ПРЕДАНИЯ ИУДЕЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРАНЕ
История о Каине и погребении тела Авеля
Обширная часть Корана относится непосредственно к иудейскому фольклору, обыгрывающему библейские события. Коран называли «кратким руководством талмудического иудаизма» из-за объемного материала, выхваченного из Мишны и Мидраша.
Хорошо известно, что Мухаммад не мог ни прочитать Священной Книги иудеев, ни толком узнать их фольклор, но он слышал древнееврейские легенды, пересказываемые на рыночных площадях и в иных общественных местах и, не будучи способным отделить факты от небылиц, заносил все подряд в свою Священную Книгу.
Кораническое описание убийства Авеля его нечестивым братом Каином - типичная смесь элементов, заимствованных из Библии, Мидраша и Мишны.
История, описанная в суре 5:30–35, начинается с того, что, когда оба брата принесли свои дары Богу, жертва только одного из них была принята Им. Пока что в Книге приводится библейский пересказ события (Быт. 4:4), но далее следует описание диалога братьев, рассказывается о том, как брат, чья жертва была отвергнута, угрожал убить другого. Его же добродетельный родственник говорит о своей вере в Бога и заявляет, что он не станет предпринимать ответных действий - не будет делать попыток убить своего брата (cура 5:30–32). Несмотря на смиренный ответ правоверного, порочный брат убивает его. Вслед за убийством следует случай, который также не имеет никаких параллелей с библейской историей:
И вот послал Бог ворона ему, который стал рыть землю, чтоб показать ему, как скрыть всю неприглядность (трупа) его брата. (Сура 5:31)
Подобное изложение событий имеет аналогию с древними еврейскими преданиями известного богослова рабби Элиэзера в Мидраше. Они существовали за много веков до возникновения Корана. В Мидраше говорится о том, как Адам и Ева плакали, когда нашли тело Авеля, и не знали, что с ним делать, поскольку погребение было им еще неизвестно. Затем прилетел ворон и принес с собой тело своего умершего товарища. У них на глазах он взрыхлил землю и похоронил его. Адам решил поступить так же и похоронил тело Авеля в земле.
Единственная разница между описанным в Мидраше и Коране в том, что в первом случае тело Авеля было похоронено Адамом, во втором - Каином. То, что описано Мухаммадом в Коране, совершенно очевидно заимствовано из иудейского фольклора.
Авраам и уничтожение идолов
История об Аврааме и идолах - это еще один рассказ Корана, берущий свое начало из иудейского предания.
Коран повествует, как однажды патриарх указал своему народу наошибочность поклонения идолам. Но люди не послушали его. Авраам разбил всех идолов, кроме самого большого. Когда же народ призвал его к ответу за это «богохульство», он заявил, что идолов разрушил самый большой из них. После этого патриарх предложил спросить у оставшегося «в живых» идола, кто разбил остальных. Возмущенные люди ответили Аврааму, что их идолы не могут говорить. И тогда он обвинил их в поклонении бессловесным образам, которые не могут ни причинить им вред, ни сделать добро. Люди пришли в бешенство и решили бросить Авраама в пылающий огонь (21:62–68).
Рассказ этот не имеет аналогии с Библией, но он удивительно точно воспроизводит историю из Мидраша. В этой книге, опередившей Коран на много столетий, описано идентичное происшествие.
Фарра, отец Авраама, был мастером по изготовлению идолов, а Аврааму было поручено присматривать за ними. Однажды к нему пришла женщина с блюдом, полным пшеничной муки, и попросила поставить его перед идолами. Авраам взял посох, разбил всех идолов, кроме самого большого, и вложил посох ему в руку. Рассерженный отец потребовал от сына ответа. И тот рассказал, что поставил перед идолами блюдо с мукой, и каждый из них стал требовать права есть первым, после чего поднялся самый большой идол, взял посох и разбил их всех. Когда же Фарра возразил, что идолы не обладают разумом, Авраам спросил своего отца: «Твои уши слышат то, что говорит твой рот?»
Не трудно понять, что Мухаммад позаимствовал часть Корана не из божественных откровений, а из иудейского фольклора. На примере библейского текста можно показать, откуда берет начало это предание и насколько невежественно оно воспроизведено в Коране.
Ещё одна ошибка пересказа иудейских историй это имя, которым Коран называет отца Авраама. Его настоящее имя - Фарра, а в Коране его называют Азар. Вероятно, его перепутали с именем эл-Азар (эли-Эзер) - так звали в Библии слугу Авраама. Авраам, сетуя на отсутствие собственного сына, говорит, что его наследником будет слуга Элиэзер (Быт. 15:2).
Ещё одной неточностью является упоминание в Коране Амана как на одного из начальников фараона, жившего во времена египетского рабства. На самом деле Аман жил несколькими столетиями позже в Персии и был первым министром царя Артаксеркса. (Есф. 3:1).
