Этическая беспринципность ислама (ложь возможна)
Источник: Ru-AntiIslam
В самом Коране сообщается, что Мухаммед часто нарушал свои клятвы, если видел в этом выгоду для себя. Он даже получил "откровение" о возможности кровопролития во время священного месяца:
"Аллах установил для вас люди разрешение ваших клятв в некоторых случаях"
(Коран 66:2)
Последователи Мухаммеда до сих пор следуют этим принципам, в чем легко можно убедиться, прочитав современную мусульманскую литературу.
"Ложь – это страшный грех. Но она допустима, когда подразумевается, что она принесет добро, например, при защите мусульманина-беженца от тирана, восстановлении счастливых отношений между мужем и женой или примирении двух мусульман. Во всех других обстоятельствах ложь строго запрещена."
(Мусульманский календарь, Издательство Иман, 2002, с.41)
АТ-ТАКИЙА (араб. такыйа– благоразумие, синоним китман– утаивание). Один из принципов поведения мусульманина в иной конфессиональной среде. Первоначально возник в шиизме. Обоснованием этого принципа стало следующее указание Корана:
"Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере"
(Коран 16:108/106)
Кроме того, богословы ссылаются на хадисы и случаи из жизни сподвижников пророка, которым временно пришлось отказаться от ислама ввиду опасности для жизни. Сунниты и шииты по-разному толкуют возможность применения такийи. Для суннитов, которые составляют большинство в исламе, вопрос о допустимости временного отречения имел теоретическое значение. Ряд богословов допускали возможность такийи в случае смертельной опасности при условии, что мусульманин сделает мысленную оговорку, что позволяет ему сохранять веру, не демонстрируя ее.
(Энциклопедия Кругосвет)
В Садах праведных, в главе 261, объясняется, какая ложь разрешена и как нужно лгать:
Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге "Аль-Азкяр".
Вкратце суть сводится к следующему:
* Поистине, слова являются средством достижения целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным, то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной, то обязательной будет и ложь.
* Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, то он должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, то он будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении,
* Даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.
В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, сказал:
"Не является отъявленным лжецом тот, кто (лжет, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: говоря благое)".
(Аль-Бухари; Муслим)
В версии Муслима к этому добавлено:
Умм Кульсум сказала: "И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, если не считать трёх случаев", - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.
В Садах праведных (лгать можно для достижения любых целей, которых одобряются шариатом):
Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и ложь.
Битва при Бадре была первым прямым военным столкновением Мухаммада с жителями Мекки. С нее началось новые отношения между обеими сторонами. Теперь они рассматривали друг друга не как причиняющих беспокойство оппонентов, но как опасных врагов. Незадолго до этих событий Мухаммад вынужден был решить проблему некоторых своих оппонентов в Медине, которые превратились в серьезных врагов и которых необходимо было остановить.
Первым был некий Кааб ибн Ашраф, иудей, коренной житель Медины. Он досаждал Мухаммаду, сочиняя о нем сатирические стихи и памфлеты. После бадрского сражения он стал настоящей угрозой, так как ходил в Мекку и подстрекал курайшитов организовать ответный рейд против мусульман в надежде нейтрализовать их военные достижения и свести к нулю возрастающий престиж Мухаммада. Он сочинил поэму, в которой оплакивались лидеры курайшитов, павшие в бою при Бадре. Когда Мухаммад узнал о его планах, он четко дал понять своим последователям, что хочет, чтобы Кааба ибн Ашрафа "убрали". То, что за этим последовало, описано во многих ранних преданиях:
Джабир повествует: "Посланник сказал: Кто готов убить Кааба ибн Ашрафа? Мухаммад ибн Маслама ответил: Ты хочешь, чтобы я убил его? Посланник ответил утвердительно. Мухаммад ибн Маслама сказал: Тогда позволь мне сказать, что я готов. Пророк ответил: Хорошо".
