Насх и Мансух Отмена положений одних аятов Корана или хадисов, в пользу положений других аятов или хадисов. Слово "насх" означает "упразднение", "удаление", "устранение", "изменение", "изменение", "преобразование", "перенесение". Отмененное положение же называется мансух. Некоторые подробности ниспослания Божественных откровений. Согласно мусульманской доктрине, откровения, которые ниспосылались пророку Мухаммаду, имели более широкий спектр и не ограничивались лишь теми стихами, которые вошли в Писание. На протяжении 23 лет ему ниспосылались Божественные откровения, в соответствии с различными эпизодами его личной жизни и общественной жизни общества, в котором он жил. В широком же смысле, вообще все действия, поступки, речения и т. д. пророка Мухаммада являются в своем роде результатом Божественного откровения. В одних случаях Бог ниспосылал ему их непосредственно, а в другом случае молчаливо одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад в чем-то ошибался (это естественно для человека), Бог сразу же исправлял его ошибку откровением. Именно поэтому Сунна, также как и Коран, рассматривается Богооткровенной. Однако официальным Писанием Сунна не является, она только дополняет Коран и комментирует его. Некоторые из Божественных откровений носили временный, сиюминутный характер. Они ниспосылались по каким-то конкретным жизненным случаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не была заучена или записана и бесследно исчезла, так как не была предназначены Богом для вечности. Другие откровения оказывались более устойчивыми. Они высказывались Мухаммадом прилюдно, либо в частных беседах с конкретными людьми, которые запоминали или записывали его слова и передавали своим потомкам. Позднее, все известные из его речений были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т.д.) по введенной ими методологии отбора и вошли в состав сборников хадисов. Третья часть откровений же являлась наиболее официальной и в соответствии с Божьей волей должна была войти в Его вечное Слово - Коран. Точное количество аятов Корана, их порядок расположения, содержание и состав в точности определялся Богом и передавался пророку Мухаммаду посредством ангела Джибрила, а тот в свою очередь, сразу же обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя своих секретарей записывать их. Важнейшее значение в понимании смыслов и истории Божественных откровений играет насх (отмена откровения Богом и замена его новым), который зафиксирован в аяте Корана: "А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты только измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указывают иноземный, а это - язык арабский, ясный" (Коран, 16:101-103); а также в аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?" (Коран, 2: 106). Бог отменял Свои повеления по различным причинам. Например, одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы, скажем, все запреты или иные предписания были бы ниспосланы в законченном виде, как это мы видим сегодня в Коране, то большинство людей не поняло бы их. Кроме того, сложно было бы людям, которые всю свою сознательную жизнь привыкли к одному образу жизни сразу, в одночасье поменять его на другой. Это было сложно даже для одного человека, не говоря уже о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений. Именно поэтому некоторые положения Божественных откровений, постепенно менялись на протяжении жизни пророка Мухаммада, по мере развитии монотеистических устремлений в арабском обществе. Насх имел место абсолютно для всех типов откровений, включая и Коран. Некоторые аяты, ранее входившие в Коран, позднее были оттуда выведены, или заменены новыми Божественными откровениями. Однако были и такие аяты, которые, несмотря на отмену, все-таки остались в Коране. Этот процесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада и завершился с его смертью. Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было. Ведь Божественные откровения продолжались, и иногда определенная часть из них заменялась другими и теряла свою актуальность. Их чтение запрещалось в качестве Корана, но они могли оставаться в памяти сподвижников, которые заучивали их и позднее вошли в Сунну. Кроме этого, часто откровения Корана ниспосылались на различных диалектах арабских племен, среди которых вели проповеди мусульмане. По этой причине одни и те же аяты ниспосылались по несколько раз на этих диалектах. По причине наличия насха и различных диалектных форм этих Божественных откровений, в Сунне нашли отражение многие хадисы, высказывания пророка и прямые Божественные откровения (хадисы-кудси). Но аяты Корана, среди всех откровений, имеют исключительное значение. Это вечное слово Бога, которое было ниспослано Им непосредственно Своему посланнику Мухаммаду. Его оригинал находится у Бога (См. Левх аль-Махфуз). Поэтому его сохранность и передача следующим поколениям была особенно важным делом. Для того