Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
Следующие стихи тесно связаны со всем сказанным ранее. Павел говорил о своих теперешних страданиях и несчастьях и о будущей славе, ожидающей впереди. Это приводит его к рассуждению о смерти. Этот отрывок – одно из величайших во всем Слове Божьем мест, где говорится о смерти и христианском к ней отношении.
5,1 В стихе 1 апостол говорит о нашем нынешнем смертном теле как о земном доме, этой хижине. Хижина – не постоянный дом, а непрочное временное жилище, воздвигаемое для защиты от стихий.
Здесь говорится, что смерть снесет это жилище. Хижина разрушится в момент смерти. Тело ляжет в могилу, тогда как дух и душа верующего уйдут к Господу.
Павел начинает главу, уверенный в том, что, если его земной дом разрушится (в результате страданий, о которых шла речь в предыдущей главе), он будет иметь от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Обратите внимание на различие между хижиной и домом. Временная хижина снесена, а новый, постоянный дом ожидает верующего в стране за небесами. Это – жилище от Бога в том смысле, что дает нам его Бог.
Далее, это дом нерукотворенный. Почему Павел так говорит? Наши нынешние тела не созданы руками; почему же надо подчеркивать, что наши будущие прославленные тела будут нерукотворными? Ответ таков: слово «нерукотворенный» означает «не этого творения».
Это становится ясно из Евреям 9,11, где читаем: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения....» (В другом переводе: «...не созданной руками человеческими и не принадлежащей этому миру».) В 2 Коринфянам (5,1) Павел говорит, что наши нынешние тела подходят для жизни на этой земле, а наши будущие, прославленные тела не будут принадлежать этому творению. Они будут созданы специально для жизни на небесах.
Будущее тело верующего описывается также как вечное, на небесах. Это тело больше не будет подвержено болезням, смерти и разложению, оно будет вечно жить в нашем небесном доме.
Данный стих позволяет сделать вывод, что верующий получит жилище от Бога в тот же момент, как умрет, но это не так. Он получит свое прославленное тело только тогда, когда Христос вернется за Своей Церковью (1 Фес. 4,13-18). А происходит с верующим вот что. Во время смерти его дух и душа отходят к Христу, где сознательно наслаждаются славой небес. Его тело лежит в могиле. Когда Господь вернется, прах будет поднят из могилы, Бог создаст из него новое, прославленное, тело, которое объединится с душой и духом. Между смертью и пришествием Христа за Своими святыми верующий, можно сказать, находится в бестелесном состоянии. Однако это не означает, что он не вполне сознает всю радость и блаженство небес. Он их сознаeт!
Прежде чем оставить стих 1, мы должны упомянуть, что есть три основных толкования того, что такое жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
1. Сами небеса.
2. Тело, промежуточное между смертью и воскресением.
3. Прославленное тело.
Вряд ли это могут быть сами небеса, потому что сказано, что оно вечно на небесах и в небесах (5,2). Что касается промежуточного тела, то нигде в Писании о таком теле не говорится.
Более того, дом нерукотворенный описывается как вечный на небесах, но применительно к промежуточному телу это будет неверно. Кажется, правильна третья точка зрения: дом – это воскресшее прославленное тело.
5,2 В нашем нынешнем смертном теле мы часто вынуждены воздыхать, потому что оно ограничивает нас и затрудняет нашу духовную жизнь. Мы горячо желаем облечься в небесное наше жилище.
В этом стихе апостол, кажется, переходит от образа хижины к одежде.
Можно предположить, что сделал он это, поскольку сам изготовлял палатки и знал, что один и тот же материал используется для изготовления как временного жилища, так и одежды. В любом случае ясно, что он очень хотел получить свое прославленное тело.
5,3 Что в этом стихе означает «нагие»? Значит ли это, что человек не спасен, а потому не облечен в праведность пред Богом? Значит ли это, что человек, хотя и спасен, не получит награды в день судилища Христова? Или же это значит, что в промежуток между смертью и воскресением спасенный человек не имеет тела и наг в том смысле, что он – бестелесный дух? Автор понимает слово «нагие» как «бесплотные» или «неприкрытые». Павел говорит, что он страстно желает не смерти, не бестелесного состояния, следующего за ней, а прихода Господа Иисуса Христа, когда все умершие получат прославленные тела.
5,4 То, что наша интерпретация стиха 3 верна, кажется, подтверждает стих 4. Апостол говорит, что мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. Другими словами, он ожидал не состояния между смертью и восхищением на небо как идеальной надежды верующего, а того, что случится при восхищении на небо, когда верующие получат тела, более не подверженные смерти.
