Ветхий Завет о браке
Согласно Книги Бытия, цель брака двоякая - умножение и сохранение рода человеческого (Быт. 1,27-28) и взаимная помощь супругов в прохождении земного поприща (Быт. 2,18). После падения человека появилось еще и третье назначение: обуздание возникших в человеческой природе греховных похотей и чувственных влечений (1 Кор. 7,1-2,9). Божественная благодать, освящающая брачный союз, во всем содействует достижению всех трех целей брака.
После потопа Бог, по Своему милосердию, снова утвердил брачный союз, освятив его, как это было вначале: "И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю" (Быт. 9,1).
Таким образом, благодаря семье как установлению Божию, род человеческий, невзирая на грехопадение, продолжает существовать и поныне, свидетельствуя тем самым о неизменном всемогуществе божественного установления: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога" (Деян. 17,26).
Моногамный брак в дохристианском мире не мог сохраниться в первоначальной чистите ни у язычников, ни даже у избранного народа, как это видно из жизни и истории патриархов. Однако там, где не признается моногамия - в учении и на практике - от первоначального назначения брака мало что остается. Полигамия же больше служит не созданию семьи, а удовлетворению низших необузданных человеческих инстинктов.
Хотя вольность нравов и была нередким явлением в народе Божием, однако достоинство женщины в браке ограждалось в большей мере, чем у соседних народов. Например, по вавилонскому закону муж вправе был отпустить жену без всякой причины. Израильский же закон требовал для развода наличия "постыдного поступка" (Вт. 24,1-2). Обычной формой брака было единобрачие /полигамия была исключением/. Царям разрешалось иметь много жен, вероятно, для укрепления династии. Однако, после Соломона цари также редко злоупотребляли многоженством. Мотивом к взятию второй жены иногда служила бездетность (Быт. 16). Вот почему многоженство обыкновенно принимало форму бигамии /двоеженства/, причем одна из жен считалась главной, а вторая - второстепенной или наложницей. Наложницы обыкновенно брались из числа рабынь или военнопленных. При двух равноправных женах в семье часто происходили распри: нелюбимая жена ревновала к любимой, бездетная - к плодовитой (Быт. 21,10-17; 29,31-33; 1 Цар. 1,5-6).
Перед вступлением в брак с девицей жених давал ее родителям обычный выкуп /вено/, как это отчасти и теперь наблюдается у восточных и кавказских народов. Выкуп вносился не только деньгами или вещами, но и в форме личного труда например, женитьба патриарха Иакова. Не были редкостью браки между довольно близкими родственниками или одновременно на двух сестрах. Впоследствии, однако, такие браки были запрещены. Как известно из истории израильского народа, человек, не имеющий жены, считался неполноценным человеком. Нормальным возрастом брака для мужчины считался 18-летний. Кто не женился в двадцать лет, о том считали, что он проводит все дни в греховных помыслах, и, как выход из положения, устраивались более ранние браки. Акт бракосочетания был весьма важным событием. Супружеская жизнь регулировалась многочисленными предписаниями, направленными на поддержание чистоты супружеских отношений. Однако "одоление страстей" стоило большим усилием и не всегда достигало цели.
До времени Бог терпел эту слабость, пока Сын Божий не возвестил первоначальное высокое назначение брака. В беседе с иудеями Христос сказал: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф. 19,8).
В заключение отметим, что при решении вопроса о браке и семье необходимо руководствоваться только двумя первыми главами Бытия, где были даны первые основы брака. Все, что говорится о браке в Ветхом Завете, кроме упомянутых двух глав Бытия, стоит под знаком "жестокосердия" и Моисеева закона, "ослабленного плотию" (Рим. 8,3).
Согласно Книги Бытия, цель брака двоякая - умножение и сохранение рода человеческого (Быт. 1,27-28) и взаимная помощь супругов в прохождении земного поприща (Быт. 2,18). После падения человека появилось еще и третье назначение: обуздание возникших в человеческой природе греховных похотей и чувственных влечений (1 Кор. 7,1-2,9). Божественная благодать, освящающая брачный союз, во всем содействует достижению всех трех целей брака.
После потопа Бог, по Своему милосердию, снова утвердил брачный союз, освятив его, как это было вначале: "И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю" (Быт. 9,1).
Таким образом, благодаря семье как установлению Божию, род человеческий, невзирая на грехопадение, продолжает существовать и поныне, свидетельствуя тем самым о неизменном всемогуществе божественного установления: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога" (Деян. 17,26).
Моногамный брак в дохристианском мире не мог сохраниться в первоначальной чистите ни у язычников, ни даже у избранного народа, как это видно из жизни и истории патриархов. Однако там, где не признается моногамия - в учении и на практике - от первоначального назначения брака мало что остается. Полигамия же больше служит не созданию семьи, а удовлетворению низших необузданных человеческих инстинктов.
Хотя вольность нравов и была нередким явлением в народе Божием, однако достоинство женщины в браке ограждалось в большей мере, чем у соседних народов. Например, по вавилонскому закону муж вправе был отпустить жену без всякой причины. Израильский же закон требовал для развода наличия "постыдного поступка" (Вт. 24,1-2). Обычной формой брака было единобрачие /полигамия была исключением/. Царям разрешалось иметь много жен, вероятно, для укрепления династии. Однако, после Соломона цари также редко злоупотребляли многоженством. Мотивом к взятию второй жены иногда служила бездетность (Быт. 16). Вот почему многоженство обыкновенно принимало форму бигамии /двоеженства/, причем одна из жен считалась главной, а вторая - второстепенной или наложницей. Наложницы обыкновенно брались из числа рабынь или военнопленных. При двух равноправных женах в семье часто происходили распри: нелюбимая жена ревновала к любимой, бездетная - к плодовитой (Быт. 21,10-17; 29,31-33; 1 Цар. 1,5-6).
Перед вступлением в брак с девицей жених давал ее родителям обычный выкуп /вено/, как это отчасти и теперь наблюдается у восточных и кавказских народов. Выкуп вносился не только деньгами или вещами, но и в форме личного труда например, женитьба патриарха Иакова. Не были редкостью браки между довольно близкими родственниками или одновременно на двух сестрах. Впоследствии, однако, такие браки были запрещены. Как известно из истории израильского народа, человек, не имеющий жены, считался неполноценным человеком. Нормальным возрастом брака для мужчины считался 18-летний. Кто не женился в двадцать лет, о том считали, что он проводит все дни в греховных помыслах, и, как выход из положения, устраивались более ранние браки. Акт бракосочетания был весьма важным событием. Супружеская жизнь регулировалась многочисленными предписаниями, направленными на поддержание чистоты супружеских отношений. Однако "одоление страстей" стоило большим усилием и не всегда достигало цели.
До времени Бог терпел эту слабость, пока Сын Божий не возвестил первоначальное высокое назначение брака. В беседе с иудеями Христос сказал: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф. 19,8).
В заключение отметим, что при решении вопроса о браке и семье необходимо руководствоваться только двумя первыми главами Бытия, где были даны первые основы брака. Все, что говорится о браке в Ветхом Завете, кроме упомянутых двух глав Бытия, стоит под знаком "жестокосердия" и Моисеева закона, "ослабленного плотию" (Рим. 8,3).