чтобы выделить аяты Корана из других откровений, ангел Джибрил всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим аятом или нет. Как только он приносил коранические аяты, пророк сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и секретари заучивали их и записывали. Для других, некоранических откровений, он не давал таких распоряжений, и поэтому они остались по большей части в устной традиции, которая затем была введена в соответствующие сборники хадисов. В связи с этими процессами большое значение имел процесс повторения Корана в месяц Рамадан каждого года (Арза), когда ангел Джибрил приходил к пророку Мухаммаду для проверки его знаний о составе Корана. А тот, в свою очередь, передавал результаты Арзы народу, который собирался в мечетях. Последняя же Арза, которая состоялась непосредственно перед смертью пророка, называется Арза аль-Ахира. Она имеет еще большее значение, так как при этом событии был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в котором он имеется сегодня. Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухаммад сразу же распоряжался объявить о том, что этот аят уже больше не коранический, и заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив ауты, уезжали в различные области Аравии и выполняли свои функции вдали от пророка. И это было естественным процессом. Мусульманские владения расширялись и многие образованные мусульмане, близкие к пророку, уезжали исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Медины уголках Аравии. В связи с этим, в некоторых случаях, они не имели информации о насхе одних аятов другими и продолжали считать кораническими отмененные аяты. Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только непосредственные секретари и наиболее приближенные к пророку люди. Остальные же имели отрывочные сведения об этом по мере их нахождения в Медине. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавало об изменениях и вносило коррекции в свои тексты, которые в то время назывались «мусхафами» (свитками). Одним из таких секретарей Мухаммада, который имел полную информацию об окончательном составе Корана, был Зейд ибн Сабит, который позднее возглавил комиссию по окончательной редакции Корана. Примером отмены коранических аятов является следующий хадис: "Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова "Десятикратное кормление грудью является запретным", однако затем это повеление было заменено на "пять кормлений грудью". Этот аят оставался в Коране до смерти пророка" [Муслим, Рада 24, /1452/; Абу Давуд, Никах 11, /2062/; Тирмизи, Рада 3, /1150/; Насаи, Никах 51, /6, 100/]. В комментариях к этому хадису мусульманские толкователи пишут: "Запрет о десяти кормлениях грудью был одним из первых аятов, ниспосланных по этой теме. Однако, незадолго до смерти пророка, этот аят был отменен и заменен новым аятом, в котором говорилось уже о пяти кормлениях. В этом состоянии чтение этих аятов в качестве Корана (тилават) было запрещено, но их правовое действие сохранилось. Это был последний отмененный аят в Коране (насх). Он был отменен пророком незадолго до своей смерти, и некоторые из его сподвижников не знали об этом и продолжали его чтение в качестве аята Корана. Затем его отмена стала известна всем, и эти строки больше не читались в качестве коранических аятов." (Canan İ. Kütüb-i Sitte Muhtasarı. C. 16. Ankara, 1995. s. 31). Другим примером отмены коранических стихов (или замены их другими) является следующий хадис: "Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему, и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: "Вы - лучшие среди жителей Басры, поскольку Вы - чтецы Корана. Так продолжите это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца, как были укреплены сердца тех, которые были прежде вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в длине и серьезности к суре Бараа. Я, однако, забыл ее за исключением этих строк: " Если бы было две долины, полные богатством, для сына Адама, он был бы на третьей долине, и ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха. " И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: "О люди, почему вы говорите то, чем не занимаетесь" и "что записано на ваших шеях как свидетельство против вас и вы будете спрошены об этом в день воскресения." (Муслим, Сахих 5, 2286). Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (мусхаф) под названием Лубаб аль-Кулуб и обучал им жителей Басры до окончательной редакции Корана халифом Османом. Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана. Возможно, что в его Лубаб аль-Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе.
Насх и мансух в Коране и Сунне
(Приводится по Ibn-i Kesir. Hadislerle Kur'an-i Kerim tefsiri. C. 1. Istanbul, 1989, s. 410-416).
Большое значение насх и мансух играет в науке о толковании Корана (См. Тафсир). Не имея понятия о насхе, невозможно прийти к верному заключению в толковании Корана.
