Епископ – Божий домостроитель. Община, над которой он надзирает, не является его общиной. Он исполняет Божий труд в Божьем собрании. Вторично говорится о том, что он должен быть непорочен, значит, на это нужно обратить особое внимание.
Несомненно, он должен быть человеком, не заслуживающим упреков ни в учении, ни в морали. Он должен быть не дерзок. Если он своеволен, не принимает других мнений, кроме своего, считает, что только он всегда прав, нетерпим, не смирен, то он не может быть духовным лидером. Епископ – это арбитр, а не самодержец.
Он должен быть не гневлив. Если у него взрывоопасный темперамент, то он должен научиться сдерживать его.
Его вспыльчивость никогда не должна проявляться.
Он не должен быть пьяницей. В нашей культуре это может показаться элементарным, о чем вряд ли нужно говорить, но следует помнить о том, что Библия написана для всех народностей и культур. В тех странах, где христиане употребляют вино как обычный напиток, существует опасность злоупотребления им и беспорядочного поведения. Именно это отсутствие самоконтроля имеется в виду в данном случае.
Библия ясно показывает разницу между употреблением вина и его злоупотреблением. Когда Иисус превратил воду в вино на браке в Кане (Ин. 2,1-11), оно использовалось как напиток. В медицинских целях апостол Павел назначал его Тимофею (1 Тим. 5,23; Притч. 31,6). Злоупотребление вином и любым крепким напитком осуждается в книге Притчей (20,1; 23,29-35).
Хотя в Писании и не говорится о полном воздержании от вина, там сказано об одной ситуации, требующей от нас воздержаться от его употребления: когда употребление вина может послужить преткновением или соблазном немощному брату (Рим. 14,21).
Именно это стало причиной того, что множество христиан воздерживается от употребления вина вообще.
Что касается епископа, речь идет не о полном воздержании от вина, а о его употреблении, которое может привести к опьянению.
Он также не должен быть бийца. Он не должен прибегать к физическому насилию для исправления других. Мы слышали о некоторых духовных особах, которые время от времени применяли физическое воздействие по отношению к непокорным членам своей общины. Такой метод устрашения епископу запрещен.
Он не должен быть корыстолюбив или стремиться к обогащению, пренебрегая своей работой. Справедливо сказал Самуил Джонсон: «Жажда золота бесчувственна и безжалостна, она является последней стадией развращенности человека». Истинный пресвитер может сказать вместе с Павлом: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал» (Деян. 20,33).
1,8 Положительные качества епископа таковы: он должен быть страннолюбив. Его дом всегда должен быть открыт для странников, для тех, у кого личные проблемы, для угнетенных и притесненных. Он должен быть местом теплого христианского общения, где всякого гостя принимают так, как если бы это был Сам Господь.
Далее, он должен любить добро – все хорошее, включая хороших людей. Его речь, занятия и общение должны свидетельствовать о том, что он отделен от всего сомнительного, неясного или неправильного.
Он должен быть целомудрен. Это означает, что он благоразумен, сдержан, умеет управлять собой. То же самое слово встречается в Титу 2,2.5.6.12, где имеет такое значение: «отличаться здравомыслием, самообладанием и трезвостью».
В общении с другими епископ должен быть справедлив. По отношению к Богу он должен быть благочестив. К самому себе воздержан. Именно об этом писал Павел в Галатам 5,22-23: «Плод же Духа есть... воздержание».
Это означает, что такой человек сдерживает всякое желание в послушании Христу. В то время как силу для этого может дать только Святой Дух, верующий, со своей стороны, должен обязательно проявлять дисциплину и сотрудничество.
1,9 Пресвитер должен быть здрав в вере. Он должен держаться духовно здравого учения, переданного нам Иисусом Христом и Его апостолами, что сегодня называется НЗ. Только в таком случае он сможет преподать святым уравновешенную диету здравого учения и остановить тех, кто противится истине.
Это и есть характеристика духовных руководителей в поместной церкви. Необходимо отметить, что ничего не сказано об их физической доблести, достижениях в образовании, об их общественном положении или сноровке в бизнесе. Согбенный, простой и необразованный дворник может быть достойным епископом по своим духовным качествам. Выражение: «То же, что делает человека удачным в бизнесе, делает его лидером в церкви», неверно.
Более того. Вышеописанные качества пресвитера говорят о том, что это не тот человек, который решает вопросы о проповедниках, денежных фондах и ремонте здания. Истинный пресвитер глубоко и серьезно вовлечен в духовную жизнь церкви, в учение, назидание, подкрепление, обличение и исправление.
