О том, что было после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до ущелья
После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до своего лагеря в ущелье, Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, пошел и принес в своем щите воды из михраса[82]. Он принес эту воду посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он напился, однако, ощутив запах, который ему не понравился, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал пить эту воду, смыв ею кровь со своего лица, полив ею себе голову и повторяя при этом: “Силен гнев Аллаха на тех, кто залил кровью лицо Его пророка!”[83]
Сообщается, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, я знаю, кто омывал рану посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто сливал ему воду и чем его лечили: его дочь Фатима омывала ему лицо, а Али бин Абу Талиб сливал ему воду из щита, когда же Фатима увидела, что от воды его раны кровоточат еще сильнее, она взяла кусок циновки, подожгла его(, потом потушила), а потом приложила к ране, и кровь остановилась”.[84]
Потом Мухаммад бин Маслама, да будет доволен им Аллах, принес хорошей свежей воды, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напился и призвал на него благословение,[85] после чего совершил полуденную молитву сидя, так как раны причиняли ему боль, и все другие мусульмане также молились позади него сидя.[86]
Злорадство Абу Суфйана и его разговор с Умаром, да будет доволен им Аллах, после завершения боя
Когда многобожники завершили приготовления к возвращению, Абу Суфйан подошел к горе и закричал: “Есть ли среди вас Мухаммад?” – но они ему не ответили. Тогда он закричал: “Есть ли среди вас Ибн Абу Кухафа[87]?” – но они ему не ответили. Тогда он закричал: “Есть ли среди вас ‘Умар бин аль-Хаттаб?” – но они снова ему не ответили, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мусульманам отвечать ему. Абу Суфйан спрашивал только об этих троих людях, так как и сам он, и его соплеменники знали, что именно они являются главной опорой ислама. После этого Абу Суфйан закричал: “Что касается этих троих, то мы вас от них избавили!” – и тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не выдержал и крикнул ему в ответ: “О враг Аллаха, поистине, те, о ком ты говорил, живы, и Аллах не дал исчезнуть тому, что еще принесет тебе огорчения!” На это Абу Суфйан сказал: “Ваших убитых изуродовали. Я не приказывал делать этого, но это меня вовсе не огорчает”.
Потом он воскликнул: “Да возвышается Хубал!”[88] Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Неужто вы ему не ответите?” Люди спросили: “Что же нам сказать?” Он сказал: «Говорите: “Аллах выше и могущественнее!”»
Потом Абу Суфйан сказал: “У нас есть аль-‘Узза[89], а у вас аль-‘Уззы нет!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Неужто вы ему не ответите?” Люди спросили: “Что же нам сказать?” Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель – Аллах, а у вас нет покровителя!”»
Потом Абу Суфйан сказал: “Дела идут хорошо! Этот день – за день Бадра, а война идет с переменным успехом.” На это ответил ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказавший: “Это не одно и то же, ибо наши погибшие окажутся в раю, а ваши – в огне!”
Потом Абу Суфйан сказал: “Иди ко мне, о ‘Умар!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подойди к нему и посмотри в чем дело”. И ‘Умар, да будет доволен им Аллах, подошел к нему, а Абу Суфйан сказал: “Заклинаю тебя Аллахом, о ‘Умар, скажи, убили ли мы Мухаммада?” На это ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “О Аллах, нет, и, поистине, сейчас он слышит твои слова!” На это Абу Суфйан сказал: “Я больше доверяю тебе и считаю тебя более надежным, чем Ибн Ками‘а[90]”.[91]
Противники договариваются о встрече в Бадре
Когда Абу Суфйан и те, кто с ним был, уже уезжали, он закричал: “Мы встретимся с вами в Бадре на следующий год!” – а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел одному из сподвижников сказать: “Да, и (считай, что) мы с вами договорились об этом!”
Выяснение положения многобожников
После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах: “Отправляйся вслед за этими людьми и посмотри, что они будут делать и чего хотят. Если они пересядут с коней на верблюдов, значит, они хотят вернуться в Мекку, если же они сидят верхом на конях и ведут за собой верблюдов, значит, они направляются в Медину, и, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если они пойдут на Медину, я пойду к ним и буду сражаться с ними в Медине!”
Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “И я отправился вслед за ними, чтобы посмотреть, что они будут делать, и оказалось, что они пересели с коней на верблюдов и двинулись в сторону Мекки”.[92]
Поиски убитых и раненых
После ухода курайшитов люди занялись поисками убитых и раненых. Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В день Ухуда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил меня на поиски Са‘да бин ар-Раби‘а и сказал мне: “Если увидишь его, приветствуй его от моего имени и скажи ему, что посланник Аллаха спрашивает его о его самочувствии”. И я стал ходить среди убитых, а когда подошел к нему, оказалось, что он был уже при смерти, а на теле его было семьдесят ран от копий, мечей и стрел. Я сказал: “О Са‘д, поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приветствует тебя и спрашивает о твоем самочувствии.” Са‘д сказал: “И я приветствую посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты скажи ему, что я ощущаю благоухание рая. И скажи моим соплеменникам из числа ансаров, что им нечем будет оправдаться перед Аллахом, если они допустят, чтобы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случилось что-нибудь, пока они живы!” – после чего он сразу же умер.[93]
И люди нашли среди раненых умиравшего аль-Усайрима, то есть Амра бин Сабита, да будет доволен им Аллах, которому раньше предлагали принять ислам и который отказывался от этого. Они сказали: “Что привело сюда этого аль-Усайрима? Ведь мы оставили его в городе из-за того, что он не принял ислам!” Потом они спросили его: “Что привело тебя сюда? То, что ты хотел поддержать своих соплеменников, или желание принять ислам?” Он сказал: “Желание принять ислам. Я уверовал в Аллаха и Его посланника, а потом сражался вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока не постигло меня то, что вы видите!” – после чего он сразу же умер. Об этом рассказали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Он – один из обитателей рая”.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Он не помолился Аллаху ни разу”.[94]
И они нашли среди раненых Кузмана, который геройски сражался и один убил семь или восемь многобожников, а теперь лишился сил из-за полученных им ран. Они отнесли его к домам рода бану зуфар и порадовали его вестью о рае, а он сказал: “Клянусь Аллахом, сражался я только ради славы своего племени, а если бы не это, то я не пошел бы на бой!” – а когда раны стали причинять ему невыносимую боль, он покончил с собой. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, когда впоследствии о нем упоминали в его присутствии, он всегда говорил: “Он – один из обитателей огня”.[95] Таков удел тех, кто сражается только за свои национальные интересы или за что угодно еще, кроме стремления сделать превыше всего слово Аллаха, даже если такие люди сражались под знаменем ислама и вместе с самим пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками.
Иная участь постигла одного убитого в этом же бою иудея из племени бану са‘ляба. Он сказал своим соплеменникам: “О иудеи, клянусь Аллахом, вам известно, что вы обязаны оказать помощь Мухаммаду!” Они сказали: “Поистине, сегодня суббота”. Он сказал: “Нет для вас субботы!” – а потом взял свой меч и прочее снаряжение и сказал: “Если меня убьют, отдайте мое имущество Мухаммаду, и пусть он распоряжается им, как хочет”. И он отправился на бой и сражался, пока не погиб, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “Мухайрик – лучший из иудеев”.[96]
Павших на поле боя собирают и предают земле
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наблюдавший за похоронами погибших бойцов, сказал: “Я свидетельствую за этих людей: поистине, любого из тех, кто будет ранен ради Аллаха, Аллах воскресит в День воскресения с его кровоточащей раной, которая будет цвета крови и которая будет благоухать мускусом!”[97]
Некоторые из сподвижников уже перенесли своих убитых товарищей в Медину, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел принести их обратно и без омовения похоронить там, где они нашли свою смерть. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел хоронить их в той же одежде, которая на них была, но без доспехов и всего того, что было сделано из кожи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хоронил их по двое и по трое в одной могиле, заворачивая их в один плащ, и он спрашивал: “Кто из них лучше знал Коран?” – а когда ему указывали на того или иного из покойных, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал укладывать его в могильную нишу первым и говорил: “Я буду свидетельствовать за них в День воскресения”. В одной могиле были похоронены Абдуллах бин ‘Амр бин Харам и ‘Амр бин аль-Джамух, да будет доволен Аллах ими обоими, которых при жизни связывала между собой любовь ради Аллаха”.[98]
Люди потеряли погребальные носилки Ханзали, да будет доволен им Аллах, а потом нашли их поблизости и увидели, что из них капает вода, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им, что это ангелы обмывают его, а потом велел: “Спросите о нем его жену”. И люди спросили об этом его жену, которая все рассказала им[99], после чего его стали называть “Ханзаля гасиль аль-маля‘икя[100]”.[101]
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, как многобожники изуродовали его дядю и молочного брата Хамзу, да будет доволен им Аллах, его охватила глубокая скорбь, когда же туда пришла его тетка Сафийа, желавшая посмотреть на Хамзу, приходившегося ей братом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ее сыну аз-Зубайру, да будет доволен ими всеми Аллах, увести ее, чтобы она не увидела, что постигло ее брата. Она сказала: “Почему? Я же знаю, что моего брата изуродовали, но поскольку это постигло его на пути Аллаха, мы довольны, и мы будем надеяться на награду и терпеть, если захочет Аллах!” А потом она подошла к нему, посмотрела на него, обратилась к Аллаху с мольбами за него, сказала: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся!” – и попросила Аллаха простить его. После этого посланник Аллаха велел похоронить его вместе с Абдуллахом бин Джахшем, да будет доволен Аллах ими обоими, который был сыном его сестры и в то же время его молочным братом.
Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы никогда не видели, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оплакивал кого-нибудь сильнее, чем он оплакивал Хамзу бин Адб аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах. Он уложил его головой в сторону киблы, а потом стоял над его погребальными носилками, и рыдания душили его”.[102]
При виде ужасного состояния погибших сердца людей разрывались на части от боли. Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Для Хамзы не нашлось иного савана, кроме полосатого плаща, и когда им прикрывали его голову, обнажались ноги, когда же ему прикрывали ноги, оставалась неприкрытой голова, и тогда на ноги ему набросали душистого тростника”.[103]
‘Абд ар-Рахман бин Ауф сказал: “Мус‘аба бин ‘Умайра, который был лучше меня, убили. Потом его завернули в плащ, и когда им покрывали голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же покрывали ноги, неприкрытой оставалась голова”. Нечто подобное передают и со слов Хаббаба, в сообщении которого сказано: «И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам: “Прикройте ему голову, а на ноги набросайте душистого тростника”».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воздает хвалу своему Всемогущему и Великому Господу и обращается к Нему с мольбами
Имам Ахмад приводит хадис, в котором сообщается, что, когда в день битвы при Ухуде многобожники удалились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Выравняйтесь, чтобы я воздал хвалу моему Всемогущему и Великому Господу”, а после того, как люди выстроились позади него рядами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– О Аллах, Тебе вся хвала! О Аллах, никто не удержит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, что Ты удержал, никто не укажет правильного пути тому, кого Ты сбил с пути, и никому не сбить с пути того, кому Ты указал путь истинный, никто не даст того, чего Ты лишил, и никто не лишит того, что Ты дал, никто не приблизит к тому, что Ты удалил, и никто не удалит от того, что Ты приблизил! О Аллах, даруй нам Твои благословения, Твою милость и удел от Тебя!
О Аллах, поистине, я прошу Тебя о вечном блаженстве, которое не изменится и не прекратится! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о помощи в трудный день и о безопасности в день страха! О Аллах, я прибегаю к помощи Твоей от зла того, что Ты даровал нам, и зла того, чего Ты лишил нас! О Аллах, внуши нам любовь к вере, и укрась ее для наших сердец, и сделай неверие, нечестие и ослушание ненавистными для нас, и причисли нас к идущим по правильному пути! О Аллах, упокой нас мусульманами, и оживи нас мусульманами, и присоедини нас к праведникам не посрамленными и не поддавшимися соблазну! О Аллах, порази неверных, которые обвиняют во лжи Твоих посланников и отвращают (людей) от пути Твоего, и подвергни их Твоему наказанию и Твоей каре! О Аллах, порази неверных, которым было даровано Писание, о Бог Истины!”[104]
/Аллахума, ля-кя-ль-хамду куллю-ху! Аллахумма, ля кабида ли-ма басатта, ва ля басита ли-ма кабадта, ва ля хадийа ли-ман адляльта, ва ля мудылля ли-ман хадайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та, ва ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля мукарриба ли-ма ба‘адта, ва ля муб‘ида ли-ма каррабта! Аллахумма,-бсут ‘аляй-на мин баракяти-кя, ва рахмати-кя, ва фадли-кя, ва ризкы-кя!
Аллахумма, инни ас’алю-кя-н-на‘има-ль-мукыма аллязи ля йахулю ва ля йазулю! Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘ауна йаму-ль-‘айляти ва-ль-амна йаума-ль-хауфи! Аллахумма, инни ‘а’изун би-кя мин шарри ма а‘тайта-на ва шарри ма мана‘та-на! Аллахумма, хаббиб иляй-на-ль-имана, ва заййин-ху фи кулюби-на, ва кяррих иляй-на-ль-куфра, ва-ль-фусука, ва-ль-‘исйана ва-дж‘аль-на мин ар-рашидина! Аллахумма, таваффа-на муслимин, ва-хйи-на муслимина, ва альхык-на би-с-салихина гайра хазайа, ва ля мафтунин! Аллахумма, катили-ль-кяфара аллязина йукяззибуна русуля-кя ва йасуддуна ‘ан сабили-кя ва-дж‘аль ‘аляй-хим риджза-кя ва ‘азаба-кя! Аллахумма, катили-ль-кяфара аллязина у’ту-ль-китаба, Иляха-ль-хакк!/.