С раннего периода истории Ислама, проблема насха стала объектом диспутов и дискуссий. Еще во времена пророка Мухаммада язычники и иудеи стремились вызвать недовольство пророком со стороны арабов, говоря им о том, что пророк раньше давал одни указания своим сподвижникам, а затем упразднял их и давал другие. Востоковедческая наука, также ссылаясь на наличие насха в Коране, пыталась выдать это за наличие противоречий в этой книге, как это было сделано ранее с Ветхим и Новыми Заветами.
В вопросе о том есть ли насх в Коране или нет, имеется два мнения. Одна часть ученых приняли наличие насха и отмену Кораном всех остальных писаний. Они считали, что само появление новой мусульманской общины повлекло за собой изменение некоторых предписаний и запретов, известных ранее. По этой причине, по их мнению, насх не имеет отношения к основам веры, а ограничивается только сферой предписаний и запретов. Другие же считали, что отмена Кораном прежних писаний возможна с точки зрения разума, однако отмена положений одних аятов другими внутри Корана невозможна. Одним из тех, кто отрицал наличие насха в Коране, был Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр Исфахани (III/IX-IV/X вв.).
Таким образом, по проблеме насха на первый план выходят три основных вопроса:
1. Можно ли в принципе принять положение о насхе с точки зрения разума? Все мусульмане единогласны в том, что насх приемлем с точки зрения разума.
2. Если насх приемлем с точки зрения разума, то имеет ли он место в действительности, или нет? Тут также можно сказать, что насх действительно имеет место в реальности. Так, еще до Корана, в Торе и Евангелиях были отмененные предписания. Например, там, вначале детям Адама было разрешено жениться друг с другом, но затем это было запрещено. Или, например, если в Торе было предписано соблюдение суббот, то в Христианстве это было ликвидировано. Все эти примеры показывают, что насх имел место до Ислама.
3. Есть ли в самом Коране насх или нет? То есть, имеет ли место отмена одних, более ранних положений Корана другими, хронологически более поздними? Как уже было отмечено выше, на этот счет имеется два мнения: одни подтверждают, а другие отрицают это. Противники наличия насха в Коране считают, что:
а) Несмотря на то, что насх, в целом, соответствует доводам разума, тем не менее, отмененных аятов в самом Коране нет;
б) Принцип насха не имеет отношения к принципу Корана и является лишь методом его толкования;
в) Нет однозначных указаний на то, что один аят Корана может отменять другой;
г) Те, кто принимает насх одних аятов Корана другими, не имеют точных данных о том, что отменяющие аяты были действительно ниспосланы после отмененных;
д) Правомочность насха (отмены или изменения) одних аятов Корана другими не утверждается однозначно ни в одном аяте Корана.
Однако большинство мусульманских тафсиристов признавало насх. Они провели достаточно детальные исследования, как в области методологии, так и других его аспектов. Известными учеными, которые занимались этой проблемой, были:
- Катада ибн Дуама (ум. 736);
- Абу Убейд Касим ибн Саллам (ум. 838);
- Абу Давуд аль-Сиджистани (ум. 888);
- Абу Бакр аль-Анбари (ум. 940);
- Абу Джафар ан-Наххас (ум. 949);
- Хибетулла ибн Салама (ум. 1019);
- Абу Бакр ибн аль-Араби (ум. 1148);
- Абуль-Фарадж Абд ар-Рахман ибн аль-Джавзи (ум. 1201);
- Мекки ибн Абу Талиб (ум. 925);
- Джалал ад-Дин ас-Суюти (ум. 1505);
- Абу Абдулла Мухаммад ибн Хазм (ум. 1064).
В основном все работы этих исследователей носят название "Ан-Насх ва аль-Мансух" и были написаны в различное время. Согласно их выводам, насх присутствует, как в Коране и Сунне, так и в исламском праве.
Доказательством наличия насха в Коране же является следующий аят: "А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты только измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указывают иноземный, а это - язык арабский, ясный" (16: 101-103).
В этом аяте, который был ниспослан в Мекке, содержится ответ на утверждения тех людей, которые говорили о том, что якобы Коран является произведением Мухаммада. А в другом аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?" (2: 106), говорится об отмене или изменении прошлых законов.
