вида грехов, которых нужно особенно избегать и принимать при этом во внимание особую трудность покаяния.
Трудность заключается в том, что эти грехи либо слишком тяжелы, либо наоборот, кажутся слишком легкими грешнику, и он полагает, что в первом случае покаяние не является возможным и во втором случае вовсе не необходимым; или же эти грехи являются такого порядка, что исправить их не представляется почти возможным.
Маймонид утверждает, что из двадцати четырех видов, четыре вида грехов настолько тяжелы, что Г-сподь воздерживается от помилования грешника, в других же случаях Г-сподь помогает кающемуся осуществить свои благие намерения и вернуться в лоно Господне. Самыми тяжкими 4 видами грехов являются:
(1) Тот, который заставляет народ грешить или мешает народу исполнять Митцву.
(2) Тот, кто использует свое влияние на совращение другого с путей Торы.
(3) Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не давая ему правильное воспитание и руководство; или тот, кто имеет возможность предотвратить другого от греха и не делающего этого.
(4) Тот, кто утешает себя размышлениями: «Я буду грешить теперь и каяться позднее», или что «День Искупления, во всяком случае, уничтожит все мои грехи».
Следующие пять видов грехов таковы, что своим поведением и поступками грешник сам закрывает себе путь к Тешуве. Эти грехи следующие:
(5) Тот, кто отделяет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг, принадлежащих всей общине и заслуг общинной молитвы и покаяния.
(б) Тот, кто отрицает слова Мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя таким образом огромных духовных выгод, которые содержатся в них, их влияния и вдохновения.
(7) Тот, кто глумится над Божескими заповедями, – потому что он вряд ли будет каяться в своих грехах.
(8) Тот, кто презирает своих духовных учителей; потому что без их руководства он вряд ли найдет дорогу к покаянию.
(9) Тот, кто не любит слов упрека; потому что человеку очень трудно достигнуть Тешува без влияния извне.
Следующие пять видов грехов, говорит Маймонид, заключаются из грехов, поддающихся трудно исправлению. Грехи эти следующие:
(10) Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (как например в случае злоупотреблений общественными деньгами), – потому что виновник не может просить прощения у каждого пострадавшего, а каждый член общины является пострадавшим в результате этого поступка.
(11) Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной вещи и не может поэтому вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора и поэтому он совершает грех, который очень трудно загладить.
(12) Найдя что-нибудь на улице и опустив немедленные поиски собственника потерянной вещи; потому что позднее ему будет вряд ли возможно найти правомерного собственника вещи и в его владении останется вещь, которая ему не принадлежит.
(13) Оскорбление проходящего мимо бедного человека или незнакомца; потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение или возместить его убытки.
(14) Взять взятку за дачу неправильного решения или за определенно неправильный совет. В этих случаях трудно измерить размеры причиненного зла или убытков пострадавшей стороны и определить правильное возмездие.
Следующие пять грехов остаются без покаяния, потому что они не рассматриваются в качестве грехов:
(15) Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно для хозяина и гостя. Это имеет «оттенок грабежа» (или, по-древнееврейски «пыль грабежа»), потому что приглашение является вынужденным – хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате этого чувства стыда лишает себя еды. Гость может думать, что приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны по настоящему отклоняться.
(16) Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может подумать, что тот ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, это делать нельзя без согласия собственника.
(17) Совершить грех не поступком, а глазами, наблюдая, например, за неприличным зрелищем. Наблюдающий может думать, что он сам не делает ничего плохого, потому что он только наблюдает; но, в действительности, Тора запрещает это и там написано: «И ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами».
(18) Удостоиться почета за счет другого, без намерения пристыдить другого, как например, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше того.
(19) Наводить подозрение на невинного, не обвиняя открыто невинную сторону; даже легкий намек или инсинуация являются грехом, независимо от того, как незначительны они не были бы.
Под конец, Маймонид перечисляет пять видов греха, которые, если совершаются по легкомыслию и часто, становятся плохой привычкой, и грешнику будет трудно избавиться от них:
(20) Распространение скандальных и вредных доносов и сплетен является грехом, даже если рассказы эти отвечают действительности и переданы без злого умысла. Грех этот включает всякого рода сплетни, которые выслушиваются и повторяются.
(21) Клевета (Лашон-хара) – грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и «убивает» своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету и оклеветанного человека.
(22) Гнев. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет неисправимый вред себе и другим. Кроме того, человек, который легко рассерживается или чувствует себя обиженным, отрицает, косвенным образом, Божеское Провидение и вот почему гнев подобен «язычеству».
(23) Грешное мышление. Разрешить себе думать о грешных вещах может превратиться в плохую привычку и привести к серьезным преступлениям.
(24) Поддержание общения с плохой компанией может тоже превратиться в дурную привычку и привести к плохим деяниям.
Великий Маймонид специально предостерегает нас от всех вышеперечисленных видов греха, потому что их характер делает Тешуву трудной или даже невозможной. Но это однако не означает, что нет никакой надежды у грешника, совершившего один или несколько из вышеприведенных грехов. Это только означает, что перед ним стоят много трудностей и препятствий на дороге Покаяния. Но если он твердо решил, несмотря ни на что, очиститься от грехов и вернуться к Б-гу, ничего не стоит на пути к Тешуве, так заверяют нас наши мудрецы.
Маймонид о Тешуве
Великий Маймонид – Раввин Моше бен Маймон, талмудист, кодификатор, философ и врач, прославившийся примерно 800 лет тому назад, написал специальный трактат о Тешуве («Хилехот Тешува» – Законы о покаянии) в своем большом труде «Мишне Тора».
