Почти все, что было под законом, очищалось кровью. Но были и исключения. Например, когда кто-то поступал в исчисление сынов Израилевых, вместо крови жертвы он мог принести половину сикля "денег выкупа" (Исх. 30,11-16). Монета служила символом выкупа его души, что позволяло ему считаться принадлежащим к народу Божьему. О другом исключении говорится в Левит 5,11, где проблема определенных форм обрядовой нечистоты могла решаться путем принесения в жертву пшеничной муки.
Эти исключения относились к искуплению, или покрытию, греха, хотя, по сути, даже для искупления требовалось пролить кровь. Что же касается прощения грехов, то здесь нет никаких исключений: должна быть пролита кровь.
9,19 Прочитав Израилю законы, Моисей взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как саму книгу закона, так и весь народ. Эта церемония торжественно скрепила завет.
В Исходе (24,1-11) читаем, что Моисей окропил жертвенник и народ; не упоминается ни окропление книги, ни вода, ни червленая шерсть, ни иссоп.
Эти два описания лучше всего рассматривать как дополняющие друг друга.
Бог, представленный жертвенником, и народ были заключающими договор сторонами. Книга была заветом. Кровь обязывала обе стороны соблюдать условия договора. Люди обещали повиноваться. Господь обещал благословить их за это.
Кропя кровью, Моисей сказал: "Это кровь завета, который заповедал вам Бог". Этим самым люди отдавали свою жизнь в залог за нарушение закона.
Подобным же образом Моисей окропил кровью и скинию, и все сосуды, используемые при богопоклонении. Этого ритуала нет в ВЗ. Не упоминается кровь и в описании освящения скинии в Исход (гл. 40). Символическое значение всего этого тем не менее понятно. Все, к чему прикасается грешный человек, осквернено и должно быть очищено.
сосуд употреблен для того, чтобы объявить о его содержимом. Чаша содержала плод винограда, который, в свою очередь, символизировал Кровь нового завета. Этот новый, безусловный завет благодати будет ратифицирован Его святой Кровью, пролитой за многих для прощения грехов. Его Крови было достаточно, чтобы всем обеспечить прощение. Но здесь она изливалась за многих в том смысле, что она была эффективна, удаляя грехи только тех, кто уверовал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Матф.26:26-28)
После того как была совершена последняя Пасха, Спаситель установил то, что мы называем Вечерей Господней. Составные элементы - хлеб и вино - были уже на столе, как часть пасхальной Вечери; Иисус облек их в новый смысл. Сначала Он взял хлеб, благословил и преломил его. Раздавая его ученикам, Он сказал: "Примите, ядите: это есть Тело Мое". Так как Его тело еще не было предано на крест, ясно, что Он говорил в переносном смысле, применяя хлеб, который символизировал Его тело.
Сосуд употреблен для того, чтобы объявить о его содержимом. Чаша содержала плод винограда, который, в свою очередь, символизировал Кровь нового завета. Этот новый, безусловный завет благодати будет ратифицирован Его святой Кровью, пролитой за многих для прощения грехов. Его Крови было достаточно, чтобы всем обеспечить прощение. Но здесь она изливалась за многих в том смысле, что она была эффективна, удаляя грехи только тех, кто уверовал.