5,5 На сие самое и создал нас Бог, для этой самой цели, то есть для искупления тела. Это будет вершиной Его славных планов для нас. Сейчас искупление затрагивает наши дух и душу, но тогда искупление включит и тело. Только подумайте об этом: Бог создал нас, и цель Его при этом была – прославленное состояние, дом нерукотворенный, вечный, на небесах! Но как мы можем увериться в том, что будем иметь прославленное тело?
Отвечая на это, Бог дал нам залог Духа. Как объяснялось ранее, тот факт, что внутри каждого верующего обитает Дух Божий, служит залогом того, что исполнятся все Божьи обетования верующему. Это знак грядущего. Дух Божий – Сам залог, гарантия того, что частично уже данное нам от Бога станет однажды полностью нашим.
5,6 Именно глубокая уверенность в этой драгоценной реальности дает Павлу силу быть мужественным. Он знал, что все то время, пока он водворен в теле, он устранен от Господа.
Конечно же, для Павла это состояние было не идеальным, но он соглашался с ним, если при этом мог послужить Христу здесь, на земле, и помочь Божьему народу.
5,7 Тот факт, что мы ходим верою, а не видением, – немаловажное доказательство нашего устранения от Господа. Мы никогда не видели Господа нашими физическими глазами. Мы могли Его видеть только верой. Пока мы обитаем в теле, наша жизнь лишена той близости, которая присуща жизни настоящего видения.
5,8 Стих 8 продолжает мысль, начатую в стихе 6, и заканчивает ее. Взирая на благословенную надежду, лежащую перед ним, Павел полон мужества; он может сказать, что благодушествует и желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Он болен тем, что Бернард называет «небесной ностальгией».
Может показаться, что этот стих противоречит только что сказанному апостолом. В предшествующих стихах он выражал желание обрести прославленное тело. А здесь он говорит, что хотел бы лучше выйти из тела и водвориться у Господа, то есть хотел бы находиться в том бесплотном состоянии, которое будет между смертью и восхищением.
Но противоречия здесь нет. У христианина есть три возможности, и вопрос в том, которую из них он предпочитает. Есть жизнь на земле в смертном теле. Есть состояние между смертью и пришествием Христа, состояние бестелесности, при котором, однако, дух и душа сознательно наслаждаются присутствием Христа. И, наконец, есть завершение нашего спасения, когда Господь Иисус придет за нами и мы получим прославленные тела. Павел учит в этом отрывке, что первое состояние хорошо, второе – лучше, а третье – самое лучшее.
5,9 Верующий должен стараться быть угодным Господу. Его спасение не зависит от дел, но награда в день грядущий будет прямо пропорциональна его верности Господу. Верующий должен всегда помнить, что вера связана со спасением, а дела связаны с наградой. Он спасается благодатью через веру, а не делами; но когда он спасен, он должен стремиться делать добрые дела, и за дела он будет награжден.
Обратите внимание, что Павел хотел быть Ему угодным, водворяясь ли, выходя ли, то есть присутствуя или отсутствуя. Это значит, что его служение на земле должно было радовать сердце Господа, находился ли Павел все еще на земле или уже стоял перед судилищем Христовым.
5,10 Одна из причин, почему нужно быть угодными Христу, такова: всем нам должно явиться пред судилище Его. На самом деле смысл даже не в том, чтобы явиться там, а в том, чтобы там проявиться. «Новая английская Библия» правильно говорит: «Жизнь каждого из нас должна быть открыто положена перед судилищем Христовым».
Одно дело – явиться к доктору в кабинет, и совсем другое – пройти там рентген. Судилище Христово откроет перед Христом нашу жизнь именно такой, какой она была. Не только количество нашего служения, но и его качество и даже обусловившие его мотивы – все будет рассмотрено.
Хотя грехи, совершенные после обращения, окажут влияние на наше служение, грехи верующего как таковые не будут рассматриваться в этот важный день. Тот суд произошел более 1900 лет назад, когда Господь Иисус Своим телом вознес наши грехи на древо. Он полностью заплатил долг, который заслуживали наши грехи, и Бог никогда больше не приведет эти грехи на Свой суд (Ин. 5,24). Судилище Христово рассматривает наше служение Господу. Вопрос о спасении там не стоит: это уже свершившийся факт.
Там стоит вопрос о награде и лишении награды.
