1. Христиане призваны Богом. В греческом призывать - калейн; слово калейн употреблялось в трех важных сферах жизни.
а) При призыве человека на должность, к исполнению долга, к ответственности. Христианин призван к выполнению задачи, долга, к ответственности, на служение Христу.
б) Для приглашения на праздник или на пир; это приглашение по радостному случаю. Христианин призван радоваться, потому что он гость Бога.
в) Для вызова в суд. Этим словом человек призван на суд, чтобы дать отчет о себе. Христианин призван, в конечном счете, явится на суд Христов.
2. Христиане освящены Богом Отцом. Именно этим великим фактом и определяется смысл самого призыва. Люди призваны, чтобы быть любимыми и чтобы любить. Бог призывает людей к выполнению задачи, но эта задача для них честь, а не бремя; Бог призывает людей к служению, но то служение братству, а не тирании. В конце Бог призывает людей на суд, но это не только суд справедливый, но и суд любви.
3. Христиане сохранены Иисусом Христом. Христианин никогда не остается брошенным на произвол судьбы; Христос постоянно находится на страже его жизни и сопровождает его в жизни.
Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, призадумаемся немного над выражением призванные Богом и попробуем уяснить кое-что из его смысла.
1. Павел пишет о том, что он призван апостолом (Рим. 1,1; 1 Кор. 1,1). В греческом это слово апостолос, которое происходит от слова апостолейн, посланный, и поэтому апостол, это тот, кто послан, посланный. Это значит, что христианин - посланник, посол Христов. Христианин послан в мир говорить за Христа и для Христа, делать для Христа и за Христа и жить для Христа. Своей жизнью христианин показывает людям Христа в истинном свете и агитирует за Него или же оказывается неспособным к этому.
2. Павел говорит о призванных святых (Рим. 1, 7; 1 Кор. 1,2). Святой - это в греческом хагиос. Главная идея этого слова - отличие, различие, особенность. Суббота святая, потому что она отличается от остальных дней недели; Бог свят в высшей степени, потому что Он отличается от людей. Быть призванным святым - значит быть призванным, быть отличным. Мир имеет свои нормы жизни и ценности. Христианин отличается тем, что для него единственным мерилом всего является Христос, а величайшей ценностью - верность Христу.
3. Христианин, по словам Павла, призван по Божьему изволению (Рим. 8,28). Бог призывает каждого, хотя не каждый принимает Его; а это значит, что для каждого человека у Бога есть Свое предназначение. Христианин - это человек, подчинившийся выпавшему ему предназначению Божью.
Павел очень много говорит о призвании Божьем, и мы можем изложить это здесь только в общих чертах. Он говорит о надежде призвания Его (Еф. 1,18; 4,4). Это призвание должно оказывать объединяющее влияние, связывающее людей между собой убеждением, что они все являются соучастниками в предназначении Божьем (Еф. 4.4). Это вышнее звание Божье (Фил. 3,14), направляющие стопы человека на путь к звездам. Это небесное звание (Евр. 3,1), побуждающее человека задуматься над тем, что невидимо и вечно. Это святой зов, призыв посвятить себя Богу. Этот зов затрагивает все будничные задачи человека (1 Кор. 7,20). Это призвание непреложно, потому что и Бог не меняет Своего мнения (Рим. 11,29). Это призвание не делает различия между людьми и затрагивает представителей всех классов и рангов (1 Кор. 1,26). Христианин должен быть достойным звания, в которое он призван (Еф. 4,1; 2 Фес. 1,11), и вся жизнь его должна быть направлена на то, чтобы подтвердить его (2 Пет. 1,10).
Призвание Божье - это привилегия, вызов и вдохновение христианской жизни.
1. Вера - это нечто переданное нам. Элементы христианской веры открыли не мы сами. Они являются, в истинном смысле слова традицией; они передавались от поколения к поколению, пока не дошли до нас. Они восходят в неразрывной цепи до Самого Иисуса Христа.
К этому надо добавить еще нечто. Элементы христианской веры действительно открыты не нами. И, потому, также истинно, что христианская традиция - это не то, что дошло до нас в холодной печати книг; она передавалась от человека к человеку, от поколения к поколению. Цепь христианской традиции - это живая цепь, звеньями которой являются мужчины и женщины, сами испытавшие чудодейственное воздействие веры.
2. Христианская вера передана нам однажды и навсегда; она неизменна. Это, однако, вовсе не значит, что каждое поколение не должно вновь открывать для себя христианскую веру, а это значит, что в ней есть неизменное ядро - и неизменным центром ее является факт, что Иисус Христос пришел в мир, жил и умер, чтобы принести спасение людям.
3. Христианская вера вверена святым. Другими словами, христианская вера - это не собственность какого-либо человека, а Церкви. Она передается в Церкви, она сохраняется в Церкви и ее понимают в Церкви.
4. За христианскую веру нужно подвизаться. Каждый христианин должен быть ее защитником. Коли христианская традиция передается от поколения к поколению, каждое поколение должно передать ее дальше неиспорченной и неизвращенной. Бывали времена, когда это было трудно сделать. Для передачи значения подвизаться (защищать) Иуда употребляет греческое слово эпагонизесфай, однокоренное с русским словом агония. Защита веры может стоить дорого, но эта защита есть священный долг, который выпадает каждому поколению в Церкви.