Несомненно, он должен быть человеком, не заслуживающим упреков ни в учении, ни в морали. Он должен быть не дерзок. Если он своеволен, не принимает других мнений, кроме своего, считает, что только он всегда прав, нетерпим, не смирен, то он не может быть духовным лидером. Епископ – это арбитр, а не самодержец.
Он должен быть не гневлив. Если у него взрывоопасный темперамент, то он должен научиться сдерживать его.
Его вспыльчивость никогда не должна проявляться.
Он не должен быть пьяницей. В нашей культуре это может показаться элементарным, о чем вряд ли нужно говорить, но следует помнить о том, что Библия написана для всех народностей и культур. В тех странах, где христиане употребляют вино как обычный напиток, существует опасность злоупотребления им и беспорядочного поведения. Именно это отсутствие самоконтроля имеется в виду в данном случае.
Библия ясно показывает разницу между употреблением вина и его злоупотреблением. Когда Иисус превратил воду в вино на браке в Кане (Ин. 2,1-11), оно использовалось как напиток. В медицинских целях апостол Павел назначал его Тимофею (1 Тим. 5,23; Притч. 31,6). Злоупотребление вином и любым крепким напитком осуждается в книге Притчей (20,1; 23,29-35).
Хотя в Писании и не говорится о полном воздержании от вина, там сказано об одной ситуации, требующей от нас воздержаться от его употребления: когда употребление вина может послужить преткновением или соблазном немощному брату (Рим. 14,21).
Именно это стало причиной того, что множество христиан воздерживается от употребления вина вообще.
Что касается епископа, речь идет не о полном воздержании от вина, а о его употреблении, которое может привести к опьянению.
Он также не должен быть бийца. Он не должен прибегать к физическому насилию для исправления других. Мы слышали о некоторых духовных особах, которые время от времени применяли физическое воздействие по отношению к непокорным членам своей общины. Такой метод устрашения епископу запрещен.
Он не должен быть корыстолюбив или стремиться к обогащению, пренебрегая своей работой. Справедливо сказал Самуил Джонсон: «Жажда золота бесчувственна и безжалостна, она является последней стадией развращенности человека». Истинный пресвитер может сказать вместе с Павлом: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал» (Деян. 20,33).
1,8 Положительные качества епископа таковы: он должен быть страннолюбив. Его дом всегда должен быть открыт для странников, для тех, у кого личные проблемы, для угнетенных и притесненных. Он должен быть местом теплого христианского общения, где всякого гостя принимают так, как если бы это был Сам Господь.
Далее, он должен любить добро – все хорошее, включая хороших людей. Его речь, занятия и общение должны свидетельствовать о том, что он отделен от всего сомнительного, неясного или неправильного.
Он должен быть целомудрен. Это означает, что он благоразумен, сдержан, умеет управлять собой. То же самое слово встречается в Титу 2,2.5.6.12, где имеет такое значение: «отличаться здравомыслием, самообладанием и трезвостью».
В общении с другими епископ должен быть справедлив. По отношению к Богу он должен быть благочестив. К самому себе воздержан. Именно об этом писал Павел в Галатам 5,22-23: «Плод же Духа есть... воздержание».
Это означает, что такой человек сдерживает всякое желание в послушании Христу. В то время как силу для этого может дать только Святой Дух, верующий, со своей стороны, должен обязательно проявлять дисциплину и сотрудничество.
1,9 Пресвитер должен быть здрав в вере. Он должен держаться духовно здравого учения, переданного нам Иисусом Христом и Его апостолами, что сегодня называется НЗ. Только в таком случае он сможет преподать святым уравновешенную диету здравого учения и остановить тех, кто противится истине.
Это и есть характеристика духовных руководителей в поместной церкви. Необходимо отметить, что ничего не сказано об их физической доблести, достижениях в образовании, об их общественном положении или сноровке в бизнесе. Согбенный, простой и необразованный дворник может быть достойным епископом по своим духовным качествам. Выражение: «То же, что делает человека удачным в бизнесе, делает его лидером в церкви», неверно.
Более того. Вышеописанные качества пресвитера говорят о том, что это не тот человек, который решает вопросы о проповедниках, денежных фондах и ремонте здания. Истинный пресвитер глубоко и серьезно вовлечен в духовную жизнь церкви, в учение, назидание, подкрепление, обличение и исправление.