О книгах Библии
Библия (от греческого «библиа» — «книги») - собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.
Все ли Библии одинаковы? И да, и нет. Разумеется, поскольку первоначально Библия была написана на древних языках - древнееврейском, арамейском и древнегреческом, то сегодня мы пользуемся переводами на современные языки. Естественно, абсолютно точного перевода сделать невозможно. По этой причине существует множество переводов, в том числе и на русский язык. Все эти переводы разнятся в деталях, стараясь наиболее точно передать смысл и текст оригинала, но в целом они соглашаются друг с другом.
В переводе с греческого слово "канон" значит правило, мерило. Оно происходит от семитического слова "кан`у", или "кан`е", означавшего трость, которой производили измерения. Каноном Библии называется сумма книг, которые Церковь признает священными, боговдохновенными.
Первая по времени создания часть Библии получила у христиан название "Ветхий Завет", вторая часть, прибавленная позднее христианами и признаваемая только ими, называется"Новый Завет".
Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета, ни Нового Завета, в принципе признаёт их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим - Авраам; Иусуф - Иосиф; Иса - Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с "Корана".
В древности Ветхий Завет делился на три основные части:
· Закон;
· Пророки;
· Писания.
по - еврейски:
· Тор`а,
· Нви`им
· Ктув`им
(откуда сокращенное название Ветхого Завета – Тан`ах). В русском синодальном переводе несколько иные (см. ниже) расположение книг и название разделов. Закон именуется Пятикнижием; раздел Пророков распадается на две части, первая из которых называется Историческими , а вторая – Пророческими книгами. Писания же принято называть Учительными книгами. Кроме того, в отличие от иудейских и протестантских изданий, в православных и католических помещают и книги неканонические.
Первая часть Библии - Ветхий Завет - содержит 39 канонических книг, написанных в разное время и разными мужами в промежутке от 1521 г. по 397 г. до Р. Хр. (другие данные - 12-2 вв. до. н.э.). Эти памятники древнееврейской литературы написаны на древнееврейском и отчасти арамейских языках.
Оригинальных манускриптов с текстами Ветхого Завета сравнительно немного. Ко времени до Р.Х. (II в.) относятся только рукопись Книги пророка Исайи, найденная в Кумране (у Мертвого моря) и фрагмент Второзакония.
Ветхий Завет делится на 3 больших цикла:
1. Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею;
2. Пророки - несколько древних хроник, а также пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам 8-5 вв. до н.э. (Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам"), а также книга Даниила (2 в. до н.э.);
3. Писания, или Агиографы, - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим или прозаическим жанрам.
"Пятикнижие" называется так потому, что разделено на пять книг. Название "Тор`а" означает учение, наставление (данное Богом). В еврейском тексте каждая из пяти книг в соответствии с древневосточным обычаем озаглавлена по первым ее словам. В греческом и русском переводах эти книги имеют следующие названия:
1. Бытие,
2. Исход,
3. Левит,
4. Числа,
5. Второзаконие.
Исторические книги. В иудейской традиции сборник Пророков делится на:
· Древних ( евр. Нвиим Ришоним) и
· Поздних (Нвиим Ахароним).
В греческом, православном делении Древние пророки:
1. Кн . Иисуса Навина,
2. Кн. Судей,
3. Кн. Царств
(или, по евр. названию, книги Самуила и Царств), – называются Историческими книгами. В них повествуется о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами и завоевателями – кочевниками и филистимлянами, о периодах племенного союза, правления судей и установления монархии. Этот цикл книг заканчивается событиями V I века до Р.Х. Отнесение этого сборника к Пророческим книгам не случайно. Его авторы и составители не стремились только объективно излагать историю, и, подобно пророкам, увещевали, наставляли и учили народ, используя примеры прошлого. Основная мысль Исторических книг: исполнение грозных пророчеств Завета. Если люди недостойны благоволения Божия, они остаются беззащитными перед лицом внутренних и внешних невзгод.
Пророческие книги. Вторая часть Пророков – собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Израилю и миру через боговдохновенных мужей – пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части:
· Великие пророки;
· 12 Малых пророков.
Названия разделов связаны с объемом книг.
Великие пророки :
1. Исайя,
2. Иеремия,
3. Иезекииль.
В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям.
Малые пророки :
1. Осия,
2. Иоиль,
3. Амос,
4. Авдий,
5. Иона,
6. Михей,
7. Наум,
8. Аввакум,
9. Софония,
10. Аггей,
11. Захария,
12. Малахия.