Мусульманскими тафсиристами были выведены следующие разновидностях насха:
1. Насх Кораном Корана.
Большинство мусульман признают насх одними аятами Корана, других аятов Коран, и в этом вопросе имеет место иджма.
Этот вид насха разделяется на три вида:
а) Аяты, в которых религиозное предписание (хукм) отменено (мансух), но их текст остается в силе;
б) Аяты, в которых отменен текст, но религиозное предписание остается в силе;
в) Аяты, в которых отменены как религиозное предписание, так и текст;
2. Насх Корана Сунной.
В этом вопросе исламские ученые имеют различное мнение. Одни из них допускали это, а другие нет.
Сторонниками насха аятов Корана Сунной были приверженцы Абу Ханифы и Малика ибн Анаса, а также представители калама мутазилитов и ашаритов. По их мнению, Сунна также является следствием Божественного откровения. Разница между ними заключается только в том, что слова и выражения Корана регулируются Аллахом, а Сунны - пророком (с ведома Аллаха). Именно поэтому насх аятов Корана положениями Сунны также должен быть разрешен, как и насх одних аятов Корана другими.
Противниками насха аятов Корана Сунной являются приверженцы правовых школ Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, а также большинство захиритов.
3. Насх Сунны Кораном.
Тут также имеются противники и сторонники этого вида насха.
Сторонниками насха Сунны аятами Корана является большинство каламистов и факихов. Согласно их мнению, они оба являются следствием Божественного откровения. Если одни откровения могут отменять другие, то, в этом случае, насх положений Сунны аятами Корана допустим. К примеру, обращение в сторону Кудса (Иерусалима) при намазе, которое было упомянуто в Сунне, было отменено аятом Корана.
Противниками же этого являются последователи некоторые последователи шафиитского мазхаба.
4. Насх Сунны Сунной.
Этот насх разделяется на 4 вида:
а) Насх Сунны-мутаватир Сунной-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир);
б) Насх Сунны-ахад Сунной-ахад (См. Хабар аль-Ахад);
в) Насх Сунны-ахад Сунной мутаватир;
г) Насх Сунны-мутаватир Сунной-Ахад.
Первые три вида этого насха приняты исламскими учеными. Что же касается последнего, то он приемлем с точки зрения разума, однако является спорным с точки зрения шариатского разрешения. Большинство факихов не принимают его. Однако этот вид насха принимается захиритами.
Один из сторонников насха в Коране - Джалал ад-Дин Суюти, который исследовал данную проблему, выделил 20 отмененных аятов. Отмененными аятами (мансух), которые были отменены (насх) другими аятами являются следующие:
Аят «Бакара», 2: 115 который был отменен аятом «Бакара», 2: 144.
И далее:
«Бакара», 2: 184 - «Бакара», 2: 185;
«Бакара», 2: 183 - «Бакара», 2: 187;
«Бакара», 2: 217 - «Тауба», 9: 5, 36;
«Бакара», 2: 240 - «Бакара», 2: 234;
«Бакара», 2: 284 - «Бакара», 2: 286;
«Семейство Имрана» 3: 102 - «Тагабун», 64: 16;
«Ниса», 4: 33 - «Анфаль», 8: 75 и «Ахзаб», 33: 6;
«Ниса», 4: 15 - «Нур», 24: 2;
«Маида, 5: 2 - «Тауба», 9: 35;
«Маида, 5: 42 - «Маида», 5: 49;
«Маида, 5: 106 - «Талак», 65: 2;
«Анфаль, 8: 65 - «Анфаль», 8: 66;
«Тауба 9: 41 - «Тауба» 9: 91, 122;
«Ахзаб», 33: 52 - «Ахзаб», 33: 50;
«Муджадила» 58: 12 - «Муджадила» 58: 13;
«Мумтахына» 60: 11 - «Анфаль» 8: 41.
«Нур» 24: 33 - «Нур», 24: 32.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
http://dic.academic.ru/Последний раз редактировалось: >>>GOD'SSOLDIER<<< (Пт Окт 12, 2012 6:03 pm), всего редактировалось 1 раз(а)