Христианство не может иметь дополнений к своему названию. Либо это христианство, либо нечто другое. Основой вероучения в наши дни являются Писание (Библия) и Предание (записи не включённые в состав Писания). Предание же, не должно вносить прибавления к Писанию или противоречить ему. Однако, основой вероучения должны быть не они, а единая и ясная Благая Весть о Христе. Но этого до сих пор никто не сделал, поэтому эту Весть приходится извлекать из того, о чём сказано выше. А каждый извлекает в силу своего понимания. Более того, наши предшественники вовлекли Церковь в ненужное мудрствование касательно понимания природы Бога и Христа. Хотя, на основании Библии можно как доказывать подобные доктрины, так и опровергать их. Всё это, не способствует христианской жизни, но втягивает в бесконечные споры. Для того, чтобы иметь единое вероучение, из Библии надо брать то, что объединяет, а не то, что способно разъединить. Если брать эпизоды, то подтверждаемые хотя бы двумя свидетелями (по древнему постановлению израильтян, одобряемому и Иисусом). К тому же, они не должны входить в противоречия с другими подобными эпизодами, но быть принципиально важными для веры. Например, не следует принимать во внимание сообщение о благоразумном разбойнике на том основании, что: 1) о нём сообщает один евангелист Лука 2) это сообщение противоречит сообщениям двух других евангелистов (Матфей и Марк), утверждающих, что оба разбойника поносили Иисуса; 3) игнорирование этого сообщения не может принципиально и отрицательно сказаться на вере. Не следует также, любое высказывание или слово из Писания воспринимать однозначно или буквально. Например, апостол Павел пишет: «Всё испытывайте, хорошего держитесь.» (1-е Фессал. Гл.5 ст.21). Но испытывать Бога – грех. Также, и заповедь «не убий» может служить как доброму, оберегая жизнь «овец стада Христова», так и злому, губя их, если распространяется на «паршивых овец» (преступников). Следует помнить слова Апостола Павла: «Буква убивает – дух животворит». Я верю, что Писание богодухновенно, но нельзя к нему относиться, как индусы к священной корове.
К чему же, исходя из Евангелий, призывает Сам Христос? Исполнить волю Божию – принять Иисуса, как Христа и Посланника Бога (не более того). А тем, кто принял, заповедано – научить других, чему научились сами и бодрствовать в вере.
Как могла бы выглядеть Благая Весть:
Бог – создатель мира, создал и первых людей, поместив их в Эдеме и дав первую заповедь, для их же блага (не вкушать плодов от древа добра и зла). Люди нарушили заповедь и, приняв в себя зло, отдалились от Бога. При этом они не раскаялись и прощения не попросили. Это послужило началу проклятой истории человечества, ведущей его к гибели. Бог нашёл среди людей одного чистого душой человека, назвав его Авраамом, испытал его и пообещал сделать его потомков избранным народом, если они станут исполнять Его заповеди, переданные через пророка Моисея. Но потомки Авраама, по большей части, оказались недостойными избранности, несмотря на многократные попытки Бога их образумить. И Бог дал им последний шанс к примирению, послав к ним Своего Сына, рождённого человеческой девой – Иисуса, чтобы они раскаялись, вспомнив о Том, Кто послал Его. Неверие большей части израильского народа в Иисуса, как Христа, и интриги иудеев, привели к тому, что Иисус был предан мучительной казни – распятию на кресте. Таким образом, Иисус стал кровной Жертвой за людские грехи. От людей же, оценивших Подвиг Иисуса, ожидалось раскаяние в прежней жизни и начало новой жизни, основанной на заповедях Христа. Хотя это были всё те же заповеди. Просто заповеди Бога, в изложении Моисея и в изложении Христа, отличаются своим уровнем. Первые – начало становления духовного человека, вторые – его вершина. После Своего Воскресения из мёртвых, Иисус заповедал ученикам (апостолам) исполнять Его заповеди и ждать второго Пришествия Христа на землю, которое будет посвящено Суду над живыми и воскрешёнными из мёртвых. Праведники (исполняющие заповеданное) и достойные милости Божьей, будут взяты на Небо для вечного блаженства с Богом. Грешники (не помилованные) – будут оставлены на земле и преданы вечному мучению в огне. Помимо этого, Иисус заповедал нести Благую Весть о Нём и Его учение всем народам. И на 40-й день вознёсся на Небо. Слово Христа ученики распространяли вначале устно, позже появились записи их рассказов. Ещё позже, часть записей была объединена с древним Писанием евреев в одну книгу – Библию. Подробно и обобщённо учение Иисуса изложено в Евангелиях. Дополнительные комментарии содержат послания Апостолов.
Суть Благой Вести:
Она в том, что две тысячи лет назад, во исполнение древних пророчеств, в Израиле родился Иисус (Спаситель) прозванный Христом (Мессией, Помазанником Божьим). Он добровольно (исполняя волю Бога) сделался Жертвой умилостивления Богу за грехи людей. Тем самым, Он открыл спасительный путь к Богу, прежде закрытый многочисленными отступлениями народа Израиля от Его заповедей. К тому же, этот путь теперь открыт не наследникам Авраама по крови (евреям), а наследникам по духу (не только в Израильском, но и во всех народах). Одновременно Иисус сделался Ходатаем перед Богом за верующих в Него. Своей смертью на кресте и последующим Воскрешением Иисус показал, что смерти нет. Есть жизнь с Богом (вечная жизнь) и жизнь вне Его (вечная смерть). Христос разрушил страх ожидаемой смерти, который заставлял людей, забыв о совести, стараться урвать от жизни побольше, в ущерб другим.
