В исламе все имеет значение и смысл, и все регулируется для нашего же блага Всевышним Аллахом, и даже за малое одобряемое дело можно получить великое вознаграждение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«(Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть саадака (милостыня)" (Аль-Бухари). Другими словами, награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за милостыню.
Следуя же примеру своих друзей, мне бы тоже хотелось привести полезное напоминание о правилах приема пищи согласно сунне нашего благородного посланника, мир ему и благословение Аллаха, в силу моих знаний.
1. Самое главное, конечно, то, что еда должна быть дозволенной (халяль). Еда должна быть заработана дозволенным путем, она не должна быть украденной, не должна быть отобранной у сирот и бедняков; продукты должны быть разрешенными по шариату. К этому обязывает нас Сам Всевышний Аллах в Священном Коране: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (Коран. 23:51).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Аллах – Добрый и принимает только добро. И то, что Он требует от посланников, Он требует и от верующих» (Аль-Куртуби).
2. Приступать к приготовлению еды надо с именем Всевышнего Аллаха и просить Его, чтобы Он благословил ее для вас. Многие, наверно, помнят историю, произошедшую в первые годы пророчества, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники испытывали самые тяжелые испытания и порой они ели листья, от которых у них на губах появлялись язвы. И в один из таких дней, когда от голода они привязывали камни к животу, один сподвижник пригласил пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы угостить его тем, что у него оставалось из еды. Но пророк же пригласил с собой всех мусульман, которые были с ним. Тогда он призвал Всевышнего благословить это тесто для хлеба и мясо до того как их приготовили. После приготовления все стали есть, но количество еды не уменьшалось, так, что все насытились, и еще много осталось для хозяев. Так наделяющий пропитанием Аллах благословил эту еду для верующих.
3. Приступать к еде надо именем Всевышнего Аллаха, ибо пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: "С именем Аллаха в начале и конце её!» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).
4. Брать еду надо правой рукой. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой – при посещении отхожего места и тому подобных случаях. С медицинской точки зрения это также является правилом гигиены.
5. Многие сподвижники приводят хадисы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал есть и пить стоя, но некоторые говорят о том, что он считал это предпочтительным, и есть случаи, в которых это разрешено.
6. Желательно начинать еду с употребления фруктов. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, любил начинать еду со свежих фиников, потому что это был наиболее доступный фрукт на земле арабов и в тоже время полезный. Современная медицина тоже утверждает, что употребление фруктов вначале еды приводит к лучшему усвоению пищи.
7. Нельзя приступать к еде или питью, если оно еще горячее, также как и нельзя дуть на нее. Необходимо подождать пока она остынет до нормальной температуры. Если же опять обратиться к мнению медиков, то они утверждают, что употребление горячей еды может привести не только к ожогам внутренних органов, но и к их раковым заболеваниям.
8. Нежелательно и некрасиво тянуться к еде, которая находится не перед тобой. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал однажды одному человеку «… бери то, что находится рядом с тобой» (Аль-Бухари; Муслим)
9. Не следует жаловаться на еду, даже если она вам не по вкусу, ибо наш благородный посланник, мир ему и благословение Аллаха, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её.
10. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал пить из золотой и серебряной посуды и сказал: «В животе у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада» (Муслим)
11. Желательно поделиться своей едой с соседом, гостем или нуждающимся человеком, ибо это укрепляет хорошие отношения между людьми, и, конечно же, будет вознаграждено Всевышним в обоих мирах, иншалла. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Собирайтесь (друг с другом) для еды и поминайте имя Аллаха, (благодаря чему) еда станет благословенной для вас» (Абу Дауд)
12. Одним из адабов принятия пищи является облизывание пальцев после еды и не оставлять в тарелке ничего. Посланник Аллаха говорил: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать» (Муслим)
13. Необходимо знать умеренность в еде и питье. Чрезмерная же страсть к еде приводить, во-первых, к отягощенности и лени, что мешает достойному поклонению своему Творцу, а во-вторых, вредит здоровью человека. По этому поводу пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а ещё треть – для (лёгкости) дыхания» (ат-Тирмизи).
14. Следует также проявлять умеренность и в расходах на еду. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему» (Муслим)
Порой мы излишне расходуем на приобретение всяких заморских яств, пренебрегая доступными продуктами, которые более полезны и дешевле. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, например, предпочитал баранье мясо, хлеб, молоко, злаки, финики, мед, хотя уверяю вас, что и эти продукты он никогда не ел досыта. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба» (Аль-Бухари)
15. В конце еды необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что он наделил нас этим пропитанием. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш!» (Аль-Бухари)
Конечно, можно привести еще много хадисов о правилах приема пищи, и неудивительно, что многие из них соответствуют рекомендациям современной медицины, ибо это слова лучшего человека и посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Но разница лишь в том, что верующие, следуя этим правилам, получают благословение Всевышнего в этом мире и вечное блаженство в Раю, иншалла.
