ANGEL 12 пишет:
Первые сыновья Адама и Евы послужили прототипами всего последующего человечества, ибо два эти типа людей сосуществуют на земле и по сей день.
Каин и Гевель - это вымышленные литературные персонажи. В силу этого должно говорить не столько о прототипах, сколько о собирательных образах.
---------------
Прототип — первообраз, конкретная личность, послужившая для создания литературного образа. Собирательный образ - обобщённый образ, относящийся к той или иной категории лиц, предметов, явлений. (Категория — это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений.)vk.com/topic-4121067_27554945 4:6-7. И так озлобился Каин, что даже Божие увещание не подействовало на него, и он сознательно поддался греху (вспомним, что Еву пришлось "уговаривать" (сатане), чтобы совершила грех). Но Каин "был от лукавого" (1 Иоан. 3:12). Он хотел погубить своего брата типичная для плотского человека реакция на свою неудачу.
МТ:
5 ואל קין ואל מנחתו לא שעה ויחר לקין מאד ויפלו פניו׃
ויאמר יהוה אל קין למה חרה לך
ולמה נפלו פניך׃ 6
הלוא אם תיטיב שאת ואם לא תיטיב
לפתח חטאת רבץ ואליך תשוק
תו ואתה תמשל
בו׃ 7
5 а к Каину и к минъхе его не призрел. И возгорело Каину очень, и поникло лицо его.
6 И говорит Йагве к Каину: Для чего воспылало тебе
и для чего поникло лицо твоё?
7
Разве, - если не сделаешь добрым, - поднять? А если не сделаешь добрым, —
у входа/ко входу греха (f.)
1. ЛЕЖАЩИЙ (subst.)(=лежит) /2. он лег (m. אַף? гнев, уподобленный зверю)*, и к тебе устремленье
(влеченье) его (m. гнева), и ты властвуй
над ним (m.) / и ты управляй
им**.
- комментарии:
* 1. Гнев (ибо "воспылало"), лежащий и покоящийся רבץ якобы зверь: о обиде (упавшее лицо). 2. Ремез на игре однокоренными понятиями (по сути одно и то же слово в разных грамматических числах) "гнев" (אַף аф m. sing.) и "лицо" (אַפַּיִם апаим m. pl.): о обиженном и печальном лице, внешне спокойном, но предрасположенном к совершению греха при выходе гнева наружу.
Быт.2:7
וַיִּיצֶר יְהוָה אֱלֹהִים אֶת־הָאָדָם עָפָר מִן־הָאֲדָמָה וַיִּפַּח בְּאַפָּיו נִשְׁמַת חַיִּים וַיְהִי הָאָדָם לְנֶפֶשׁ חַיָּה
И сформировал Господь Бог человечество (обобщ. הָאָדָם) - пыль от/из земли (עָפָר מִן־הָאֲדָמָה) -
и 1. вдул в ноздри его (= в лице его/обобщ.) дуновение жизни [2. и раздул в гневе его/своем дыхание жизни], и стал человек (обобщ. человечество הָאָדָם) душой - зверь (животное)
Обычно слово אף в значении "гнев" ед. числа, но в Дан.11:20 באפים в гневе их оно мн. числа. (См. также Прит.14:17.)
fon-ki.com/forum/3-1216-32489-16-1409056251
jesuschrist.ru/forum/showthreaded.php?Cat=&Board=&Number=983913
** Властвовать над гневом /управлять эмоциями. Если же не станешь властвовать над гневом (= прощать обидчиков, усмиряя в себе гнев), то наделаешь бед/греха (= войдешь в грех).
Господь Бог говорит эти слова однозначно СОВЕСТЛИВОМУ, несправедливо обиженному, ЧЕЛОВЕКУ. Так как в отношении коварных и бессовестных двуногих, которые делают самые страшные и подлые мерзости с улыбкой на добрых, приподнятых лицах
(те же американцы и европейцы и их воспитанники, - стадо, над которыми поставлены править пшики) эти слова бессмыслены/нелогичны.
evangelie.ru/forum/t118720-8.html#post5165293
Господь подразумевает, что выражение лица свидетельствует о состоянии души.
