Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?
Мусульманское учение о Боге
Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов – это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и проч. Однако даже схожие названия нередко таят в себе принципиальные отличия.
Например, взять хотя бы представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога Творцом, то автоматически подразумеваем, что они понимают это так же, как и христиане, то есть, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим Промыслом, после шести дней творения Он больше ничего нового не творит.
Однако мусульмане, начиная с IX века, следуя богослову аль-Ашари, считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог – Творец, то подразумевают, что Бог – Творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире.
Вдумайтесь: отвечает ли святоотеческому богомыслию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и проч.?
Это кажется странным, но на самом деле это естественное проявление мусульманского учения, согласно которому Аллах есть равно источник и добра и зла.
В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что "он есть приносящий пользу и вред" [1], что иногда он "хочет добра своему рабу, а иногда желает зла для своего раба" [2]; что "он – приносящий зло, он – дарующй блага" [3]. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2:14). Он "сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет" (Коран 35:9). Он "замышляет хитрость" (Коран 86:16), ибо "Аллах – лучший из всех хитрецов" (Коран 47:54). "Он обманывает" (Коран 4:141). Он меняет свою волю (Коран 13:39). По мусульманским понятиям для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: "О Аллах! Нет добра, кроме твоего добра, и нет зла, кроме твоего зла" [4].
Пусть каждый читатель сам сделает вывод, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который "не искушается злом, и Сам не искушает никого" (Иак. 1: 13–14), у Которого "совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем" (Втор 32:4), Который говорит: "Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был" (Иез. 33:11), Который "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2:4), и у Которого "нет изменения и тени перемены" (Иак. 1:17), ибо "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ. 23:19).
Объявлять Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства – богохульство. Для самих же последователей Мухаммеда это обусловлено еще одним краеугольным отличием – учением о предопределении, согласно которому "ничего не происходит без его желания и ничто не выходит из под его воли, и ничто не отклоняется от его предопределения" [5].
Осуществилось предопределение достаточно просто: "первым, что создал Аллах, было перо. Затем он повелел ему: Пиши! Записывай меру всего вплоть до наступления Часа… то есть, все сущее до дня воскресения" [6]. Предначертано все до мельчайших подробностей, каждый поступок каждого человека, и, более, того, как мы помним, сам же Аллах эти действия и творит. Мир и вся история человечества низводится до заурядного театра марионеток, а Творец – до странного кукольника, заигравшегося с самим собой.
В Коране Аллах повелевает Мухаммеду: "Скажи: "Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах"" (Коран 9:51).
Некоторым Аллах предначертал верить в него: "не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха" (Коран 10:100), а других ему угодно делать неверующими: "Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие" (Коран 9:178), поэтому "того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь" (Коран 39: 36), "для них – великое наказание!" (Коран 2:6), "Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение" (Коран 2:14).
В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммеда: "Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей. Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада".
Не случайно святые отцы Православия осуждали учение о предопределении как ересь и богохульство, ведь Бог, согласно такому представлению, есть непосредственная причина всех поступков человека, но при этом Он же и наказывает человека за то, что Сам же заставил его сделать. Разве это справедливо? Разве это не абсурдно?
Но это еще далеко не все отличия. В мусульманском богословии в результате споров и дискуссий в Средние века появилось учение об атрибутах Бога. В их перечне есть и очень оригинальные атрибуты, которые с христианским представлением никак не вяжутся. Например, с точки зрения мусульман у Бога есть атрибут перемещения в пространстве, что с точки зрения христиан абсурдно и отрицает вездесущие Божие.
Мусульманское представление основано на аятах Корана, в которых говорится, что Бог каждую треть ночи спускается к нижнему небу и там смотрит: молится ли ему кто-нибудь в это время. Об Аллахе говорится, что "он тот, который сотворил для вас все, что на земле, а потом вознесся к небу… а потом вознесся на трон" [7] и, видимо, ежедневно слезает с трона "в последнюю треть ночи, когда он опускается на ближайшее небо" [8].
Сравните эти представления со словами Библии: "может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? – говорит Господь. – Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23:24) Очевидно, что вездесущие только и подобает Творцу вселенной.
Другой своеобразный атрибут Аллаха – Коран. Он считается вечным словом Аллаха, неизменно существовавшим всегда. Соответственно получается, что и арабский язык существовал всегда, и Коран вечен и неизменен, как Бог, совечен Ему.
