Г. Превознесение Христа (1:15-20)
От молитвы о том, чтобы колоссяне в полной мере могли познать действие искупительной силы Божией в их жизни, апостол совершает естественный переход к тому, на чем делает в этом послании главное ударение, - к несравненности Христа, превосходящего все и потому достойного всяческого превознесения. В этом разделе (стихи 15-20) Павел приводит семь определении, присущих только Христу, которыми и обусловлено Его первенство (стих 18).
Христос является: 1) образом Бога, 2) рожденным прежде всякой твари, 3) Создателем вселенной, 4) Главою Церкви, 5) Первенцем из мертвых, 6) Выразителем полноты Божией, 7) Примирителем. Нигде в другом месте Писаний не приводится одновременно столько определений Христа и Его Божественности, Христа как верховного Владыки Вселенной!
Кол. 1:15. Итак, во-первых, Христос является образом Бога невидимого. То же говорится о Нем и в 2-Кор. 4:4. Помимо того, что это означает подобие, понятие "образа" предполагает, что кто-то или что-то представлено или явлено им. Как голова правителя, оттиснутая на монете, являет собою образ его, так и Христос есть "образ ипостаси" Отца (Евр. 1:3). Сам Иисус выразил это так: "Всякий видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9). Следовательно, всякий, кто видел Христа, воспринимаемый зрением образ Бога невидимого, опосредствованно (не прямо) "видел" Бога. Ибо, как написал Иоанн, "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1:18).
И Павел писал о "невидимом" Боге (1-Тим. 1:17); но Христос в Себе, видимом, дал совершенное представление об этом Боге. Хотя слово "образ" (ейкон) не всегда предполагает совершенство отображения (сравните 1-Кор. 11:7), данный контекст требует именно такого его понимания. Упомянутое ейкон подразумевает отражение или воплощение самой сути чего-то или кого-то.
В Евр. 10:1 о законе сказано как о "тени" (будущих благ), а не как о "самом образе" (вещей); "тень" противопоставляется "образу", который есть Христос (сравните Кол. 2:17). Итак, превосходство Христа (Его первенство)прежде всего видно из Его особых взаимоотношений с Богом Отцом. Сын является Его совершенным подобием, дающим о Нем полное представление.
Во-вторых, превосходство Христа явствует из Его взаимоотношений с творением. Христос рожден прежде всякой твари. Хотя с грамматической точки зрения это место можно было бы перевести и как "первенец в творении", с точки зрения контекста такой перевод невозможен - по пяти причинам:
1) Цель всего этого раздела, да и книги, - показать превосходство Христа над всем. 2) Имеющиеся в разделе другие определения Христа - как Создателя всего сущего (1:16), Которым "все стоит" (1:17), и т. д., явно говорят о Его первенстве и превосходстве над творением. 3) "Первородный", Который "создал все", не мог быть частью творения, так как нельзя сотворить самого себя. ("Свидетели Иеговы" в своем переводе Библии шесть раз дописали в этом тексте слово "другие" - с тем, чтобы показать, что Христос создал "все другое" творение после того, как был создан Сам! Однако в греческом тексте слова "другие" нет.) 4) Сказано, что "Первородному" поклонятся все ангелы (Евр. 1:6), но ведь поклонение "твари" запрещено Богом (Исх. 20:4-5). 5) Как "рожденный прежде всякой твари" переведено греч. (Прототакос) но если бы Христос был "первосотворенным", то здесь стояло бы слово протоктисис.
Понятие "первородный" свидетельствует о двух вещах в отношении Христа: Он уже существовал до начала творения, и Он стоит над ним как его Властелин.
В Ветхом Завете перворожденный обладал особыми правами и привилегиями, вытекавшими из приоритета его рождения (Исх. 13:2-15; Втор. 21:17). В уста Иисуса, заявляющего о Себе, что Он есть "первый" (Откр. 1:17), вложено слово, означающее по-гречески "абсолютное первенство". В Пс. 88:28 читаем: "И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли".
