На основании доверия Спасителю, которое делает нас членами семьи Божией, возникают и все остальные особенности, характеризующие христианскую жизнь. Итак, в вере своей каждый христианин должен показать как вытекающие одно из другого:
1. Добродетель (буквально: "моральное совершенство"). В греческом тексте здесь стоит слово аретен, которое апостол употребил и в конце стих 3 (переведено как "благостию"), а также в 1 Пет. 2:9, где оно передано как "совершенства".
2. Рассудительность (гносин; 2-Пет. 1:2; 3:18, где оно переведено как "познание"). Апостол подразумевает не ту "рассудительность", которая вытекает из умственного развития, но - духовное знание, которое дается Духом Святым и сосредоточивает внимание верующего на личности Бога и Слова Его.
3. Но только веры, добродетели и рассудительности недостаточно для "христианского хождения". Способность контролировать себя - в русском тексте показывать воздержание (енкратеиан - слово, встречающееся еще только два раза, - в Деян. 24:25; Гал. 5:23) - тоже необходимо верующему. Контролировать себя - значит уметь держать свои чувства под контролем. Этого-то свойства как раз сильно недоставало лжеучителям, о которых апостол говорит во 2 главе. В обществе, где росли анархия и необузданность, христиане особенно нуждались в проявлении воздержания.
4. Верующие, живущие в последнее время, в окружении богохульников и лжеучителей, должны обладать великим терпением. Употребленное здесь греческое слово гипоменен очень часто встречается в Новом Завете и означает постоянную, непоколебимую выносливость при бедах и скорбя (Рим. 5:3-4; 15:4-5; 2-Кор. 1:6; 6:4; Кол. 1:11; 1-Фес. 1:3; 2-Фес. 1:4; Иак. 1:3).
5. Под благочестием (еусебиан встречается также в 2-Пет. 1:3 и 3:11) понимается - набожность, т. е. благоговейное отношение человека к Богу. Известный историк церкви, живший в 4 веке, звался именем Евсевий, образованным от этого любимого греками слова. Как жаль, что в наши трудные времена люди редко вспоминают об этих словах - "благочестие" и "благочестивый".
6. Первые пять добродетелей относятся к внутренней жизни верующего и к его отношению к Богу. Следующие две проявляются в его отношении к другим людям. Греческое слово филадельфиан, переведенное словом "братолюбие", означает горячее желание проявлять практическую заботу о ближних (1-Иоан. 4:20). Апостол Петр уже призывал своих читателей к такому братолюбию в первом своем послании (1-Пет. 1:22 сравните Рим. 12:10; 1-Фес. 4:9; Евр. 13:1).
7. Если братолюбие выражается в практической заботе о других, то любовь (агапен) - это желание высшего блага для других. Именно этот род любвн являет Бог в своем отношении к грешникам (Иоан. 3:16; Рим. 5:8; 1-Иоан. 4:9-11).
Интересно отметить, что эта "симфония благодати" начинается словом "вера", а заканчивается словом "любовь". Духовное созидание на основании веры во Христа ведет к проявлению в верующих "христоподобия", выражающегося в семи вышеперечисленных достоинствах, наивысшим из которых является любовь (сравните с "верой и любовью" в Кол. 1:4-5; 1-Фес. 1:3; 2 Фес. 1:3; Филим. 5).
1. Добродетель (буквально: "моральное совершенство"). В греческом тексте здесь стоит слово аретен, которое апостол употребил и в конце стих 3 (переведено как "благостию"), а также в 1 Пет. 2:9, где оно передано как "совершенства".
2. Рассудительность (гносин; 2-Пет. 1:2; 3:18, где оно переведено как "познание"). Апостол подразумевает не ту "рассудительность", которая вытекает из умственного развития, но - духовное знание, которое дается Духом Святым и сосредоточивает внимание верующего на личности Бога и Слова Его.
3. Но только веры, добродетели и рассудительности недостаточно для "христианского хождения". Способность контролировать себя - в русском тексте показывать воздержание (енкратеиан - слово, встречающееся еще только два раза, - в Деян. 24:25; Гал. 5:23) - тоже необходимо верующему. Контролировать себя - значит уметь держать свои чувства под контролем. Этого-то свойства как раз сильно недоставало лжеучителям, о которых апостол говорит во 2 главе. В обществе, где росли анархия и необузданность, христиане особенно нуждались в проявлении воздержания.
4. Верующие, живущие в последнее время, в окружении богохульников и лжеучителей, должны обладать великим терпением. Употребленное здесь греческое слово гипоменен очень часто встречается в Новом Завете и означает постоянную, непоколебимую выносливость при бедах и скорбя (Рим. 5:3-4; 15:4-5; 2-Кор. 1:6; 6:4; Кол. 1:11; 1-Фес. 1:3; 2-Фес. 1:4; Иак. 1:3).
5. Под благочестием (еусебиан встречается также в 2-Пет. 1:3 и 3:11) понимается - набожность, т. е. благоговейное отношение человека к Богу. Известный историк церкви, живший в 4 веке, звался именем Евсевий, образованным от этого любимого греками слова. Как жаль, что в наши трудные времена люди редко вспоминают об этих словах - "благочестие" и "благочестивый".
6. Первые пять добродетелей относятся к внутренней жизни верующего и к его отношению к Богу. Следующие две проявляются в его отношении к другим людям. Греческое слово филадельфиан, переведенное словом "братолюбие", означает горячее желание проявлять практическую заботу о ближних (1-Иоан. 4:20). Апостол Петр уже призывал своих читателей к такому братолюбию в первом своем послании (1-Пет. 1:22 сравните Рим. 12:10; 1-Фес. 4:9; Евр. 13:1).
7. Если братолюбие выражается в практической заботе о других, то любовь (агапен) - это желание высшего блага для других. Именно этот род любвн являет Бог в своем отношении к грешникам (Иоан. 3:16; Рим. 5:8; 1-Иоан. 4:9-11).
Интересно отметить, что эта "симфония благодати" начинается словом "вера", а заканчивается словом "любовь". Духовное созидание на основании веры во Христа ведет к проявлению в верующих "христоподобия", выражающегося в семи вышеперечисленных достоинствах, наивысшим из которых является любовь (сравните с "верой и любовью" в Кол. 1:4-5; 1-Фес. 1:3; 2 Фес. 1:3; Филим. 5).