Книга Плач Иеремии в еврейской Библии относится к Учительным, а в русской Библии – к Пророческим книгам. Книги Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфири в еврейской Библии отнесены к Учительным книгам, а в русской – к Историческим.
Учительные книги (евр. Ктув`им – Писания) включают в себя:
1. Кн. Иова,
2. Псалтирь,
3. Притчи,
4. Екклезиаст,
5. Песнь Песней.
Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов. Их цель – показать, что есть один путь истинной жизни – "хождение перед лицом Божьим".
Неканонические книги (у католиков называемые второканоническими), включенные в русскую Библию:
I. Исторические: 1) 2- я кн. Ездры, 2) 1-3- я Маккавейские.
II. Пророческие: 1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3- я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.
III. Учительные: 1) Кн. Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломонова, 4) Кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова.
У протестантов неканонические книги называется апокрифическими.
История ветхозаветного канона. Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4 Цар 22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля.
В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божья.
Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир 44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и "остальных книгах" (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).
В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Ктувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги (в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну.
Таким образом считается, что Ветхий завет канонизирован в 1 в. н.э.
Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические.
В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: "Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев". То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово I V ,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, V III,6) и другие. Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.
Неканонические книги и апокрифы. Между тем в традиции иудеев диаспоры (рассеяния), то есть живших за пределами Палестины, объем библейских книг оказался значительно большим. Ко времени Р.Х. эти дополнительные книги существовали уже только в греческом переводе, а часть их (напр., Кн. Премудрости) была и написана по - гречески. Эти книги не вошли в Ямнийский канон (см . выше перечень неканонических книг), т ак как общины диаспоры постепенно подчинились Ямнийскому совету.
Поскольку христианская Церковь существовала еще до составления Ямнийского канона, она свободно пользовалась и неканоническими писаниями. Эти писания рассматривались св. Отцами как "полезные и благотворные" (свт. Епифаний), как "читаемые для назидания" (свт. Афанасий). Впрочем, западные христиане, под влиянием бл. Августина, придавали неканоническим книгам большее значение, чем на Востоке, и называли их второканоническими. Это отразилось в решениях Африканских соборов: Гиппонского (393), двух Карфагенских (397, 419), а впоследствии – Тридентского Собора Римско - Католической церкви (1516).
Православная (и католическая) традиция называет апокрифами писания позднего времени, возникшие между II веком до Р.Х. и I веком по Р.Х.:
1. 4-я Кн. Маккавейская,
2. Кн. Еноха,
3. Кн. Юбилеев,
4. Псалмы Соломона,
5. Вознесение Моисея,
6. Апокалипсис Варуха,
7. часть пророчеств Сивиллы,
8. Завет XII патриархов,
9. новонайденные произведения Кумранской литературы.
Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения.
Имеются исторические данные, позволяющие заключить, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино богодухновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Хр.
В феврале 1944 года в Св. Сергиевской Духовной Академии (Париж) проф. А. В. Карташев (1875-1960) произнес актовую речь, в которой призвал принять следующие выводы ветхозаветной науки:
1. Пятикнижие создавалось не одним Моисеем, а было дополнено боговдохновенными книжниками на основе Моисеева Предания
2. Исторические книги Ветхого Завета были написаны в эпоху Плена на основе более ранних источников.
3. Книга пророка Исайи есть антология произведений целой школы, восходящей к самому прор. Исайе. Им написана только одна часть книги, остальные – принадлежат его последователям.
4. Псалтирь создавалась на протяжении времени от Давида до начала эпохи Второго Храма.
5. Кн. Притчей лишь в своей основе восходит к эпохе Соломона, а полностью сложилась в период Второго Храма.
6. Книги Екклезиаста, Иова, Даниила принадлежат к послепленной эпохе.
Эти выводы еще нельзя считать окончательными, но сегодня они приняты подавляющим большинством библеистов всех конфессий. Они нуждаются в серьезном изучении с православной стороны.
Вторая часть Священных Писаний - Новый Завет - состоит из 27 канонических книг, написанных в период 57 - 96 г. по Р. Хр. (другие данные: 2-я половина 1-го - начало 2-го вв. н.э) учениками и апостолами Иисуса Христа. Эти книги написаны в основном на греческом языке.
Ветхий Завет состоит из:
· 4 Евангелий («евангелие» - «благая весть») о жизни и учении Иисуса Христа (Марка, Матфея, Луки, Иоанна);
· Деяний Апостолов;
· Посланий Апостолов (всего 21);
· Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсиса.
Новый Завет канонизирован в конце 2 в. (в основном), окончательно в начале 5 в.