Эти примеры свидетельствуют о том, что пророк ислама часто путался в информации, получаемой из вторых рук.
ДРУГИЕ АПОКРИФИЧЕСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ
В Коране также можно найти иные легенды и предания из еретических христианских письменных источников.
История о спящих юношах
В суре 18:9–26 рассказана странная история о нескольких юношах, веровавших в Бога, скрывшихся от преследований в пещере, в которой они проспали несколько лет. Их называют асхабулкахфами (обитателями пещеры) (сура 18:9).
История эта имеет много параллелей с апокрифическими христианскими письменным источником Acta Sanctorum. Он был составлен сирийским писателем Иаковом Саругским незадолго до его смерти в 521 году. Самые ранние записи этой истории датируются не ранее чем четвертым столетием от Рождества Христова. О ней повествовали Теодосий и Дионисий из Тель Мара в сирийской работе пятого столетия. В народе она стала известна как история о «семи спящих», поскольку авторы настаивали, что их было семеро.
В предании говорится, что пещера эта находилась в окрестностях города Эфеса, а спящими юношами были семеро христиан, спасающихся от преследований в период царствования императора Деция, умершего в 251 году. После того как они спрятались в пещере, она была опечатана, но в период царствования Теодосия Второго, (двести лет спустя), пещера была открыта, и один из беглецов проснулся и вышел в город, поражаясь великому торжеству христианства. Затем юноши рассказали императору, как Бог сохранил им жизнь.
Присутствие этого сюжета в Коране еще раз доказывает, что большинство его учений основано на мифическом материале. Это заключение подтверждается недостатком подробностей в кораническом изложении.
* Коран не говорит о том, где и когда происходили события, как и то, были ли юноши христианами.
* Мухаммад не знал, сколько юношей пряталось в пещере.
* Коран говорит, что, по утверждению некоторых, их было трое, других - пятеро, третьих - семеро, но сам он не делает никаких заключений по этому поводу (сура 18:22).
* Мухаммад не имел представления и о том, как долго они спали, - он считал, что это длилось триста лет и еще девять (сура 18:25).
Эта неясность оборачивается против утверждения, что Коран был передан Всезнающим Господом, а подобные погрешности свидетельствуют, что, скорее, то была просто версия Мухаммада, особенно если принять во внимание тот факт, сколь ограниченными знаниями он обладал.
История о Каине и погребении тела Авеля
Обширная часть Корана относится непосредственно к иудейскому фольклору, обыгрывающему библейские события. Коран называли «кратким руководством талмудического иудаизма» из-за объемного материала, выхваченного из Мишны и Мидраша.
Хорошо известно, что Мухаммад не мог ни прочитать Священной Книги иудеев, ни толком узнать их фольклор, но он слышал древнееврейские легенды, пересказываемые на рыночных площадях и в иных общественных местах и, не будучи способным отделить факты от небылиц, заносил все подряд в свою Священную Книгу.
Кораническое описание убийства Авеля его нечестивым братом Каином - типичная смесь элементов, заимствованных из Библии, Мидраша и Мишны.
История, описанная в суре 5:30–35, начинается с того, что, когда оба брата принесли свои дары Богу, жертва только одного из них была принята Им. Пока что в Книге приводится библейский пересказ события (Быт. 4:4), но далее следует описание диалога братьев, рассказывается о том, как брат, чья жертва была отвергнута, угрожал убить другого. Его же добродетельный родственник говорит о своей вере в Бога и заявляет, что он не станет предпринимать ответных действий - не будет делать попыток убить своего брата (cура 5:30–32). Несмотря на смиренный ответ правоверного, порочный брат убивает его. Вслед за убийством следует случай, который также не имеет никаких параллелей с библейской историей:
И вот послал Бог ворона ему, который стал рыть землю, чтоб показать ему, как скрыть всю неприглядность (трупа) его брата. (Сура 5:31)
Подобное изложение событий имеет аналогию с древними еврейскими преданиями известного богослова рабби Элиэзера в Мидраше. Они существовали за много веков до возникновения Корана. В Мидраше говорится о том, как Адам и Ева плакали, когда нашли тело Авеля, и не знали, что с ним делать, поскольку погребение было им еще неизвестно. Затем прилетел ворон и принес с собой тело своего умершего товарища. У них на глазах он взрыхлил землю и похоронил его. Адам решил поступить так же и похоронил тело Авеля в земле.
Единственная разница между описанным в Мидраше и Коране в том, что в первом случае тело Авеля было похоронено Адамом, во втором - Каином. То, что описано Мухаммадом в Коране, совершенно очевидно заимствовано из иудейского фольклора.
