Кроме того, в Китае этот обычай был характерен не только в древности, но и в средние века, и в новое время, и в период новейшей истории — и пример последнего времени — Мао Цзэдун. В этом случае даже Япония не может быть аналогом Китаю, потому что на протяжении многих веков власть императора Японии является лишь чисто номинальной, тогда как в Китае — абсолютной. В-четвертых, ни в одной стране мира на протяжении десятков веков не был так развит и раздут государственный чиновничий аппарат. Конечно, бюрократия существовала и существует во многих странах — вспомнить хотя бы Древний Рим, но это не идет ни в какое сравнение с китайской государственной машиной. В-пятых, Китай много раз переживал страшные по своей силе восстания подданных, приводящих к свержению правящей династии и коронации народных предводителей. В истории известны восстания Спартака, Пугачева, Тайлера и др., но последствия их были невелики. История хорошо помнит революции, такие как Английская 1642 г., Великая Французская 1789 г., Октябрьский переворот в России 1917 г., оказавшие огромное влияние на последующее развитие стран и способствовавшие смене формации, но в Китае, не считая, конечно, революцию в XX в., были не революции, а именно восстания, ибо приводили они не к смене формации, а к смене правящей династии. В-шестых, на протяжении всей истории китайский народ отличался бедностью и всеобщей неграмотностью народа, ибо целью правителей всех времен являлось создание послушного тупого человеческого стада, которое легче держать в повиновении и которое довольствуется малым. В-седьмых, вся жизнь китайского общества пронизана сложнейшими церемониями и ритуалами, начиная от поклонения храму и заканчивая чаепитием. Итак, почему же миллиардный китайский народ не смог реализовать своих возможностей, превратившись, как это ни страшно, в темную массу безграмотных людей? Почему он упорно обожествлял правителей? Почему он содержал огромный чиновничий аппарат, забиравший то последнее, что не успел взять император? Зачем он опутал свою жизнь формальными и никому не нужными церемониями и ритуалами? И вновь причины несчастий великого и самого многочисленного народа мы находим в его религии. Как мы уже отмечали, ведущей религией Китая являлось и является конфуцианство, которое многими учеными называется не столько религией, сколько стилем жизни. И действительно, оно стало самой жизнью народа. А ведь Конфуций и его последователи разделили все общество на четыре большие категории (мы уже упоминали о них выше). По одному этому видно, как подавляющее большинство народа объявлялось второсортным. Кроме того, Конфуций утверждал, что народ чужд добродетелей, и что только благодаря ритуалу возможно хоть как-то воспитать в нем смирение и преданность. Церемонии, то есть внешнее проявление почтения, народ должен выполнять неосмысленно, лишь свято следуя всем ее деталям, какими бы унизительными они не были. Впрочем, соблюдение церемоний требовалось не только от простого народа, но и от высших сановников по отношению к императору, который объявлялся Сыном Неба, фактически богом, а его власть, насколько бы деспотичной она не была, священной. При этом отмечалось, что гуманность всегда сопутствует тем, кто правит, поэтому всякое недовольство народа жестокостью и произволом несостоятельны. Другая распространенная философская школа, фа-цзя, или школа законников, стала идеологией многих империй, и особенно знаменитой империи Цинь. Так, последователи этого направления, провозгласив, что зло может быть пресечено только силой, отвергали всяческое милосердие и необходимость духовного воспитания человека. Во имя законов, устанавливаемых и отменяемых людьми без вмешательства Неба, они использовали известный метод, о котором мы уже говорили: «Цель оправдывает средства». Подавить всякое проявление индивидуальности человека, его мышление и чувства, любое свободомыслие, доносить друг на друга, требовать слепого и безропотного подчинения закону — вот основа идеологии многих империй. «В царстве мудрого правителя нет книг, ученых, не ведутся разговоры о прежних правителях; учителями же считают чиновников, деятельность представителей науки и искусства вредна, необходимо пресечь их действия, уничтожить их сообщества», — говорил Хань Фэй-цзы. Великая китайская стена В управлении нужна жестокость над серой массой никчемного народа, произвол власти должен довлеть над людьми вместо заботы и защиты — на основе сказанного была создана империя Цинь — империя железа и слез, прославившаяся сооружением Великой китайской стены, кирпичи которой скреплялись кровью людей. Но горькие уроки этой династии не были учтены, ибо все империи Китая шли ее путем, правда, в меньшей степени и не так открыто проповедуя эту философию. Против таких империй поднимались восстания, но они не могли привести ни к чему другому, как к созданию подобной же империи, только с новой династией во главе, ибо идеология общества оставалась той же. Законничество, как и конфуцианство, преследовало ту же цель — укрепление абсолютной имперской власти, созданной на насилии и жестокости.