(Сахих Бухари, том 4, с. 168)
Из этого отрывка явствует, что Мухаммад не только санкционировал убийство своего оппонента, но также разрешил своим последователям использовать любую уловку, которую они сочтут необходимой, для достижения цели. В другом предании слова Мухаммада ибн Масламы "Тогда позволь мне сказать, что я готов" трактуются иначе. Они якобы означают, что ему было позволено сказать ложь, чтобы обмануть Кааба. (Сахих Бухари, том 5, с. 248) Это был первый случай, когда Мухаммад, находившийся в состоянии реальной войны с теми, кто противостоял ему, должен был предписывать политику общения с ними, и разрешение убивать и лгать, выданное им своим соратникам, создало прецедент в его отношении к врагам. Ранние биографы очень выразительны в описаниях этого:
Посланник сказал: "Все, что возложено на тебя, ты должен сделать". Он спросил: "О посланник Бога, нам придется лгать". Он ответил: "Говори все, что хочешь, так как ты свободен в своем деле".
(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 367)
Нельзя отрицать, что это был прямой приказ убить оппонента и использовать любую ложь ради достижения цели.
(Тафсир 9 аята суры "аль-Бакара")
По исламу существуют некоторые обстоятельства, при которых не будет греха за ложь.
Обстоятельства, дозволяющие ложь в исламе
* Во время джихада (священной войны) для рассеивания неверных и придачи силы духа мусульманам.
* Для опровержения дела лицемера, если нет другого выхода.
* Для защиты от гнета или грабежа своего (или чужого) имущества или скота.
* Для сокрытия прегрешения совершенного собой или другим.
* Для примирения людей, особенно супругов.
* Для поднятия духа домашним: жены, детей, для сохранения их тайны, для соблюдения согласия между ними.
Внимание: там, где можно решить вопрос правдой, нельзя лгать - это грешно, Если же вышеприведенных целей невозможно добиться, не солгав, то это даже необходимо.
"Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны."
(Коран 5:89)
"Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах — прощающий, снисходительный."
(Коран 2:225)
В Евангелии нет лжи. А если и есть, то для того, чтобы показать, что ложь - это грех. Как в случае с апостолом Петром - он трижды отрекся от Христа (соврал), но в контексте видно, что его поступок был признаком малодушия, в котором он потом и трижды раскаялся.
Чтобы увидеть пропасть между христианской и исламской этикой достаточно сравнить, к чему призывали Христос и Мухаммад для решения таких вопросов как:
* Отношение к врагам.
* Восстановление счастливых отношений между мужем и женой.
* Примирении единоверцев.
Отказ от веры ввиду опасности для жизни.
Источник: Ru-AntiIslam
В самом Коране сообщается, что Мухаммед часто нарушал свои клятвы, если видел в этом выгоду для себя. Он даже получил "откровение" о возможности кровопролития во время священного месяца:
"Аллах установил для вас люди разрешение ваших клятв в некоторых случаях"
(Коран 66:2)
Последователи Мухаммеда до сих пор следуют этим принципам, в чем легко можно убедиться, прочитав современную мусульманскую литературу.
"Ложь – это страшный грех. Но она допустима, когда подразумевается, что она принесет добро, например, при защите мусульманина-беженца от тирана, восстановлении счастливых отношений между мужем и женой или примирении двух мусульман. Во всех других обстоятельствах ложь строго запрещена."
(Мусульманский календарь, Издательство Иман, 2002, с.41)
АТ-ТАКИЙА (араб. такыйа– благоразумие, синоним китман– утаивание). Один из принципов поведения мусульманина в иной конфессиональной среде. Первоначально возник в шиизме. Обоснованием этого принципа стало следующее указание Корана:
"Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере"
(Коран 16:108/106)
Кроме того, богословы ссылаются на хадисы и случаи из жизни сподвижников пророка, которым временно пришлось отказаться от ислама ввиду опасности для жизни. Сунниты и шииты по-разному толкуют возможность применения такийи. Для суннитов, которые составляют большинство в исламе, вопрос о допустимости временного отречения имел теоретическое значение. Ряд богословов допускали возможность такийи в случае смертельной опасности при условии, что мусульманин сделает мысленную оговорку, что позволяет ему сохранять веру, не демонстрируя ее.
(Энциклопедия Кругосвет)
В Садах праведных, в главе 261, объясняется, какая ложь разрешена и как нужно лгать:
Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге "Аль-Азкяр".
Вкратце суть сводится к следующему:
* Поистине, слова являются средством достижения целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным, то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной, то обязательной будет и ложь.
* Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, то он должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, то он будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении,
* Даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.
В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, сказал:
"Не является отъявленным лжецом тот, кто (лжет, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: говоря благое)".
