автор Sabbather Ср Июл 18, 2012 3:00 pm
Православные церковники
рассматривали протестантство как незаконное
уклонение от «истинной» церкви. Протестантство
они называли «еретическим», а его основателя
Лютера «слугой антихриста, самовольным
похитителем учительского права».
Враждебное отношение православной церкви к
протестантству хорошо выразил московский
патриарх Филарет, когда во время сватовства
Михаила Романова к племяннице шведского короля в
ответ на требование послов иметь в Москве свою
церковь ответил: «Костелы иных вер в Московском
государстве никогда не бывали и впредь то
статься не может, потому что то нашей вере
православной противно»4. Для борьбы с
проникновением в Московское государство
западных идей и просвещения архимандрит
московского Новоспасского монастыря Игнатий по
поручению патриарха Никона составил против
лютеран особое «Слово», в котором, разжигая
религиозную нетерпимость, называл
последователей Лютера «проклятыми еретиками и
развратителями», а лютеранские церкви —
«вертепами разбойничьими». Игнатий настаивал на
разрушении лютеранских церквей, а лютеран
предлагал изгнать из России5. Против
лютеран и катехизиса Лютера было направлено и
послание патриарха Адриана (1696 г.). В составленном
им «Православном исповедании веры» патриарх
обвинил иностранцев в том, что они, как волки в
овечьих шкурах, вошли в русскую землю и начали
тайком вносить свои обычаи и обряды. Подобно
другим представителям церкви Адриан старался
помешать проникновению в Россию западных идей,
сеял недоверие и неприязнь к вере иностранцев.
Примером для него было нетерпимое отношение
католиков к протестантам и протестантов к
католикам, а тех и других к православию.
Нетерпимость православного духовенства к
другим религиям не раз отмечали иностранцы,
посещавшие Московское государство. Вот что писал
в «Записках о Московии» немецкий дипломат и
путешественник С. Герберштейн: «Московиты
хвалятся, что они одни только христиане, а нас
осуждают как отступников от первобытной церкви и
ее установлений». Эту нетерпимость подметил и
иностранец Д. Флетчер в своем сочинении «О
государстве русском» (1591 г.).
Только в обстановке такой религиозной
нетерпимости могло возникнуть дело Квирина
Кульмана, закончившееся сожжением его как
еретика. Квирин Кульман родился в 1651 г. в
Бреславле и был последователем протестантского
мистического учения «башмачника» Бема и других
мистиков, казненных ранее в Саксонии, Венгрии и
Пресбурге за пропаганду учения, противного
господствующей лютеранской церкви. Кульман
отвергал светскую науку, всюду видел господство
антихристианского духа. В его произведениях, как
отметили московские переводчики, были «многие
еретические и богомерзкие дела», проклинался
римский папа и вся римская вера, содержались
«злоплевельные и бунтующие массы мысли».
Приняв учение своих учителей, Кульман, приехав
в Москву, стал распространять печатные листы, в
которых «содержались пророчества странные и
еретические». Доносы на Кульмана сделали
отличавшийся своей нетерпимостью московский
лютеранский пастор Иоахим Мейнека, а также
иезуиты, мстившие Кульману за раскрытие
политического заговора, в котором они
участвовали. Еретическим учением Кульмана
заинтересовался и патриарх Иоаким —
непримиримый противник проникновения в
Московское государство западноевропейских идей,
светских наук. По настоянию патриарха Кульман
был арестован вместе со своим горячим
сторонником купцом Кондратием Нордерманом.
Кульмана и Нордермана обвинили в том, что они
еретики и чернокнижники, а писания их «безумные,
злоплевельные и ложные, христианской вере
вредительные». Кульмана и Нордермана трижды
пытали, жгли клещами и дали каждому по 25 ударов
кнутом. Но пытки не сломили их мужества. Они
продолжали говорить, что в их учении нет ничего
противного православной вере и интересам
Московского государства. По настоянию патриарха
Кульмана и Нордермана как «ложных пророков», за
«богоотступничество и отрицание власти
государей» приговорили к казни. 4 октября 1689 г. их
доставили из тюрьмы, где они содержались, на
городскую площадь и сожгли в срубе. Вместе с ними
были сожжены и их «еретические и богомерзкие
хульные книги и письма». Вместе с Кульманом и
Нордерманом собирались еще сжечь живописца
Генина, но он, находясь в тюрьме и не видя для себя
избавления, повесился. После казни в Новгород и
Псков по настоянию патриарха Иоакима были
отправлены грамоты о задержке иноземцев,
желавших приехать в Москву, с тем, чтобы
недопустить проникновения иноземного влияния6.
Предав казни Кульмана и Нордермана, церковь и
государство тем самым пытались защитить
«чистоту» лютеранства, хотя с распространением
его они боролись всеми средствами, не исключая и
смертной казни. Так, в 1715 г. за переход из
православия в протестантство судили крестьянина
Унруда. Ему вырвали язык, затем отсекли руки, а
под конец голову. За оставление православия
судили в 1696 г. и Якова Янсена. Это был голландский
матрос, поступивший на русскую службу и
принявший православие. Во время первого
азовского похода Янсен перешел на сторону турок
и принял мусульманство. По требованию Петра
турецкие власти выдали перебежчика. Янсена
привезли в Москву скованным, с петлей на шее,
поставили под виселицей и сделали надпись: «Сей
злодей веру свою переменил четырежды, изменник
стал богу и человеком, католик сей стал
протестант, потом грек, а вконец магометанин».
Янсену изломали колесом руки и ноги, затем
отсекли голову и насадили ее на кол7.
Несмотря на разжигание ненависти к
иностранцам-иноверцам, многие москвичи пытались
завязать с ними дружеские отношения и перенять у
них практические знания. Интересна в этой связи
жалоба матери на сына Кондрата, с которой она
обратилась к московскому патриарху. Религиозная
женщина жаловалась на своего сына, что он, «забыв
страх божий, в церковь божью не ходит, отца
духовного не имеет, с иноземцами некрещенными
водится». Любознательного юношу по распоряжению
патриарха били батогами и сослали под начал в
московский Симонов монастырь8.
Непримиримо относилась православная церковь и
к католической религии, тем более что католицизм
вел воинствующую политику по отношению к
православию и даже лелеял планы обращения России
в католичество (разработанные папским
дипломатом Антонием Поссевиным). В западных
областях Белоруссии и Украины католическая
церковь учиняла свирепые гонения на
национальную культуру и православие,
захватывала православные церкви, устраивала
нападения на православные крестные ходы,
закрывала русские школы, организовывала
религиозные процессии, оскорблявшие религиозные
чувства православных. Широкое развитие получили
братства, которые вели шовинистическую
пропаганду.