Хотя это сказано о /Давиде, но относится также и к Мессии, как это видно из Откр. 1:5, где Христос назван "первенцем из мертвых" (сравните с Кол. 1:18) и одновременно - "владыкою царей земных". Итак, фраза "рожденный прежде всякой твари" говорит как о приоритете Христа над всем творением (во времени), так и о Его владычестве над ним (по положению).
Кол. 1:16-17. Третье определение Христа в том, что Им создано все. Все Им (греч. ди аутоу говорит о том, что Он явился причиной творения, послужив орудием его) и для Него (ейз аутон - в Нем же и конечная цель творения) создано и Им (ен ауто) все стоит (т. е. Христос является и причиною сохранения всего сущего). Он Тот, через Которого все сущее не только обрело бытие, но и продолжает "быть".
В Новом Завете есть еще два места, параллельные этому по смыслу: "Все чрез Него начало быть" (Иоан. 1:3) и "чрез Которого и веки (миры) сотворил" (Евр. 1:2). Отец, таким образом, является Первопричиной (Первоисточником) вселенной, а Сын - тем фактором, посредством которого она начала быть. Другими словами, Сын явился главным действующим фактором творения, и в этом смысле - "началом создания Божия" (Откр. 3:14).
Сыном - Творцом создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, т. е. вся вселенная - как материальная, так и нематериальная. Ангельская иерархия, как раскрывается она здесь, - престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - свидетельствует о высокой организованности духовного мира; и в эту-то неведомую им сферу были "втянуты" колоссяне через поклонение ангелам (Кол. 2:18), тогда как царит над нею Христос, и только Он достоин поклонения (Еф. 1:21; 3:10; 6:12; Фил. 2:9-10; Кол. 2:10,15).
Кол. 1:18. Четвертое определение: Он есть глава тела Церкви - помимо того, что является Господом вселенной (сравните Еф. 1:22-23; 5:23). Здесь речь идет о невидимой вселенской Церкви, составляемой всеми уверовавшими во Христа, которые в момент своего уверования были крещены Духом Святым (1-Кор. 12:13).
Эта работа Духа началась в день Пятидесятницы (Деян. 1:5; 2:1-2; 11:15-16). В "теле" Христовом нет "нн иудея, ни еллина" (Гал. 3:28), но все, составляющее его, есть новая тварь в Боге (Еф. 2:15). Церковь - "это тайна… которая не была возвещена прежним поколениям" (Еф. 3:4-5 сравните с Рим. 16:25-26; Кол. 1:26).
Пятое определение: Христос есть начаток, первенец из мертвых (сравните Откр. 1:5).
Он был первым, Кто воскрес в бессмертном теле (1-Кор. 15:20), и на этом основании возглавил, как Родоначальник ее, совершенно новую группу в человечестве, принципиально иного, так сказать, ранга и звания. Кроме того, воскресение Христа ознаменовало Его победу над смертью (Евр. 2:14; 1-Иоан. 3:8). Он сделался "первенцем из умерших" в том смысле, что воскрес, чтобы (в отличие от других) никогда более не умирать. "И открылся Сыном Божним в силе… чрез воскресение из мертвых" (Рим. 1:4). То есть явил в Себе эту "силу жизни не престающей" (Евр. 7:16), действием которой живет вечно.
Цель всего этого в том, чтобы иметь Ему во всем первенство. Христос поставлен над творением. Он превосходит все. Тот самый вечный логос - "Слово" (Иоан. 1:1), которое "стало плотию" (Иоан. 1:14), и "смирило Себя" (Фил. 2:8), было затем превознесено Отцом "превыше всего", и дано Ему имя "выше всякого имени" (Фил. 2:9).