Великая китайская стена Третья распространенная китайская философия — даосизм — тоже выполнила свою роль. Возврат к первобытному невежеству, к родоплеменным отношениям, максимальная близость к природе провозглашались Лао-цзы. Для счастья народа не нужно его просвещать, ибо это ведет к падению нравов, ничегонеделание — вот лучший принцип существования. Если конфуцианство обременяет народ нескончаемыми церемониями, заменяющими свободу мысли, воспитание, образование, то даосизм добивается тех же результатов с другой стороны. На фоне этих философий-религий вызывает интерес материалистическая школа — она призывает просто брать от этой жизни все, что можно, не задумываясь ни о чем. Но фактически такая идеология сводит человека к уровню животного, лишь удовлетворяющего свои физические потребности. Высокопарные слова и учение Мо-цзы о построении идеального общества привлекли немало сторонников. Как мы уже подчеркивали, несмотря на кажущееся разнообразие и различие все философии вели к одной цели — превращению народа в безвольную массу и уничтожению индивидуальности человека. И это не случайно, ибо за ними стояла фигура одного автора — антихриста, в планы которого всегда входило лишение человека свободы выбора и свободной воли, в результате чего люди превращалась в слепое орудие дьявольских сил, в элемент толпы. Всем хорошо известен феномен толпы, когда люди разрывают на части других людей, бросают в огонь стариков и детей — словом, творят то, на что никогда бы не решились при здравом рассуждении. Находясь же в толпе, становясь ее частью, хорошие в общепринятом смысле люди, которые в других обстоятельствах отдали бы последний кусок хлеба другому, превращаются в диких зверей. Существует даже понятие — психология толпы, когда нет индивидуальной воли, разума — того, что личность делает личностью, а есть единая воля толпы, которой управляет дьявольская сила. Примеров тому множество, а корни кроются в невежестве, фанатизме и в безобидных на первый взгляд религиях и философиях. Создавая даосизм, дьявол добился той же цели, ибо провозглашение ненужности образования и воспитания способствует деградации людей как умственной, так нравственной и духовной. Довершает нравственную гибель человека материалистическая школа, которая всегда несла с собой элементы утопии, жестокость, безнравственность и лицемерие. Четыре внешне различных направления, и какое страшное влияние они оказали на историю Китая и судьбу его народа, взаимно дополнив друг друга. Следовавшие одна за другой кровавые империи, народные восстания, обнищание людей, уничтожение личности, обожествление тиранов от Ши-Хуанди до Мао Цзэдуна — такова печальная судьба китайского народа. И поэтому, читая книги китайских философов, будем всегда помнить о том, к чему привели их порой красивые и высокопарные высказывания, каждый иероглиф которых орошен кровью и слезами миллионов людей. Такое положение наблюдалось в Китае вплоть до самого последнего времени. Однако сейчас эта страна начала выходить из затянувшегося кризиса. Почему же именно сейчас происходит это? Дело в том, что с приходом к власти коммунистической партии принципы конфуцианства и даосизма, как государственных идеологий, стали слабеть. Тоталитарный режим, с одной стороны, довел страну до полного краха, но, с другой стороны, «похоронил» и древние философии с их разрушительным влиянием. Поэтому сегодня история Китая началась с чистого листа. В заключение стоит отметить еще один интересный факт: если древние философское религиозные системы Китая были так разрушительны, то каким все же образом удалось этой стране выстоять 4000 лет, и не деградировать по примеру стран доколумбовой Америки? Причина этого заключается в том, что ее идеологи, с одной стороны, действительно, доводили народ до нищеты, но, с другой стороны, помогали держать многочисленный китайский народ в повиновении и управлять им при помощи железной диктатуры, являвшейся фундаментом государственности Китая. В этом государстве религия теснейшим образом переплеталась с имперской администрацией. Интересно также провести сравнение между Китаем и соседней ему Индией, имеющей с ним много общего. Сегодня, как известно, Индия, в отличие от Китая, продолжает находиться на низком уровне. Почему? Проблема состоит в том, что в отличие от Китая, где было разрушено религиозное прошлое, подорваны корни основной идеологии страны, в Индии даже в период прокоммунистических правительств семьи Неру — Ганди, бывших значительно мягче по сравнению с правительством Мао Цзэдуна, индуизм продолжал сохранять лидирующее положение. Однако следует отметить, что тот экономический подъем, который наметился сейчас в Китае, по оценкам многих экспертов-политологов, социологов, вряд ли будет продолжительным. Причина все та же: религия. Это связано с тем, что сейчас в Китае вновь возрождаются древние философии и религий, приобретая характер государственной идеологии вместо ушедшего в прошлое коммунизма. Так же и по библейскому пророчеству, в последнее время процветания не будет ни в одном государстве мира.
Сегодня весть о Христе достигла границ и этой великой страны. Миллионы китайцев с радостью принимают Христа как своего Спасителя, разрывая страшные узы ритуалов и обычаев. Порой и нас с вами, уважаемый читатель, даже если мы и далеки от китайской философии, могут связывать ритуалы и обычаи, будь-то мнения людей, уклад жизни или «религия отцов». Если все это противоречит нашему счастью, нашим воззрениям, истине, изложенной в Библии так, как она есть, а не как ее трактуют и понимают люди, то от этого стоит отказаться, обращаясь к Спасителю Христу, сказавшему в свое время: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9) (8, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 37, 42, 43, 60, 63, 66, 69, 81, 82, 92, 93, 96, 111, 123, 140, 152, 158).