Как могло бы выглядеть христианство:
Церковь Христа – это, прежде всего, духовная (а не организационная) общность всех христиан. Она не нуждается в имуществе, землях и всём том, что свойственно организациям. Вместе с тем, при необходимости, верующие могут арендовать или строить помещения для своих встреч. Из культовой символики допустимы лишь изображения креста (без изображения на нём самом), как символа подвига, совершённого ради людей, к которому призывается каждый. Однако, верующие должны узнавать друг друга не по внешним знакам, а по словам, поведению, родственному духу. Никакой иерархии быть не должно. Не надо придумывать одежды и обряды. Только исповедование грехов и крещение их должны сохраняться во исполнение заповеди Иисуса. И проводить это можно любому верующему. Но крещаемый (посвящаемый в веру) должен хорошо знать основы нашей веры и его решение не должно быть скоропалительным, чтобы не впасть затем в грех вероотступничества. Креститель должен понимать свою ответственность перед Богом за то, кого он крестит и за тайну исповеди крещаемого. Вступающим в брак достаточно быть благословлёнными церковью, делать из этого театр, вряд ли стоит. Что касается евхаристии, верующими в Христа и исполняющими Его заповеди она совершается постоянно. Это не ритуал, а жизнь во Христе. Для проведения хиротонии надо знать, что ты имеешь в себе Святого Духа, а не превращать это в символический акт. Миропомазание и елеосвящение проводилось в первых церквях, видимо, в подражание обычаям древнееврейских священников. Вряд ли это необходимо сохранять в Церкви Христа. Церковь, уважая власти, не должна заигрывать с государством. Но каждый верующий, являясь не просто человеком, но и гражданином государства, должен честно выполнять свой гражданский долг. В своих нуждах церковь должна довольствоваться добровольными и не регламентируемыми пожертвованиями самих верующих. Еженедельно, в воскресные дни, верующие должны иметь возможность встретиться между собой. В праздники могут устраиваться братские трапезы по типу вечери Господней. Что касается постов, то посту (особенно духовному) верующий должен учиться всегда, а не периодически. В качестве дополнительного напоминания об этом, достаточно и одного общего поста в год. И не следует делать его продолжительнее 40 дней (не надо пытаться превзойти Христа). Молитвы возможны, как своими словами, так и готовыми образцами, где «Отче наш» является примером лаконизма. Исповедование своих грехов лучше проводить во время личной молитвы Богу. Индивидуальная христианская жизнь заключается в очищении своего духа.
Основные понятия веры:
Бог – один. Он создатель всего существующего, Он вечен, неизменен и непостижим.
Святой Дух – свойство Бога, синоним Бога.
Иисус Христос (Спаситель Помазанник) – сын Девы Марии, зачатый ею от Святого Духа; Посредник между Богом и людьми.
Дева Мария – чистая и непорочная дева, мать Иисуса (Сына Бога и человека).
Ангелы – служебные духи.
Пророк – человек, избранный Богом, для передачи Его слов людям.
Апостолы – ближайшие ученики Иисуса, избранные Им Самим.
Христиане – название учеников Апостолов, других последователей Христа.
Христианство – вера в Иисуса Христа; Его учение, воплощённое в жизнь.
Церковь – а) сообщество верующих людей; б) храм, помещение, где встречаются верующие.
Библия (Писание) – собрание записей, включающее Ветхий и Новый Заветы.
Ветхий Завет – Писание древних евреев.
Новый Завет – Писание последователей Христа.
Евангелие (Благая Весть) – рассказ о первом Пришествии Христа на землю (составная часть Нового Завета).
Декалог – десятисловие, десять заповедей, написанных перстом Божьим на каменных скрижалях.
Небо – синоним Царства Божьего; Эдем, Рай; возможно – другое измерение.
Земля – синоним грешного мира, проклятого Богом за ослушание первых людей, вотчина дьявола.
Диавол – (денница, сатана, лукавый и т.д.) – возгордившийся и падший Ангел, отец лжи.
Плоть человека – тело человека, сотворённое Богом из праха земного; символ земного греховного начала; внешний человек, видимый.
Душа человека – символ земного греховного духа человека; символ его жизни, сердца человека; внутренний человек, невидимый.
Дух человека – синоним души человека; новый внутренний Человек, родившийся в прежнем от услышанного, от Христа или Его последователей, Слова Божьего и поверившего Ему.
Примечание автора: думаю, что душа – это вдохнутая Богом в созданную Им плоть животворящая энергия, частично передающаяся детям и возвращающаяся к Богу после смерти человека. Дух же человека – это личность, т.е. собственно человек; он может иметь земные устремления, рождаясь от слова дьявола, а может, рождаясь от слова Божьего, устремляться к Богу.
9.10.12