Эфиопская (Абиссинская) православная церковь (амх. የኢትዮጵያ ኦርቶዶክስ ተዋሕዶ ቤተ ክርስቲያን) — одна из «древневосточных церквей». До 1959 часть Коптской православной церкви, а затем — автокефалия.
При императоре Сусныйосе (1607—1632) вошла в унию с Римом, но следующий император, Фасиледэс (1632—1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных монастырей. В настоящее время эту Церковь возглавляет Патриарх Эфиопской Церкви Святейший Абуна Павлос (резиденция в Аддис-Абебе), его признаёт Коптская церковь; за рубежом на главенство в церкви претендует экс-патриарх Меркариос (утверждающий, что его отречение в 1992 было сделано под давлением).
Эфиопская православная церковь относится к Древневосточным православным церквам, и как и Коптская и Сирийская православные церкви, а также Армянская апостольская церковь исповедует миафизитскую христологию, не признает постановлений Халкидонского Собора (451), признавая только три первых Вселенских Собора.
Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание совместной декларации предстоятелями этих Древневосточных православных церквей, соперничавших на протяжении десятилетий, состоялось в Каире в июле 2007 г.[1] Но тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.
Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который в 330 и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.
Эфиопская православная церковь (так же, как и Коптская) придерживается многих заповедей Ветхого Завета, которых большинство христиан считает отмененными, таких как соблюдение ветхозаветных законов о вкушении пищи, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание, причем не только младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете), но и женское обрезание, традиция которого имеет не библейское происхождение. Как женское, так и мужское обрезание христиане в Эфиопии рассматривают как народные традиции, не считая обрезание младенцев мужского пола исполнением Моисеева закона [2].
На одной из первых конференций новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил диалог с Эфиопской Церковью как одно из приоритетных направлений внешней миссии РПЦ.
При императоре Сусныйосе (1607—1632) вошла в унию с Римом, но следующий император, Фасиледэс (1632—1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных монастырей. В настоящее время эту Церковь возглавляет Патриарх Эфиопской Церкви Святейший Абуна Павлос (резиденция в Аддис-Абебе), его признаёт Коптская церковь; за рубежом на главенство в церкви претендует экс-патриарх Меркариос (утверждающий, что его отречение в 1992 было сделано под давлением).
Эфиопская православная церковь относится к Древневосточным православным церквам, и как и Коптская и Сирийская православные церкви, а также Армянская апостольская церковь исповедует миафизитскую христологию, не признает постановлений Халкидонского Собора (451), признавая только три первых Вселенских Собора.
Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание совместной декларации предстоятелями этих Древневосточных православных церквей, соперничавших на протяжении десятилетий, состоялось в Каире в июле 2007 г.[1] Но тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.
Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который в 330 и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.
Эфиопская православная церковь (так же, как и Коптская) придерживается многих заповедей Ветхого Завета, которых большинство христиан считает отмененными, таких как соблюдение ветхозаветных законов о вкушении пищи, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание, причем не только младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете), но и женское обрезание, традиция которого имеет не библейское происхождение. Как женское, так и мужское обрезание христиане в Эфиопии рассматривают как народные традиции, не считая обрезание младенцев мужского пола исполнением Моисеева закона [2].
На одной из первых конференций новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил диалог с Эфиопской Церковью как одно из приоритетных направлений внешней миссии РПЦ.