Следующие стихи тесно связаны со всем сказанным ранее. Павел говорил о своих теперешних страданиях и несчастьях и о будущей славе, ожидающей впереди. Это приводит его к рассуждению о смерти. Этот отрывок – одно из величайших во всем Слове Божьем мест, где говорится о смерти и христианском к ней отношении.
5,1 В стихе 1 апостол говорит о нашем нынешнем смертном теле как о земном доме, этой хижине. Хижина – не постоянный дом, а непрочное временное жилище, воздвигаемое для защиты от стихий.
Здесь говорится, что смерть снесет это жилище. Хижина разрушится в момент смерти. Тело ляжет в могилу, тогда как дух и душа верующего уйдут к Господу.
Павел начинает главу, уверенный в том, что, если его земной дом разрушится (в результате страданий, о которых шла речь в предыдущей главе), он будет иметь от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Обратите внимание на различие между хижиной и домом. Временная хижина снесена, а новый, постоянный дом ожидает верующего в стране за небесами. Это – жилище от Бога в том смысле, что дает нам его Бог.
Далее, это дом нерукотворенный. Почему Павел так говорит? Наши нынешние тела не созданы руками; почему же надо подчеркивать, что наши будущие прославленные тела будут нерукотворными? Ответ таков: слово «нерукотворенный» означает «не этого творения».
Это становится ясно из Евреям 9,11, где читаем: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения....» (В другом переводе: «...не созданной руками человеческими и не принадлежащей этому миру».) В 2 Коринфянам (5,1) Павел говорит, что наши нынешние тела подходят для жизни на этой земле, а наши будущие, прославленные тела не будут принадлежать этому творению. Они будут созданы специально для жизни на небесах.
Будущее тело верующего описывается также как вечное, на небесах. Это тело больше не будет подвержено болезням, смерти и разложению, оно будет вечно жить в нашем небесном доме.
Данный стих позволяет сделать вывод, что верующий получит жилище от Бога в тот же момент, как умрет, но это не так. Он получит свое прославленное тело только тогда, когда Христос вернется за Своей Церковью (1 Фес. 4,13-18). А происходит с верующим вот что. Во время смерти его дух и душа отходят к Христу, где сознательно наслаждаются славой небес. Его тело лежит в могиле. Когда Господь вернется, прах будет поднят из могилы, Бог создаст из него новое, прославленное, тело, которое объединится с душой и духом. Между смертью и пришествием Христа за Своими святыми верующий, можно сказать, находится в бестелесном состоянии. Однако это не означает, что он не вполне сознает всю радость и блаженство небес. Он их сознаeт!
Прежде чем оставить стих 1, мы должны упомянуть, что есть три основных толкования того, что такое жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
1. Сами небеса.
2. Тело, промежуточное между смертью и воскресением.
3. Прославленное тело.
Вряд ли это могут быть сами небеса, потому что сказано, что оно вечно на небесах и в небесах (5,2). Что касается промежуточного тела, то нигде в Писании о таком теле не говорится.
Более того, дом нерукотворенный описывается как вечный на небесах, но применительно к промежуточному телу это будет неверно. Кажется, правильна третья точка зрения: дом – это воскресшее прославленное тело.
5,2 В нашем нынешнем смертном теле мы часто вынуждены воздыхать, потому что оно ограничивает нас и затрудняет нашу духовную жизнь. Мы горячо желаем облечься в небесное наше жилище.
В этом стихе апостол, кажется, переходит от образа хижины к одежде.
Можно предположить, что сделал он это, поскольку сам изготовлял палатки и знал, что один и тот же материал используется для изготовления как временного жилища, так и одежды. В любом случае ясно, что он очень хотел получить свое прославленное тело.
5,3 Что в этом стихе означает «нагие»? Значит ли это, что человек не спасен, а потому не облечен в праведность пред Богом? Значит ли это, что человек, хотя и спасен, не получит награды в день судилища Христова? Или же это значит, что в промежуток между смертью и воскресением спасенный человек не имеет тела и наг в том смысле, что он – бестелесный дух? Автор понимает слово «нагие» как «бесплотные» или «неприкрытые». Павел говорит, что он страстно желает не смерти, не бестелесного состояния, следующего за ней, а прихода Господа Иисуса Христа, когда все умершие получат прославленные тела.
5,4 То, что наша интерпретация стиха 3 верна, кажется, подтверждает стих 4. Апостол говорит, что мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. Другими словами, он ожидал не состояния между смертью и восхищением на небо как идеальной надежды верующего, а того, что случится при восхищении на небо, когда верующие получат тела, более не подверженные смерти.