(Аль-Бухари; Муслим)
В версии Муслима к этому добавлено:
Умм Кульсум сказала: "И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, если не считать трёх случаев", - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.
В Садах праведных (лгать можно для достижения любых целей, которых одобряются шариатом):
Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и ложь.
Битва при Бадре была первым прямым военным столкновением Мухаммада с жителями Мекки. С нее началось новые отношения между обеими сторонами. Теперь они рассматривали друг друга не как причиняющих беспокойство оппонентов, но как опасных врагов. Незадолго до этих событий Мухаммад вынужден был решить проблему некоторых своих оппонентов в Медине, которые превратились в серьезных врагов и которых необходимо было остановить.
Первым был некий Кааб ибн Ашраф, иудей, коренной житель Медины. Он досаждал Мухаммаду, сочиняя о нем сатирические стихи и памфлеты. После бадрского сражения он стал настоящей угрозой, так как ходил в Мекку и подстрекал курайшитов организовать ответный рейд против мусульман в надежде нейтрализовать их военные достижения и свести к нулю возрастающий престиж Мухаммада. Он сочинил поэму, в которой оплакивались лидеры курайшитов, павшие в бою при Бадре. Когда Мухаммад узнал о его планах, он четко дал понять своим последователям, что хочет, чтобы Кааба ибн Ашрафа "убрали". То, что за этим последовало, описано во многих ранних преданиях:
Джабир повествует: "Посланник сказал: Кто готов убить Кааба ибн Ашрафа? Мухаммад ибн Маслама ответил: Ты хочешь, чтобы я убил его? Посланник ответил утвердительно. Мухаммад ибн Маслама сказал: Тогда позволь мне сказать, что я готов. Пророк ответил: Хорошо".
(Сахих Бухари, том 4, с. 168)
Из этого отрывка явствует, что Мухаммад не только санкционировал убийство своего оппонента, но также разрешил своим последователям использовать любую уловку, которую они сочтут необходимой, для достижения цели. В другом предании слова Мухаммада ибн Масламы "Тогда позволь мне сказать, что я готов" трактуются иначе. Они якобы означают, что ему было позволено сказать ложь, чтобы обмануть Кааба. (Сахих Бухари, том 5, с. 248) Это был первый случай, когда Мухаммад, находившийся в состоянии реальной войны с теми, кто противостоял ему, должен был предписывать политику общения с ними, и разрешение убивать и лгать, выданное им своим соратникам, создало прецедент в его отношении к врагам. Ранние биографы очень выразительны в описаниях этого:
Посланник сказал: "Все, что возложено на тебя, ты должен сделать". Он спросил: "О посланник Бога, нам придется лгать". Он ответил: "Говори все, что хочешь, так как ты свободен в своем деле".
(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 367)
Нельзя отрицать, что это был прямой приказ убить оппонента и использовать любую ложь ради достижения цели.
(Тафсир 9 аята суры "аль-Бакара")
По исламу существуют некоторые обстоятельства, при которых не будет греха за ложь.
Обстоятельства, дозволяющие ложь в исламе
* Во время джихада (священной войны) для рассеивания неверных и придачи силы духа мусульманам.
* Для опровержения дела лицемера, если нет другого выхода.
* Для защиты от гнета или грабежа своего (или чужого) имущества или скота.
* Для сокрытия прегрешения совершенного собой или другим.
* Для примирения людей, особенно супругов.
* Для поднятия духа домашним: жены, детей, для сохранения их тайны, для соблюдения согласия между ними.
Внимание: там, где можно решить вопрос правдой, нельзя лгать - это грешно, Если же вышеприведенных целей невозможно добиться, не солгав, то это даже необходимо.
"Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны."
(Коран 5:89)
"Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах — прощающий, снисходительный."
(Коран 2:225)
В Евангелии нет лжи. А если и есть, то для того, чтобы показать, что ложь - это грех. Как в случае с апостолом Петром - он трижды отрекся от Христа (соврал), но в контексте видно, что его поступок был признаком малодушия, в котором он потом и трижды раскаялся.
Чтобы увидеть пропасть между христианской и исламской этикой достаточно сравнить, к чему призывали Христос и Мухаммад для решения таких вопросов как:
* Отношение к врагам.
* Восстановление счастливых отношений между мужем и женой.
* Примирении единоверцев.
Отказ от веры ввиду опасности для жизни.