Кол. 1:19. Шестым признаком, определяющим превосходство Христа, является то, что в Нем обитает всякая полнота. Позже Павел скажет: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2:9). Этот же стих (Кол. 1:19) содержит одну из самых исчерпывающих в Новом Завете характеристик Божественности Иисуса Христа (сравните Евр. 1:8). "Полнота" (плерома) - одно из ключевых слов в послании к Колоссянам - употреблено апостолом в 1:19 и в 2:9 (однокорневой глагол плероо встречаем в 1:9,25; 2:10 и 4:17). В Новом Завете понятие "полноты" применяется к целому ряду вещей, включая и самое бытие Бога (Еф. 3:19), а также время (Гал. 4:4) и благодать во Христе (Иоан. 1:16). О совершенной полноте Божества здесь сказано, что Отцу было угодно, чтобы она обитала (катоикесаи - "неизменно пребывала") во Христе.
Кол. 1:20. Седьмое определение превосходства Христа состоит в том, что Он есть Примиритель. Бог пожелал посредством Его примирить с Собою все. Под словом "Все" подразумеваются добрые ангелы и не искупленные люди, поскольку тут сказано только о земном и небесном. Находящийся же в "преисподней" (Фил. 2:10) примирению не подлежат. Относительно восстановления Богом природы комментарий на Рим. 8:19-21, а относительно примирения с Ним грешников - комментарий на Рим. 5:10-11 и на 2-Кор. 5:17-20. Важно отметить, что Бог примиряет людей с Собою, а не Сам примиряется с людьми.
Ибо человечество по своему выбору оставило Бога и нуждается в возвращении к Нему. Заметим, что во 2-Кор. 5:19 говорится о примирении в юридическом смысле слова, в каковом "мир" и получает возможность спасения через смерть Христа. В другом месте Павел писал о "многих" (т. е. о тех, кто удостоятся обильной Божией благодати), которые сделаются праведными благодаря крестной смерти Христа (Рим. 5:19). Умиротворив… Кровлю креста Его означает, что кровь Господня, пролитая на кресте, побудит бывших врагов Божиих (Рим. 5:10; Кол. 1:21) стать по вере Его друзьями и Его детьми (Еф. 2:11-19).
От молитвы о том, чтобы колоссяне в полной мере могли познать действие искупительной силы Божией в их жизни, апостол совершает естественный переход к тому, на чем делает в этом послании главное ударение, - к несравненности Христа, превосходящего все и потому достойного всяческого превознесения. В этом разделе (стихи 15-20) Павел приводит семь определении, присущих только Христу, которыми и обусловлено Его первенство (стих 18).
Христос является: 1) образом Бога, 2) рожденным прежде всякой твари, 3) Создателем вселенной, 4) Главою Церкви, 5) Первенцем из мертвых, 6) Выразителем полноты Божией, 7) Примирителем. Нигде в другом месте Писаний не приводится одновременно столько определений Христа и Его Божественности, Христа как верховного Владыки Вселенной!
Кол. 1:15. Итак, во-первых, Христос является образом Бога невидимого. То же говорится о Нем и в 2-Кор. 4:4. Помимо того, что это означает подобие, понятие "образа" предполагает, что кто-то или что-то представлено или явлено им. Как голова правителя, оттиснутая на монете, являет собою образ его, так и Христос есть "образ ипостаси" Отца (Евр. 1:3). Сам Иисус выразил это так: "Всякий видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9). Следовательно, всякий, кто видел Христа, воспринимаемый зрением образ Бога невидимого, опосредствованно (не прямо) "видел" Бога. Ибо, как написал Иоанн, "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1:18).
И Павел писал о "невидимом" Боге (1-Тим. 1:17); но Христос в Себе, видимом, дал совершенное представление об этом Боге. Хотя слово "образ" (ейкон) не всегда предполагает совершенство отображения (сравните 1-Кор. 11:7), данный контекст требует именно такого его понимания. Упомянутое ейкон подразумевает отражение или воплощение самой сути чего-то или кого-то.