Аллах Всевышний сказал:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Коран. 59:7)
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день…» (Коран. 33:21)
Хадиджа
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«(Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть саадака (милостыня)" (Аль-Бухари). Другими словами, награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за милостыню.
Следуя же примеру своих друзей, мне бы тоже хотелось привести полезное напоминание о правилах приема пищи согласно сунне нашего благородного посланника, мир ему и благословение Аллаха, в силу моих знаний.
1. Самое главное, конечно, то, что еда должна быть дозволенной (халяль). Еда должна быть заработана дозволенным путем, она не должна быть украденной, не должна быть отобранной у сирот и бедняков; продукты должны быть разрешенными по шариату. К этому обязывает нас Сам Всевышний Аллах в Священном Коране: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (Коран. 23:51).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Аллах – Добрый и принимает только добро. И то, что Он требует от посланников, Он требует и от верующих» (Аль-Куртуби).
2. Приступать к приготовлению еды надо с именем Всевышнего Аллаха и просить Его, чтобы Он благословил ее для вас. Многие, наверно, помнят историю, произошедшую в первые годы пророчества, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники испытывали самые тяжелые испытания и порой они ели листья, от которых у них на губах появлялись язвы. И в один из таких дней, когда от голода они привязывали камни к животу, один сподвижник пригласил пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы угостить его тем, что у него оставалось из еды. Но пророк же пригласил с собой всех мусульман, которые были с ним. Тогда он призвал Всевышнего благословить это тесто для хлеба и мясо до того как их приготовили. После приготовления все стали есть, но количество еды не уменьшалось, так, что все насытились, и еще много осталось для хозяев. Так наделяющий пропитанием Аллах благословил эту еду для верующих.
3. Приступать к еде надо именем Всевышнего Аллаха, ибо пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: "С именем Аллаха в начале и конце её!» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).
4. Брать еду надо правой рукой. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой – при посещении отхожего места и тому подобных случаях. С медицинской точки зрения это также является правилом гигиены.
5. Многие сподвижники приводят хадисы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал есть и пить стоя, но некоторые говорят о том, что он считал это предпочтительным, и есть случаи, в которых это разрешено.
6. Желательно начинать еду с употребления фруктов. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, любил начинать еду со свежих фиников, потому что это был наиболее доступный фрукт на земле арабов и в тоже время полезный. Современная медицина тоже утверждает, что употребление фруктов вначале еды приводит к лучшему усвоению пищи.
7. Нельзя приступать к еде или питью, если оно еще горячее, также как и нельзя дуть на нее. Необходимо подождать пока она остынет до нормальной температуры. Если же опять обратиться к мнению медиков, то они утверждают, что употребление горячей еды может привести не только к ожогам внутренних органов, но и к их раковым заболеваниям.
8. Нежелательно и некрасиво тянуться к еде, которая находится не перед тобой. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал однажды одному человеку «… бери то, что находится рядом с тобой» (Аль-Бухари; Муслим)
9. Не следует жаловаться на еду, даже если она вам не по вкусу, ибо наш благородный посланник, мир ему и благословение Аллаха, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её.
10. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал пить из золотой и серебряной посуды и сказал: «В животе у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада» (Муслим)
11. Желательно поделиться своей едой с соседом, гостем или нуждающимся человеком, ибо это укрепляет хорошие отношения между людьми, и, конечно же, будет вознаграждено Всевышним в обоих мирах, иншалла. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Собирайтесь (друг с другом) для еды и поминайте имя Аллаха, (благодаря чему) еда станет благословенной для вас» (Абу Дауд)
12. Одним из адабов принятия пищи является облизывание пальцев после еды и не оставлять в тарелке ничего. Посланник Аллаха говорил: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать» (Муслим)
13. Необходимо знать умеренность в еде и питье. Чрезмерная же страсть к еде приводить, во-первых, к отягощенности и лени, что мешает достойному поклонению своему Творцу, а во-вторых, вредит здоровью человека. По этому поводу пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а ещё треть – для (лёгкости) дыхания» (ат-Тирмизи).
14. Следует также проявлять умеренность и в расходах на еду. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему» (Муслим)
Порой мы излишне расходуем на приобретение всяких заморских яств, пренебрегая доступными продуктами, которые более полезны и дешевле. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, например, предпочитал баранье мясо, хлеб, молоко, злаки, финики, мед, хотя уверяю вас, что и эти продукты он никогда не ел досыта. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба» (Аль-Бухари)
15. В конце еды необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что он наделил нас этим пропитанием. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш!» (Аль-Бухари)
Конечно, можно привести еще много хадисов о правилах приема пищи, и неудивительно, что многие из них соответствуют рекомендациям современной медицины, ибо это слова лучшего человека и посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Но разница лишь в том, что верующие, следуя этим правилам, получают благословение Всевышнего в этом мире и вечное блаженство в Раю, иншалла.
Аллах Всевышний сказал:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Коран. 59:7)
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день…» (Коран. 33:21)
Хадиджа