=СМЕХОТВОРСТВО - Андрей Горбунов – «Глумление над истиной - черта последних времен»
=Легкое, непринужденно-поверхностное отношение к жизни - болезнь нашего времени
пишет священник Андрей Горбунов в издании "Русь православная". Беззаботный и самоугождающий "стиль жизни" становится нормой: повсюду наблюдается отсутствие серьезности, глубины, особенно в среде избалованных, эгоистичных и пустых молодых людей. Ярким проявлением этого духа является насмешливость, которая распространена настолько широко и стала настолько привычной, что уже давно не воспринимается как нечто греховное.
Сюда можно отнести и дурашливо-развязные высказывания всевозможных ведущих, и изыскания пародистов, бытовые анекдоты. Смех используется и политическими деятелями для того, чтоб облегчить принятие себя слушателями, зрителями, избирателями.
О каких бы вещах ни шла речь в разнообразных программах и текстах электронных и печатных СМИ, и не только молодежных, - все непременно сдабривается смешком, ерничаньем. Причем смех этот особый: не добрая улыбка, не умная ирония, не "смех сквозь слезы" и даже не уничтожающий сарказм. Это тупой, бессмысленный смех над тем, что на жаргоне называется "прикольно".
Вставить кольцо в пупок - "прикольно". Старушка упала - "прикольно". Кому-то голову размозжили, так что мозги брызнули во все стороны - тоже "прикольно".
Смех, которым смеются перед ТВ, в театрах, на концертах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближних, издеваются над слабостями и достоинством человеческим, над совестью и над грехами, все это - симптом болезни духа, греховная страсть.
К сожалению, насмешливость довольно широко распространена ныне и в церковной среде.
И даже среди священнослужителей, монахов, воспитанников (как и преподавателей) духовных учебных заведений, а также среди современных "богословов".
Последние умудряются использовать смех даже при изложении православного вероучения, для "лучшего усвоения" лекционного материала.
Любят посмеяться "современные богословы" над ревнителями благочестия, выступающими против личных кодов и др-х проявлений апостасии, насмешливо называя их "иннэнистами" и "эсхатоложниками".
Глумление над истиной - черта последних времен. Как говорил западный религиозный философ Кьеркегор (1813-55): "Если бы Христос пришел в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы".
Было время, когда мученики умирали, свид-льствуя принародно о правде Божией. Нынешняя же идеология унизила и высмеяла чел-ка, чтобы уничтожить истину. Так в советские годы пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы "Безбожник" и "Антирелигиозник".
Гитлер говорил: "Некоторых я предпочитаю не делать мучениками. Мне довольно выставить их как грубых преступников. Я срываю с них маску благопристойности, и если этого оказывается недостаточно, показываю их перед всеми смешными и ничтожными".
За этими декларациями нельзя не услышать голос Ницше, любимого писателя Гитлера, который в своем "Анти-христе" так обращается к "богословам", т.е. к верующим во Христа: "Неужели вы думаете, что мы дадим вам стать мучениками за вашу ложь?" (здесь говорит сам диавол, представляя истину ложью, а мучеников - преступниками).
"Блажены изгнанные правды ради, - утешает нас Господь, - Блаженны вы, когда будут вас гнать и всячески неправедно злословить за Меня". Христос ублажает не смеющихся, но плачущих, говоря: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". А насмешникам грозно предрекает: "Горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете"…
Заплачете, потому что увидите, что приложили Богом данную способность радоваться не к тому, к чему должно ее приложить, но к тому, что достойно муки. "Производители смеха в будущем веке постыдятся и во время веселия праведных восплачут и возрыдают" (святитель Димитрий Ростовский).
Православный психиатр Н. Гурьев действие смеха сравнивает с действием перевернутого бинокля на рассматриваемые предметы: они отдаляются и уменьшаются. Все, на что направлен смех, делается менее значащим, и отношение к нему становится более легким. Смех равно умаляет и добро, и зло.
Если посмеяться над чем-нибудь хорошим, то оно вроде перестает быть хорошим и трудиться ради его обретения не имеет большого смысла.
Если смех обращается на зло, то и оно делается маленьким, безобидным, совсем не страшным, не стоящим не только того, чтоб с ним бороться, но даже и того, чтоб от него отстраняться или просто опасаться.
Что несет в себе смех? - Во-1-х, смешливый чел-к, вольно или невольно, резко обедняет себе жизнь, вычеркивая из нее серьезные горести и большие радости,- все мелко, все никчемно, ничто не стоит серьезного отношения.
Во-2-х, чел-к временно облегчает себе жизнь, ибо все мелкое и незначащее воспринимается легче.
И, наконец, в-3-х, насмешливый чел-к, умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорно возвеличивается в собственных глазах.
В соединении со снисходительностью, насмешливость образует черту характера, которую принято называть ироничностью, которая с усмешкой констатирует малость и незначимость всего происходящего по сравнению с мечтательным "величием" ироничного чел-ка.
Насмешливость (ироничность, смехотворство и юмор) сопровождается ощущением духовной опустошенности. Чел-к после приступов смеха делается доступнее для любых отрицательных воздействий, делается легко ранимым. Поэтому давно замечено, что за смехом, особенно у детей, следуют слезы.
Оборотная сторона насмешливости - отчужденность. "Едкий" смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Предел духовной нечистоты смеха - "гомерический хохот", гоготание...
"Шутку, - отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), - чаще всего рождает не доброта, а нечто совсем противоположное: превозношение и садизм; унижая чел-ка в шутку, мы под видом добродушной игры доставляем удовольствие своему жестокому сердцу. Поэтому шутка выключает чел-ка из духовной жизни". Шутка - это создание ложного мира, мира карикатуры, а значит - демонического, - потому что отец лжи - диавол.
"Есть два смеха: светлый и темный, - рассуждает об этом арх-скоп Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). - Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу чел-ка, и это выражается в искривлении черт лица".
По учению Святых Отцов, бесчинный смех - знак сластолюбивого сердца, души слабой и немужественной.
Смех рождается от беса блуда, от тщеславия, дерзости и пресыщения; смех расточает собранное в душе добро, удаляет от благодати Господней, убивает память смертную, производит забвение Страшного Суда.
"Ничто не делает нас столько сообщниками мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей", - наставляет преподобный Исаак Сирин.
По его словам, "остроумие речей остужает в душе горячность любви ко Христу" ("Слова подвижнические", слово 68).
"Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, - учит преподобный Иоанн Лествичник, - то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех" ("Лествица", слово 7-е).
Если чел-к блюдет себя, благоговеет перед тайной жизни, то он будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет перед Богом. И все у него будет чисто и ясно.