В Евр. 10:1 о законе сказано как о "тени" (будущих благ), а не как о "самом образе" (вещей); "тень" противопоставляется "образу", который есть Христос (сравните Кол. 2:17). Итак, превосходство Христа (Его первенство)прежде всего видно из Его особых взаимоотношений с Богом Отцом. Сын является Его совершенным подобием, дающим о Нем полное представление.
Во-вторых, превосходство Христа явствует из Его взаимоотношений с творением. Христос рожден прежде всякой твари. Хотя с грамматической точки зрения это место можно было бы перевести и как "первенец в творении", с точки зрения контекста такой перевод невозможен - по пяти причинам:
1) Цель всего этого раздела, да и книги, - показать превосходство Христа над всем. 2) Имеющиеся в разделе другие определения Христа - как Создателя всего сущего (1:16), Которым "все стоит" (1:17), и т. д., явно говорят о Его первенстве и превосходстве над творением. 3) "Первородный", Который "создал все", не мог быть частью творения, так как нельзя сотворить самого себя. ("Свидетели Иеговы" в своем переводе Библии шесть раз дописали в этом тексте слово "другие" - с тем, чтобы показать, что Христос создал "все другое" творение после того, как был создан Сам! Однако в греческом тексте слова "другие" нет.) 4) Сказано, что "Первородному" поклонятся все ангелы (Евр. 1:6), но ведь поклонение "твари" запрещено Богом (Исх. 20:4-5). 5) Как "рожденный прежде всякой твари" переведено греч. (Прототакос) но если бы Христос был "первосотворенным", то здесь стояло бы слово протоктисис.
Понятие "первородный" свидетельствует о двух вещах в отношении Христа: Он уже существовал до начала творения, и Он стоит над ним как его Властелин.
В Ветхом Завете перворожденный обладал особыми правами и привилегиями, вытекавшими из приоритета его рождения (Исх. 13:2-15; Втор. 21:17). В уста Иисуса, заявляющего о Себе, что Он есть "первый" (Откр. 1:17), вложено слово, означающее по-гречески "абсолютное первенство". В Пс. 88:28 читаем: "И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли".
Хотя это сказано о /Давиде, но относится также и к Мессии, как это видно из Откр. 1:5, где Христос назван "первенцем из мертвых" (сравните с Кол. 1:18) и одновременно - "владыкою царей земных". Итак, фраза "рожденный прежде всякой твари" говорит как о приоритете Христа над всем творением (во времени), так и о Его владычестве над ним (по положению).
Кол. 1:16-17. Третье определение Христа в том, что Им создано все. Все Им (греч. ди аутоу говорит о том, что Он явился причиной творения, послужив орудием его) и для Него (ейз аутон - в Нем же и конечная цель творения) создано и Им (ен ауто) все стоит (т. е. Христос является и причиною сохранения всего сущего). Он Тот, через Которого все сущее не только обрело бытие, но и продолжает "быть".
В Новом Завете есть еще два места, параллельные этому по смыслу: "Все чрез Него начало быть" (Иоан. 1:3) и "чрез Которого и веки (миры) сотворил" (Евр. 1:2). Отец, таким образом, является Первопричиной (Первоисточником) вселенной, а Сын - тем фактором, посредством которого она начала быть. Другими словами, Сын явился главным действующим фактором творения, и в этом смысле - "началом создания Божия" (Откр. 3:14).
Сыном - Творцом создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, т. е. вся вселенная - как материальная, так и нематериальная. Ангельская иерархия, как раскрывается она здесь, - престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - свидетельствует о высокой организованности духовного мира; и в эту-то неведомую им сферу были "втянуты" колоссяне через поклонение ангелам (Кол. 2:18), тогда как царит над нею Христос, и только Он достоин поклонения (Еф. 1:21; 3:10; 6:12; Фил. 2:9-10; Кол. 2:10,15).
Кол. 1:18. Четвертое определение: Он есть глава тела Церкви - помимо того, что является Господом вселенной (сравните Еф. 1:22-23; 5:23). Здесь речь идет о невидимой вселенской Церкви, составляемой всеми уверовавшими во Христа, которые в момент своего уверования были крещены Духом Святым (1-Кор. 12:13).