Да, это так.
Грех уподобляется Господом зверю, лежащему у дверей сердца.
Грех חטאה, חטאת хатаа, хатат - женского рода!
(От глагола חטא хата́ прошибаться, промахиваться, оступаться.) Причастие же ровец
(лежащий), - в ином же прочтении глагол равац (
он лег), - мужского рода. Как впрочем и все в стихе местоименные суффиксы. Если бы Автор хотел подчеркнуть, запримеченное Вами обстоятельство, то он, говоря о грехе, скорей всего применил слово мужского рода חטא хет (Втор.15:9).
lingvoforum.net/index.php/topic,62685.msg1870171.html#msg1870171
Не грех уподобляется в стихе условному зверю! Но то, что лежит и покоится у входа греха:
войти/вводить/и даже так впасть
в грех и ходить в грехах, 4Цар.13:2.
(Обида вводит в грех, гнев вводит в грех; и т.д. Исх.23:33; 32:21; 3Цар.15:26; Еккл.5:5; и т.д. ) Отсюда образное
לפתח лепатах - о входе совестливого, чесного поначалу и безгрешного человека в иное состояние, которое накладет отпечаток на его дальнейшую жизнь и действия, чем были до этого. Тогда как мир уже грешен, ибо тот же брат Каина Пшик
/Гевель со "стадом его", судя по всему, грешат во всю. (На это косвенно указывает
минъха (дар-дань-приношение), принесенная Пшиком Господу Богу от тука
(Лев. 4:26, 32) также от первородных
(тот же пэсах) стада его. Надо полагать, что во "очищенье грехов".)
(В Рим.5:12 несколько другой контекст.)Обида на/в сердце, - это уже состояние сердца! И она входит сама в мир гневом
из сердца, и вводит человека в иное уже, грешное состояние.
Человек создан в двух началах - в высшем (связано с разумом) и низшем, природнем (биологически человек то же, что и животное.)} Обида (חָמָס хама́с, m. насилие, безчинство, несправедливость, обида) - здесь как условие для проявления зверя в человеческом сердце, - в разуме/мыслях, чувствах, - также в поступках и в прочих его свершениях.
Он стремится проникнуть в самое сердце того, кто не делает доброго, влечет его. Однако человеку нельзя поддаваться ему.
Зверь уже находится в человеке в силу его животней природы. Вопрос же в том, насколько он проявлен в делах и поступках человека. в его речах и поведении.
Но ты господствуй над ним, вразумляет Бог Канна.
Над гневом.
Каин, однако, не пожелал дать отпора греху. Здесь отражение вечной борьбы добра и зла. Всякий одержимый духом соперничества и завистью становится жертвой лукавого.
Это не к Каину.
4:8-16. Совершив убийство брата, Каин отвергает попытки Бога пробудить в нем чувство раскаяния и не выражает намерения принять на себя ответственность за содеянное.
13 ויאמר קין אל־יהוה
גדול עוני מנשא׃
И сказал Каин к Йагве,
Велика вина моя носить.
И т.д.
Божие наказание (грядущее бесплодие земли и предстоящие ему скитания, — слишком сурово в его глазах.
Да, это так.
12 כי תעבד את־האדמה לא־תסף תת־כחה לך נע ונד תהיה בארץ׃
ибо ты будешь возделывать адаму́́, и опять она не даст силы тебе, - скитающимся/шатающимся и сетующим станешь ты в стране.То есть земля уже проклята. (Ещё до Каина.) Миссия Каина, - трудясь на земле, облагораживать ее и человечество, делая его быт и жизнь более насыщенными и полноценными.