Авраам и уничтожение идолов
История об Аврааме и идолах - это еще один рассказ Корана, берущий свое начало из иудейского предания.
Коран повествует, как однажды патриарх указал своему народу наошибочность поклонения идолам. Но люди не послушали его. Авраам разбил всех идолов, кроме самого большого. Когда же народ призвал его к ответу за это «богохульство», он заявил, что идолов разрушил самый большой из них. После этого патриарх предложил спросить у оставшегося «в живых» идола, кто разбил остальных. Возмущенные люди ответили Аврааму, что их идолы не могут говорить. И тогда он обвинил их в поклонении бессловесным образам, которые не могут ни причинить им вред, ни сделать добро. Люди пришли в бешенство и решили бросить Авраама в пылающий огонь (21:62–68).
Рассказ этот не имеет аналогии с Библией, но он удивительно точно воспроизводит историю из Мидраша. В этой книге, опередившей Коран на много столетий, описано идентичное происшествие.
Фарра, отец Авраама, был мастером по изготовлению идолов, а Аврааму было поручено присматривать за ними. Однажды к нему пришла женщина с блюдом, полным пшеничной муки, и попросила поставить его перед идолами. Авраам взял посох, разбил всех идолов, кроме самого большого, и вложил посох ему в руку. Рассерженный отец потребовал от сына ответа. И тот рассказал, что поставил перед идолами блюдо с мукой, и каждый из них стал требовать права есть первым, после чего поднялся самый большой идол, взял посох и разбил их всех. Когда же Фарра возразил, что идолы не обладают разумом, Авраам спросил своего отца: «Твои уши слышат то, что говорит твой рот?»
Не трудно понять, что Мухаммад позаимствовал часть Корана не из божественных откровений, а из иудейского фольклора. На примере библейского текста можно показать, откуда берет начало это предание и насколько невежественно оно воспроизведено в Коране.
Ещё одна ошибка пересказа иудейских историй это имя, которым Коран называет отца Авраама. Его настоящее имя - Фарра, а в Коране его называют Азар. Вероятно, его перепутали с именем эл-Азар (эли-Эзер) - так звали в Библии слугу Авраама. Авраам, сетуя на отсутствие собственного сына, говорит, что его наследником будет слуга Элиэзер (Быт. 15:2).
Ещё одной неточностью является упоминание в Коране Амана как на одного из начальников фараона, жившего во времена египетского рабства. На самом деле Аман жил несколькими столетиями позже в Персии и был первым министром царя Артаксеркса. (Есф. 3:1).
Эти примеры свидетельствуют о том, что пророк ислама часто путался в информации, получаемой из вторых рук.
ДРУГИЕ АПОКРИФИЧЕСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ
В Коране также можно найти иные легенды и предания из еретических христианских письменных источников.
История о спящих юношах
В суре 18:9–26 рассказана странная история о нескольких юношах, веровавших в Бога, скрывшихся от преследований в пещере, в которой они проспали несколько лет. Их называют асхабулкахфами (обитателями пещеры) (сура 18:9).
История эта имеет много параллелей с апокрифическими христианскими письменным источником Acta Sanctorum. Он был составлен сирийским писателем Иаковом Саругским незадолго до его смерти в 521 году. Самые ранние записи этой истории датируются не ранее чем четвертым столетием от Рождества Христова. О ней повествовали Теодосий и Дионисий из Тель Мара в сирийской работе пятого столетия. В народе она стала известна как история о «семи спящих», поскольку авторы настаивали, что их было семеро.
В предании говорится, что пещера эта находилась в окрестностях города Эфеса, а спящими юношами были семеро христиан, спасающихся от преследований в период царствования императора Деция, умершего в 251 году. После того как они спрятались в пещере, она была опечатана, но в период царствования Теодосия Второго, (двести лет спустя), пещера была открыта, и один из беглецов проснулся и вышел в город, поражаясь великому торжеству христианства. Затем юноши рассказали императору, как Бог сохранил им жизнь.
Присутствие этого сюжета в Коране еще раз доказывает, что большинство его учений основано на мифическом материале. Это заключение подтверждается недостатком подробностей в кораническом изложении.
* Коран не говорит о том, где и когда происходили события, как и то, были ли юноши христианами.
* Мухаммад не знал, сколько юношей пряталось в пещере.
* Коран говорит, что, по утверждению некоторых, их было трое, других - пятеро, третьих - семеро, но сам он не делает никаких заключений по этому поводу (сура 18:22).
* Мухаммад не имел представления и о том, как долго они спали, - он считал, что это длилось триста лет и еще девять (сура 18:25).
Эта неясность оборачивается против утверждения, что Коран был передан Всезнающим Господом, а подобные погрешности свидетельствуют, что, скорее, то была просто версия Мухаммада, особенно если принять во внимание тот факт, сколь ограниченными знаниями он обладал.