В главе 4 этого трактата, Маймонид перечисляет двадцать-четыре вида грехов, которых нужно особенно избегать и принимать при этом во внимание особую трудность покаяния.
Трудность заключается в том, что эти грехи либо слишком тяжелы, либо наоборот, кажутся слишком легкими грешнику, и он полагает, что в первом случае покаяние не является возможным и во втором случае вовсе не необходимым; или же эти грехи являются такого порядка, что исправить их не представляется почти возможным.
Маймонид утверждает, что из двадцати четырех видов, четыре вида грехов настолько тяжелы, что Г-сподь воздерживается от помилования грешника, в других же случаях Г-сподь помогает кающемуся осуществить свои благие намерения и вернуться в лоно Господне. Самыми тяжкими 4 видами грехов являются:
(1) Тот, который заставляет народ грешить или мешает народу исполнять Митцву.
(2) Тот, кто использует свое влияние на совращение другого с путей Торы.
(3) Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не давая ему правильное воспитание и руководство; или тот, кто имеет возможность предотвратить другого от греха и не делающего этого.
(4) Тот, кто утешает себя размышлениями: «Я буду грешить теперь и каяться позднее», или что «День Искупления, во всяком случае, уничтожит все мои грехи».
Следующие пять видов грехов таковы, что своим поведением и поступками грешник сам закрывает себе путь к Тешуве. Эти грехи следующие:
(5) Тот, кто отделяет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг, принадлежащих всей общине и заслуг общинной молитвы и покаяния.
(б) Тот, кто отрицает слова Мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя таким образом огромных духовных выгод, которые содержатся в них, их влияния и вдохновения.
(7) Тот, кто глумится над Божескими заповедями, – потому что он вряд ли будет каяться в своих грехах.
(8) Тот, кто презирает своих духовных учителей; потому что без их руководства он вряд ли найдет дорогу к покаянию.
(9) Тот, кто не любит слов упрека; потому что человеку очень трудно достигнуть Тешува без влияния извне.
Следующие пять видов грехов, говорит Маймонид, заключаются из грехов, поддающихся трудно исправлению. Грехи эти следующие:
(10) Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (как например в случае злоупотреблений общественными деньгами), – потому что виновник не может просить прощения у каждого пострадавшего, а каждый член общины является пострадавшим в результате этого поступка.
(11) Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной вещи и не может поэтому вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора и поэтому он совершает грех, который очень трудно загладить.
(12) Найдя что-нибудь на улице и опустив немедленные поиски собственника потерянной вещи; потому что позднее ему будет вряд ли возможно найти правомерного собственника вещи и в его владении останется вещь, которая ему не принадлежит.
(13) Оскорбление проходящего мимо бедного человека или незнакомца; потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение или возместить его убытки.
(14) Взять взятку за дачу неправильного решения или за определенно неправильный совет. В этих случаях трудно измерить размеры причиненного зла или убытков пострадавшей стороны и определить правильное возмездие.
Следующие пять грехов остаются без покаяния, потому что они не рассматриваются в качестве грехов:
(15) Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно для хозяина и гостя. Это имеет «оттенок грабежа» (или, по-древнееврейски «пыль грабежа»), потому что приглашение является вынужденным – хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате этого чувства стыда лишает себя еды. Гость может думать, что приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны по настоящему отклоняться.
(16) Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может подумать, что тот ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, это делать нельзя без согласия собственника.
(17) Совершить грех не поступком, а глазами, наблюдая, например, за неприличным зрелищем. Наблюдающий может думать, что он сам не делает ничего плохого, потому что он только наблюдает; но, в действительности, Тора запрещает это и там написано: «И ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами».
(18) Удостоиться почета за счет другого, без намерения пристыдить другого, как например, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше того.
(19) Наводить подозрение на невинного, не обвиняя открыто невинную сторону; даже легкий намек или инсинуация являются грехом, независимо от того, как незначительны они не были бы.
Под конец, Маймонид перечисляет пять видов греха, которые, если совершаются по легкомыслию и часто, становятся плохой привычкой, и грешнику будет трудно избавиться от них:
(20) Распространение скандальных и вредных доносов и сплетен является грехом, даже если рассказы эти отвечают действительности и переданы без злого умысла. Грех этот включает всякого рода сплетни, которые выслушиваются и повторяются.
(21) Клевета (Лашон-хара) – грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и «убивает» своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету и оклеветанного человека.
(22) Гнев. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет неисправимый вред себе и другим. Кроме того, человек, который легко рассерживается или чувствует себя обиженным, отрицает, косвенным образом, Божеское Провидение и вот почему гнев подобен «язычеству».
(23) Грешное мышление. Разрешить себе думать о грешных вещах может превратиться в плохую привычку и привести к серьезным преступлениям.
(24) Поддержание общения с плохой компанией может тоже превратиться в дурную привычку и привести к плохим деяниям.
Великий Маймонид специально предостерегает нас от всех вышеперечисленных видов греха, потому что их характер делает Тешуву трудной или даже невозможной. Но это однако не означает, что нет никакой надежды у грешника, совершившего один или несколько из вышеприведенных грехов. Это только означает, что перед ним стоят много трудностей и препятствий на дороге Покаяния. Но если он твердо решил, несмотря ни на что, очиститься от грехов и вернуться к Б-гу, ничего не стоит на пути к Тешуве, так заверяют нас наши мудрецы.