Эта работа Духа началась в день Пятидесятницы (Деян. 1:5; 2:1-2; 11:15-16). В "теле" Христовом нет "нн иудея, ни еллина" (Гал. 3:28), но все, составляющее его, есть новая тварь в Боге (Еф. 2:15). Церковь - "это тайна… которая не была возвещена прежним поколениям" (Еф. 3:4-5 сравните с Рим. 16:25-26; Кол. 1:26).
Пятое определение: Христос есть начаток, первенец из мертвых (сравните Откр. 1:5).
Он был первым, Кто воскрес в бессмертном теле (1-Кор. 15:20), и на этом основании возглавил, как Родоначальник ее, совершенно новую группу в человечестве, принципиально иного, так сказать, ранга и звания. Кроме того, воскресение Христа ознаменовало Его победу над смертью (Евр. 2:14; 1-Иоан. 3:8). Он сделался "первенцем из умерших" в том смысле, что воскрес, чтобы (в отличие от других) никогда более не умирать. "И открылся Сыном Божним в силе… чрез воскресение из мертвых" (Рим. 1:4). То есть явил в Себе эту "силу жизни не престающей" (Евр. 7:16), действием которой живет вечно.
Цель всего этого в том, чтобы иметь Ему во всем первенство. Христос поставлен над творением. Он превосходит все. Тот самый вечный логос - "Слово" (Иоан. 1:1), которое "стало плотию" (Иоан. 1:14), и "смирило Себя" (Фил. 2:8), было затем превознесено Отцом "превыше всего", и дано Ему имя "выше всякого имени" (Фил. 2:9).
Кол. 1:19. Шестым признаком, определяющим превосходство Христа, является то, что в Нем обитает всякая полнота. Позже Павел скажет: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2:9). Этот же стих (Кол. 1:19) содержит одну из самых исчерпывающих в Новом Завете характеристик Божественности Иисуса Христа (сравните Евр. 1:8). "Полнота" (плерома) - одно из ключевых слов в послании к Колоссянам - употреблено апостолом в 1:19 и в 2:9 (однокорневой глагол плероо встречаем в 1:9,25; 2:10 и 4:17). В Новом Завете понятие "полноты" применяется к целому ряду вещей, включая и самое бытие Бога (Еф. 3:19), а также время (Гал. 4:4) и благодать во Христе (Иоан. 1:16). О совершенной полноте Божества здесь сказано, что Отцу было угодно, чтобы она обитала (катоикесаи - "неизменно пребывала") во Христе.
Кол. 1:20. Седьмое определение превосходства Христа состоит в том, что Он есть Примиритель. Бог пожелал посредством Его примирить с Собою все. Под словом "Все" подразумеваются добрые ангелы и не искупленные люди, поскольку тут сказано только о земном и небесном. Находящийся же в "преисподней" (Фил. 2:10) примирению не подлежат. Относительно восстановления Богом природы комментарий на Рим. 8:19-21, а относительно примирения с Ним грешников - комментарий на Рим. 5:10-11 и на 2-Кор. 5:17-20. Важно отметить, что Бог примиряет людей с Собою, а не Сам примиряется с людьми.
Ибо человечество по своему выбору оставило Бога и нуждается в возвращении к Нему. Заметим, что во 2-Кор. 5:19 говорится о примирении в юридическом смысле слова, в каковом "мир" и получает возможность спасения через смерть Христа. В другом месте Павел писал о "многих" (т. е. о тех, кто удостоятся обильной Божией благодати), которые сделаются праведными благодаря крестной смерти Христа (Рим. 5:19). Умиротворив… Кровлю креста Его означает, что кровь Господня, пролитая на кресте, побудит бывших врагов Божиих (Рим. 5:10; Кол. 1:21) стать по вере Его друзьями и Его детьми (Еф. 2:11-19).