Река воды жизни. У этой картины много источников в Ветхом Завете. В основе ее лежит река для орошения рая (Быт. 2,8-16). Еще ближе картина потока, дающего жизнь, и вытекающего из храма, в (Иез. 47,1-7). И псалмопевец поет о потоках, веселящих град Божий (Пс. 45,5). "Из дома Господня, - говорит Иоиль, - выйдет источник" (Иоил. 3,18). "Живые воды, - говорит пророк Захария, - потекут из Иерусалима" (Зах. 14,8). С этой картиной близко связана также типичная для Писания картина источника живой воды: в Отк. 7,17; 21,6. Иеремия жалуется на то, что люди оставили Бога, Который есть источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2,13). "Уста праведника - источник жизни" (Прит. 10,11). "Учение мудрого - источник жизни" (Прит. 13,14). "Страх Господень - источник жизни" (Прит. 14,27). "У Тебя (Бога), - говорит псалмопевец, - источник жизни" (Пс. 35,10). "Бог - говорили раввины в своих мечтах о Золотом веке, -создаст реку текущего из Святого Святых, около которой будут произрастать различные приятные плоды".
Река жизни - это Дух. В четвертом Евангелии Иисус говорит: "Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Иоан. 7,38.39).
Но вполне может быть, что Иоанн имеет в виду нечто более простое. Человек, живущий в обществе, где один поворот крана дает любое количество чистой и холодной воды, едва ли может себе представить, что значила вода на востоке. В жарких странах вода всегда была, да еще и сегодня, в буквальном смысле - жизнь, и река жизни вполне может символизировать обилие жизни, которую Бог дает Своим людям и которую им остается только взять.
ДРЕВО ЖИЗНИ (Отк. 21,1-2 (продолжение))
В этом отрывке встает еще одна неясность в связи с пунктуацией. Среди улицы его - это, может быть, не начало второго предложения, а конец первого, и тогда посреди улицы града Божия будет находиться не река жизни, а древо жизни. На наш взгляд текст получит больше смысла, если эту фразу читать с первым предложением.
Картину древа жизни Иоанн берет из двух источников: древо жизни в раю (Быт. 3,6); и, еще больше, из Книги пророка Иезекииля. "У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47,12). С этим опять же тесно смыкались мечты раввинов о будущем. Вот одна из них: "В грядущем веке Бог создаст деревья, которые будут приносить плоды каждый месяц, и человек, который будет кушать их, сохранит здоровье".
Дерево приносит много различных плодов, и мы конечно, можем видеть в этом символы плодов духа (Гал. 5,22.23).
Разве нельзя видеть в различных плодах, которые Древо приносит каждый месяц, символы особой благодати для различных возрастов жизни, которую дает Бог, от колыбели до могилы? Древо жизни более не является запретным; оно стоит посреди града Божия, чтобы каждый мог брать с него плоды. Плоды его не предназначены для иудеев, и листья его служат для исцеления народов. Раны и ссоры народов могут быть исцелены лишь в Духе Божием.