Икона – это рисованное Евангелие? Почему Ветхий и Новый Завет не упоминет икон?
Вызывает интерес утверждение некоторых представителей православия: «Икона – это рисованное Евангелие». Мол, икона – это зримая, понятная каждому, особенно необразованному человеку, проповедь о Господе.
«Икона» в переводе с греческого εικών – «образ, изображение». Слово Евангелие имеет перевод с греческого εύαγγέλιον «радостная весть». Дорогой читатель, попробуйте представить себя впервые пришедшим в православный храм и до этого ничего не знавшем об Евангелие. А теперь сформулируйте благую весть, которую вы получите впервые увидев икону: например, изображение женщины с младенцем, мужчины с продолговатым красивым лицом, старцев с нимбами и т.д. Какая радостная весть сформируется у вас в голове от увиденного? Очевидно, что сами по себе иконы без устного или письменного комментария к ним не несут информации о Творце, Его законе и Спасителе. Не являют они и Божью любовь.
Конечно, изображения могут служить неким наглядным пособием для иллюстрации истории, в том числе и Евангельской. Но когда благая весть уже донесена и слушателям показаны зрительные образы к ней, то рисунки становятся не нужны. Второй раз одному и тому же человеку нести весть уже не нужно. Какое Евангелие верующий получит от второго, третьего… сотого просмотра иконы и поцелуев ее? Что он нового узнает? Между тем при изучении истинного Евангелия – Нового Завета - читатель каждый раз получает для себя благую весть. Всякий раз человек укрепляется в вере, открывает для себя что-то новое в учении Господа, замечает в себе недостатки и т.д., ведь слово Божие живо и действенно (см. Евр. 4:12).
Если же икона все же является неотъемлемой частью Божьей вести, то логично встают вопросы:
1. Почему Бог не дал икон, но, наоборот, запретил почитание любых изображений в Ветхом Завете? Ведь тогда в большинстве своем верующие были неграмотны. То есть, следуя логике православных богословов, которые считают, что изображения помогают малограмотным людям возрастать в познании Господа, иудеям времен Ветхого Завета нужны были иконы.
2. Как жили первые христиане и апостолы без икон? Наверное, неполной, ненасыщенной христианской жизнью? Однако, Слово Божие говорит, что у верующих времен написания Нового Завета было абсолютно все необходимое для жизни, счастья, общения с Богом, возрастания в Нем и выполнения Его воли:
«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3, см. также 1 Кор. 1:7, 2 Кор. 6:7,10).
Давайте также вспомним, что обещанный Иисусом Дух Святой, научил апостолов всему, что было нужно:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26, см. также 1 Кор. 1:4-7).
То есть, согласно учению Библии, первые христиане были Богом научены всему, что было нужно и обеспечены всем необходимым. Более того, как мы уже говорили, им был дан наказ не прибавлять ничего к полученному от апостолов учению даже под страхом анафемы (см. Гал. 1:8,9, 1 Кор. 4:6, 2 Кор. 11:3). Поэтому не понятно, как исторически распространенные церкви могут всерьез говорить о необходимости почитания икон и других святынь, если такое служение не описано в Новом Завете. Нужно быть честным к себе и признаться, что святыни нужны некоторым верующим, чтобы ощущать себя ближе к небесным силам. Их чувствам нужна своего рода подпитка, а визуальные образы приближают невидимое, делая Бога, как они думают, гораздо доступнее. Однако, истинным верующим не нужна такая визуализация. Иисус говорил:
«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Апостолы Ему вторили:
«Мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
Павел благовествовал, что для веры в Бога нужно Его Слово, поэтому, как мы видели выше, ветхозаветный народ Божий и христиане в Новом Завете призывались к изучению Священного Писания:
«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).
Вызывает интерес утверждение некоторых представителей православия: «Икона – это рисованное Евангелие». Мол, икона – это зримая, понятная каждому, особенно необразованному человеку, проповедь о Господе.
«Икона» в переводе с греческого εικών – «образ, изображение». Слово Евангелие имеет перевод с греческого εύαγγέλιον «радостная весть». Дорогой читатель, попробуйте представить себя впервые пришедшим в православный храм и до этого ничего не знавшем об Евангелие. А теперь сформулируйте благую весть, которую вы получите впервые увидев икону: например, изображение женщины с младенцем, мужчины с продолговатым красивым лицом, старцев с нимбами и т.д. Какая радостная весть сформируется у вас в голове от увиденного? Очевидно, что сами по себе иконы без устного или письменного комментария к ним не несут информации о Творце, Его законе и Спасителе. Не являют они и Божью любовь.
Конечно, изображения могут служить неким наглядным пособием для иллюстрации истории, в том числе и Евангельской. Но когда благая весть уже донесена и слушателям показаны зрительные образы к ней, то рисунки становятся не нужны. Второй раз одному и тому же человеку нести весть уже не нужно. Какое Евангелие верующий получит от второго, третьего… сотого просмотра иконы и поцелуев ее? Что он нового узнает? Между тем при изучении истинного Евангелия – Нового Завета - читатель каждый раз получает для себя благую весть. Всякий раз человек укрепляется в вере, открывает для себя что-то новое в учении Господа, замечает в себе недостатки и т.д., ведь слово Божие живо и действенно (см. Евр. 4:12).
Если же икона все же является неотъемлемой частью Божьей вести, то логично встают вопросы:
1. Почему Бог не дал икон, но, наоборот, запретил почитание любых изображений в Ветхом Завете? Ведь тогда в большинстве своем верующие были неграмотны. То есть, следуя логике православных богословов, которые считают, что изображения помогают малограмотным людям возрастать в познании Господа, иудеям времен Ветхого Завета нужны были иконы.
2. Как жили первые христиане и апостолы без икон? Наверное, неполной, ненасыщенной христианской жизнью? Однако, Слово Божие говорит, что у верующих времен написания Нового Завета было абсолютно все необходимое для жизни, счастья, общения с Богом, возрастания в Нем и выполнения Его воли:
«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3, см. также 1 Кор. 1:7, 2 Кор. 6:7,10).
Давайте также вспомним, что обещанный Иисусом Дух Святой, научил апостолов всему, что было нужно:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26, см. также 1 Кор. 1:4-7).
То есть, согласно учению Библии, первые христиане были Богом научены всему, что было нужно и обеспечены всем необходимым. Более того, как мы уже говорили, им был дан наказ не прибавлять ничего к полученному от апостолов учению даже под страхом анафемы (см. Гал. 1:8,9, 1 Кор. 4:6, 2 Кор. 11:3). Поэтому не понятно, как исторически распространенные церкви могут всерьез говорить о необходимости почитания икон и других святынь, если такое служение не описано в Новом Завете. Нужно быть честным к себе и признаться, что святыни нужны некоторым верующим, чтобы ощущать себя ближе к небесным силам. Их чувствам нужна своего рода подпитка, а визуальные образы приближают невидимое, делая Бога, как они думают, гораздо доступнее. Однако, истинным верующим не нужна такая визуализация. Иисус говорил:
«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Апостолы Ему вторили:
«Мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
Павел благовествовал, что для веры в Бога нужно Его Слово, поэтому, как мы видели выше, ветхозаветный народ Божий и христиане в Новом Завете призывались к изучению Священного Писания:
«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).