Нужно признать, что учение о том, что Бог имеет совечный и неизменный атрибут в виде книги на арабском языке, совершенно не сочетается с библейскими представлениями о Боге. Что, разве суры "Корова" или "Паук" есть атрибуты божества и существовали до творения мира? Равно как и отчаянная ругань на Абу Лахаба и его жену, личных врагов Мухаммеда?
Это учение встречало критику даже в среде самих мусульман. Так, в VIII – Х веках богословское течение мутазилитов восставало против догмата о несотворенности Корана, вполне логично указывая, что допущение извечности и несотворенности Корана равносильно наделению его свойствами Бога или, иначе, признанию наряду с Аллахом второго бога. Следовательно, ни о каком хваленом единобожии (таухиде) говорить не приходится. Мутазилиты исчезли под гнетом суннитских преследований, но аргументы их вполне резонны и по сей день. Ведь Коран не тождественен Богу (никто не назовет экземпляр книги Богом), и вряд ли при этом неразрывно с ним слит и обладает божественными свойствами.
Христианский "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4:8). Аллах же говорит о себе: "Высокомерие – мой плащ, а гордость – мой покров. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, я брошу в огонь" [9].
Далее следует рассмотреть вопрос, как ислам относится к христианскому представлению о Боге. В 112-й суре Корана об Аллахе говорится: "Не рождал он и не был рожден". Разве это можно соотнести с православным учением о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Троице единосущной и нераздельной? Коран за то, что христиане сказали "Христос – Сын Аллаха" (то есть Бога), так характеризует их: "Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!" (Коран 9:30, 32). Согласно исламу, Христос – обычный человек, а не Сын Божий, мусульмане принципиально отвергают даже мысль, что у Бога есть предвечно рождающийся Сын, тогда как Писание говорит нам: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца" (1 Ин. 2:23).
Христиане верят в Божественную Троицу и знают о Боговоплощении, мусульмане же последовательно отвергают и то, и другое – эти два главнейших догмата христианского учения о Боге.
Сказанного достаточно, чтобы ответить на вопрос: "Один и Тот же ли Бог Евангелия и Аллах Корана?"
Мусульманское учение о Боге
Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов – это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и проч. Однако даже схожие названия нередко таят в себе принципиальные отличия.
Например, взять хотя бы представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога Творцом, то автоматически подразумеваем, что они понимают это так же, как и христиане, то есть, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим Промыслом, после шести дней творения Он больше ничего нового не творит.
Однако мусульмане, начиная с IX века, следуя богослову аль-Ашари, считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог – Творец, то подразумевают, что Бог – Творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире.
Вдумайтесь: отвечает ли святоотеческому богомыслию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и проч.?
Это кажется странным, но на самом деле это естественное проявление мусульманского учения, согласно которому Аллах есть равно источник и добра и зла.
В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что "он есть приносящий пользу и вред" [1], что иногда он "хочет добра своему рабу, а иногда желает зла для своего раба" [2]; что "он – приносящий зло, он – дарующй блага" [3]. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2:14). Он "сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет" (Коран 35:9). Он "замышляет хитрость" (Коран 86:16), ибо "Аллах – лучший из всех хитрецов" (Коран 47:54). "Он обманывает" (Коран 4:141). Он меняет свою волю (Коран 13:39). По мусульманским понятиям для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: "О Аллах! Нет добра, кроме твоего добра, и нет зла, кроме твоего зла" [4].
Пусть каждый читатель сам сделает вывод, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который "не искушается злом, и Сам не искушает никого" (Иак. 1: 13–14), у Которого "совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем" (Втор 32:4), Который говорит: "Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был" (Иез. 33:11), Который "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2:4), и у Которого "нет изменения и тени перемены" (Иак. 1:17), ибо "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ. 23:19).
Объявлять Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства – богохульство. Для самих же последователей Мухаммеда это обусловлено еще одним краеугольным отличием – учением о предопределении, согласно которому "ничего не происходит без его желания и ничто не выходит из под его воли, и ничто не отклоняется от его предопределения" [5].