5,5 На сие самое и создал нас Бог, для этой самой цели, то есть для искупления тела. Это будет вершиной Его славных планов для нас. Сейчас искупление затрагивает наши дух и душу, но тогда искупление включит и тело. Только подумайте об этом: Бог создал нас, и цель Его при этом была – прославленное состояние, дом нерукотворенный, вечный, на небесах! Но как мы можем увериться в том, что будем иметь прославленное тело?
Отвечая на это, Бог дал нам залог Духа. Как объяснялось ранее, тот факт, что внутри каждого верующего обитает Дух Божий, служит залогом того, что исполнятся все Божьи обетования верующему. Это знак грядущего. Дух Божий – Сам залог, гарантия того, что частично уже данное нам от Бога станет однажды полностью нашим.
5,6 Именно глубокая уверенность в этой драгоценной реальности дает Павлу силу быть мужественным. Он знал, что все то время, пока он водворен в теле, он устранен от Господа.
Конечно же, для Павла это состояние было не идеальным, но он соглашался с ним, если при этом мог послужить Христу здесь, на земле, и помочь Божьему народу.
5,7 Тот факт, что мы ходим верою, а не видением, – немаловажное доказательство нашего устранения от Господа. Мы никогда не видели Господа нашими физическими глазами. Мы могли Его видеть только верой. Пока мы обитаем в теле, наша жизнь лишена той близости, которая присуща жизни настоящего видения.
5,8 Стих 8 продолжает мысль, начатую в стихе 6, и заканчивает ее. Взирая на благословенную надежду, лежащую перед ним, Павел полон мужества; он может сказать, что благодушествует и желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Он болен тем, что Бернард называет «небесной ностальгией».
Может показаться, что этот стих противоречит только что сказанному апостолом. В предшествующих стихах он выражал желание обрести прославленное тело. А здесь он говорит, что хотел бы лучше выйти из тела и водвориться у Господа, то есть хотел бы находиться в том бесплотном состоянии, которое будет между смертью и восхищением.
Но противоречия здесь нет. У христианина есть три возможности, и вопрос в том, которую из них он предпочитает. Есть жизнь на земле в смертном теле. Есть состояние между смертью и пришествием Христа, состояние бестелесности, при котором, однако, дух и душа сознательно наслаждаются присутствием Христа. И, наконец, есть завершение нашего спасения, когда Господь Иисус придет за нами и мы получим прославленные тела. Павел учит в этом отрывке, что первое состояние хорошо, второе – лучше, а третье – самое лучшее.
5,9 Верующий должен стараться быть угодным Господу. Его спасение не зависит от дел, но награда в день грядущий будет прямо пропорциональна его верности Господу. Верующий должен всегда помнить, что вера связана со спасением, а дела связаны с наградой. Он спасается благодатью через веру, а не делами; но когда он спасен, он должен стремиться делать добрые дела, и за дела он будет награжден.
Обратите внимание, что Павел хотел быть Ему угодным, водворяясь ли, выходя ли, то есть присутствуя или отсутствуя. Это значит, что его служение на земле должно было радовать сердце Господа, находился ли Павел все еще на земле или уже стоял перед судилищем Христовым.
5,10 Одна из причин, почему нужно быть угодными Христу, такова: всем нам должно явиться пред судилище Его. На самом деле смысл даже не в том, чтобы явиться там, а в том, чтобы там проявиться. «Новая английская Библия» правильно говорит: «Жизнь каждого из нас должна быть открыто положена перед судилищем Христовым».
Одно дело – явиться к доктору в кабинет, и совсем другое – пройти там рентген. Судилище Христово откроет перед Христом нашу жизнь именно такой, какой она была. Не только количество нашего служения, но и его качество и даже обусловившие его мотивы – все будет рассмотрено.
Хотя грехи, совершенные после обращения, окажут влияние на наше служение, грехи верующего как таковые не будут рассматриваться в этот важный день. Тот суд произошел более 1900 лет назад, когда Господь Иисус Своим телом вознес наши грехи на древо. Он полностью заплатил долг, который заслуживали наши грехи, и Бог никогда больше не приведет эти грехи на Свой суд (Ин. 5,24). Судилище Христово рассматривает наше служение Господу. Вопрос о спасении там не стоит: это уже свершившийся факт.
Там стоит вопрос о награде и лишении награды.