Если бы Каин был грешником по духу его, то земля, преполненная грехами, давала бы ему силу сторицей по наростающей. Но проклятая земля (т.е. оторванная от вечности сфера человеческой деятельности/почва) дает ему не силу, но
тернии и
волчцы*. Вот почему не Каин, но Пшик (и его приемники) делается лидером обществу, превращенном в послушное стадо.
-------------
* Быт.3:18, forum-istina.com/t2677p20-topic#57814 (см. комментарии)
Характерно, что убийца боятся, что с ним поступят так же, как он поступил со своим братом.
14
הן גרשת אתי היום מעל פני האדמה ומפניך אסתר והייתי נע ונד בארץ והיה כל־מצאי יהרגני׃
Вот, согнал ты меня сегодня с лица (= с поверхности) земли* и от лица твоего я буду прятаться, и буду шатающимся и сетующим на земле {в стране}, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
--------------
* О физической гибели или о небытии чего-либо в физическом плане, но не о истреблении навсегда.
(Рассмотрите в Танахе все стихи с фразой מעל פני האדמה с лица земли.) А, значит, Каину должно возрождаться на земле в лице потомков его и наследников духа его, - здесь таланты
(творить и возделывать адаму́; твердо устанавливать те или иные общества, традиции, ценности), характер и нравственность. Об этом Каин и говорит с духом Времени, - то бишь с богом Йагве.
В Быт.4:15, во фразе לכן כל־
הרג קין "за то всякому, убивающему каина" имя собственное в винительном падеже должно быть с предлогом את "эт". В противном случае имеем дело с именем нарицательным, - о тех, кто наделен духом Каина. (См. в начале постинга.) Хотя, возможно прочтение כל־
הרג קין в значении смиху́та, где причастие (subst.) - это убийца:
всякому убийце Каина.
Но милостивый Бог отметил его неким знамением, которое должно было удержать потенциального мстителя от возмездия. Что это был за знак, нигде не уточняется.
Я думаю, что это знак горячего, горящего на добрые свершения, сердца.
(Данко и ему подобные.)jesuschrist.ru/forum/showthreaded.php?Cat=&Board=&Number=991088
Бог, однако, обрек Каина на постоянные скитания. От лица Бога ему предстояло быть изгнанным, и пошел Каин и поселился в земле Нод (букв, значит "странствия"), на восток от Едема.
forum-istina.com/t2677p20-topic#57806
forum-istina.com/t2677p20-topic#57812
Несколько тем, которые прозвучат впоследствии в наставлениях Моисея, встречаем здесь:
1) Жертвы должны предлагаться Богу от сердца и с верою; лучшее из стада или от первых плодов следует приносить Ему.
2) Израильтяне несли ответственность за братьев своих — они должны были быть "сторожами" друг другу и не смели друг друга убивать.
3) Кровь, пролитая убийцей, оскверняет землю, она обвиняет и вопиет об отмщении.
4) Кровная месть отвергается Богом, Который позаботился о том, чтобы в будущем на земле Израиля были построены города-убежища, в которых преступник мог бы укрыться от мстителя. 5) Вина не должна была оставаться безнаказанной, и это легло в основу теократического управления Израилем.
6) Жизнь без Бога — это жизнь в постоянной опасности, вне действенной защиты, лишенная покоя.
7) Иногда старший брат отвергается ради младшего, вопреки принятому в обществе обычаю.
В Рассказе, Йагве Элогим - это дух времени.
evangelie.ru/forum/t130311-8.html#post4739722
К шестому пункту:
Вне и без времени физической жизни нет. Впрочем духовная жизнь без времени лишена роста и смысла, так же, как и усыхающее дерево, которое лишено листвы и зеленых побегов (то есть, возможности развиваться, расти).
Последний пункт - о пресечении традиции, что есть уже политика.
(Четвертый пункт в простом контексте согласуется с Рассказом лишь отчасти, в том смысле
что города-убежища в топографическом плане находятся на востоке от земли Израиля, за Иорданом.)