Осуществилось предопределение достаточно просто: "первым, что создал Аллах, было перо. Затем он повелел ему: Пиши! Записывай меру всего вплоть до наступления Часа… то есть, все сущее до дня воскресения" [6]. Предначертано все до мельчайших подробностей, каждый поступок каждого человека, и, более, того, как мы помним, сам же Аллах эти действия и творит. Мир и вся история человечества низводится до заурядного театра марионеток, а Творец – до странного кукольника, заигравшегося с самим собой.
В Коране Аллах повелевает Мухаммеду: "Скажи: "Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах"" (Коран 9:51).
Некоторым Аллах предначертал верить в него: "не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха" (Коран 10:100), а других ему угодно делать неверующими: "Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие" (Коран 9:178), поэтому "того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь" (Коран 39: 36), "для них – великое наказание!" (Коран 2:6), "Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение" (Коран 2:14).
В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммеда: "Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей. Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада".
Не случайно святые отцы Православия осуждали учение о предопределении как ересь и богохульство, ведь Бог, согласно такому представлению, есть непосредственная причина всех поступков человека, но при этом Он же и наказывает человека за то, что Сам же заставил его сделать. Разве это справедливо? Разве это не абсурдно?
Но это еще далеко не все отличия. В мусульманском богословии в результате споров и дискуссий в Средние века появилось учение об атрибутах Бога. В их перечне есть и очень оригинальные атрибуты, которые с христианским представлением никак не вяжутся. Например, с точки зрения мусульман у Бога есть атрибут перемещения в пространстве, что с точки зрения христиан абсурдно и отрицает вездесущие Божие.
Мусульманское представление основано на аятах Корана, в которых говорится, что Бог каждую треть ночи спускается к нижнему небу и там смотрит: молится ли ему кто-нибудь в это время. Об Аллахе говорится, что "он тот, который сотворил для вас все, что на земле, а потом вознесся к небу… а потом вознесся на трон" [7] и, видимо, ежедневно слезает с трона "в последнюю треть ночи, когда он опускается на ближайшее небо" [8].
Сравните эти представления со словами Библии: "может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? – говорит Господь. – Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23:24) Очевидно, что вездесущие только и подобает Творцу вселенной.
Другой своеобразный атрибут Аллаха – Коран. Он считается вечным словом Аллаха, неизменно существовавшим всегда. Соответственно получается, что и арабский язык существовал всегда, и Коран вечен и неизменен, как Бог, совечен Ему.
Нужно признать, что учение о том, что Бог имеет совечный и неизменный атрибут в виде книги на арабском языке, совершенно не сочетается с библейскими представлениями о Боге. Что, разве суры "Корова" или "Паук" есть атрибуты божества и существовали до творения мира? Равно как и отчаянная ругань на Абу Лахаба и его жену, личных врагов Мухаммеда?
Это учение встречало критику даже в среде самих мусульман. Так, в VIII – Х веках богословское течение мутазилитов восставало против догмата о несотворенности Корана, вполне логично указывая, что допущение извечности и несотворенности Корана равносильно наделению его свойствами Бога или, иначе, признанию наряду с Аллахом второго бога. Следовательно, ни о каком хваленом единобожии (таухиде) говорить не приходится. Мутазилиты исчезли под гнетом суннитских преследований, но аргументы их вполне резонны и по сей день. Ведь Коран не тождественен Богу (никто не назовет экземпляр книги Богом), и вряд ли при этом неразрывно с ним слит и обладает божественными свойствами.
Христианский "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4:8). Аллах же говорит о себе: "Высокомерие – мой плащ, а гордость – мой покров. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, я брошу в огонь" [9].
Далее следует рассмотреть вопрос, как ислам относится к христианскому представлению о Боге. В 112-й суре Корана об Аллахе говорится: "Не рождал он и не был рожден". Разве это можно соотнести с православным учением о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Троице единосущной и нераздельной? Коран за то, что христиане сказали "Христос – Сын Аллаха" (то есть Бога), так характеризует их: "Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!" (Коран 9:30, 32). Согласно исламу, Христос – обычный человек, а не Сын Божий, мусульмане принципиально отвергают даже мысль, что у Бога есть предвечно рождающийся Сын, тогда как Писание говорит нам: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца" (1 Ин. 2:23).
Христиане верят в Божественную Троицу и знают о Боговоплощении, мусульмане же последовательно отвергают и то, и другое – эти два главнейших догмата христианского учения о Боге.
Сказанного достаточно, чтобы ответить на вопрос: "Один и Тот же ли Бог Евангелия и Аллах Корана?"