Исламское течение в суннизме, объединившее последователей имама Ибн Ханбала. Возникло в начале IX в., возродилось в конце XIII - начале XIV в. трудами сирийского ученого Ибн Таймийя. Название течения происходит от арабского "ас-салаф ас-салих" -"праведные предки".
Салафиты выступают за возвращение к Корану и Сунне, за очищение ислама от всех вероучительных и культовых наслоений. В основу идеологии салафитов легла доктрина, разработанная Ибн Таймийя и направленная против джабаризма, кадаризма, муатазилизма в вопросе о божественном предопределении. Салафиты подвергали критике ашаритов, критикуя их концепцию "приобретения поступков". В отличие от матуридитов, салафиты считали, что воздействие оказывает не приобретение поступка, а сам поступок.
Салафиты утверждают, что Аллах является творцом всего сущего и все в мире осуществляется строго по его воле, а человек, обладая волей и желанием, творит реальные поступки и является за них ответственным. Согласно салафитам, каждое событие в мире вызвано определенными причинами, и человеческие поступки следует рассматривать в свете этой причинно-следственной связи: человек творит поступки с помощью способностей, данных ему Аллахом.
Салафиты разделяют понятия божественной любви и божественной воли, объясняя тем самым возможность совершения плохих поступков. Воля Аллаха распространяется и на хорошие, и на плохие дела, а любовь Аллаха распространяется только на богоугодные дела.
Салафиты неоднозначно воспринимались и воспринимаются даже суннитами. В частности, им ставится в вину придание Аллаху формы и антропоморфизм.
Идеи салафитов в XVIII в. легли в основу идеологии ваххабитов.
В XX в. идеи салафитов были восприняты "Братьями-мусульманами". Салафитами являются приверженцы пуританского ислама на территории Северного Кавказа, неверно называемые ваххабитами.
Салафиты выступают за возвращение к Корану и Сунне, за очищение ислама от всех вероучительных и культовых наслоений. В основу идеологии салафитов легла доктрина, разработанная Ибн Таймийя и направленная против джабаризма, кадаризма, муатазилизма в вопросе о божественном предопределении. Салафиты подвергали критике ашаритов, критикуя их концепцию "приобретения поступков". В отличие от матуридитов, салафиты считали, что воздействие оказывает не приобретение поступка, а сам поступок.
Салафиты утверждают, что Аллах является творцом всего сущего и все в мире осуществляется строго по его воле, а человек, обладая волей и желанием, творит реальные поступки и является за них ответственным. Согласно салафитам, каждое событие в мире вызвано определенными причинами, и человеческие поступки следует рассматривать в свете этой причинно-следственной связи: человек творит поступки с помощью способностей, данных ему Аллахом.
Салафиты разделяют понятия божественной любви и божественной воли, объясняя тем самым возможность совершения плохих поступков. Воля Аллаха распространяется и на хорошие, и на плохие дела, а любовь Аллаха распространяется только на богоугодные дела.
Салафиты неоднозначно воспринимались и воспринимаются даже суннитами. В частности, им ставится в вину придание Аллаху формы и антропоморфизм.
Идеи салафитов в XVIII в. легли в основу идеологии ваххабитов.
В XX в. идеи салафитов были восприняты "Братьями-мусульманами". Салафитами являются приверженцы пуританского ислама на территории Северного Кавказа, неверно называемые ваххабитами.