Кроме канонических книг имеются еще и, так называемые, апокрифические добавления, их - 14. Они не вошли в канон, так как среди манускриптов Ветхого Завета, написанных на иврите (древнееврейском языке) их не нашли. Это большей частью предания, изложенные на древнегреческом языке. Греческое слово 'апокриф' означает 'скрытый', в противовес слову 'канон' - 'отвес, мерило'. ...
Книги Библии делятся на главы, а главы - на стихи. Принятое ныне деление было введено Кентерберийским епископом Стефаном Лангтоном (умер в 1228 г.). В 1214 г. он разделил на главы текст латинской Вульгаты (латинский перевод Библии), и это деление было перенесено в еврейский и греческий тексты.
Стихи были пронумерованы вначале Сантесом Панино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. - Робером Этьеном (Стефанусом)."
Таким образом, каноническая Библия насчитывает 66 книг - 39 в Ветхом Завете и 27 в Новом Завете. Но в некоторых изданиях содержатся дополнительные апокрифические книги Ветхото Завета. У Иудеев принято считать, что Ветхий Завет состоит из 22 или 24 книг, но это - те же 39 канонических книг, но некоторые из них объединены вместе.
Что же касается Нового Завета, то во всяком издании мы находим только 27 канонических книг.
Библия (от греческого «библиа» — «книги») - собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.
Все ли Библии одинаковы? И да, и нет. Разумеется, поскольку первоначально Библия была написана на древних языках - древнееврейском, арамейском и древнегреческом, то сегодня мы пользуемся переводами на современные языки. Естественно, абсолютно точного перевода сделать невозможно. По этой причине существует множество переводов, в том числе и на русский язык. Все эти переводы разнятся в деталях, стараясь наиболее точно передать смысл и текст оригинала, но в целом они соглашаются друг с другом.
В переводе с греческого слово "канон" значит правило, мерило. Оно происходит от семитического слова "кан`у", или "кан`е", означавшего трость, которой производили измерения. Каноном Библии называется сумма книг, которые Церковь признает священными, боговдохновенными.
Первая по времени создания часть Библии получила у христиан название "Ветхий Завет", вторая часть, прибавленная позднее христианами и признаваемая только ими, называется"Новый Завет".
Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета, ни Нового Завета, в принципе признаёт их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим - Авраам; Иусуф - Иосиф; Иса - Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с "Корана".
В древности Ветхий Завет делился на три основные части:
· Закон;
· Пророки;
· Писания.
по - еврейски:
· Тор`а,
· Нви`им
· Ктув`им
(откуда сокращенное название Ветхого Завета – Тан`ах). В русском синодальном переводе несколько иные (см. ниже) расположение книг и название разделов. Закон именуется Пятикнижием; раздел Пророков распадается на две части, первая из которых называется Историческими , а вторая – Пророческими книгами. Писания же принято называть Учительными книгами. Кроме того, в отличие от иудейских и протестантских изданий, в православных и католических помещают и книги неканонические.
Первая часть Библии - Ветхий Завет - содержит 39 канонических книг, написанных в разное время и разными мужами в промежутке от 1521 г. по 397 г. до Р. Хр. (другие данные - 12-2 вв. до. н.э.). Эти памятники древнееврейской литературы написаны на древнееврейском и отчасти арамейских языках.
Оригинальных манускриптов с текстами Ветхого Завета сравнительно немного. Ко времени до Р.Х. (II в.) относятся только рукопись Книги пророка Исайи, найденная в Кумране (у Мертвого моря) и фрагмент Второзакония.
Ветхий Завет делится на 3 больших цикла:
1. Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею;
2. Пророки - несколько древних хроник, а также пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам 8-5 вв. до н.э. (Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам"), а также книга Даниила (2 в. до н.э.);
3. Писания, или Агиографы, - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим или прозаическим жанрам.
"Пятикнижие" называется так потому, что разделено на пять книг. Название "Тор`а" означает учение, наставление (данное Богом). В еврейском тексте каждая из пяти книг в соответствии с древневосточным обычаем озаглавлена по первым ее словам. В греческом и русском переводах эти книги имеют следующие названия:
1. Бытие,
2. Исход,
3. Левит,
4. Числа,
5. Второзаконие.
Исторические книги. В иудейской традиции сборник Пророков делится на:
· Древних ( евр. Нвиим Ришоним) и
· Поздних (Нвиим Ахароним).
В греческом, православном делении Древние пророки:
1. Кн . Иисуса Навина,
2. Кн. Судей,
3. Кн. Царств
(или, по евр. названию, книги Самуила и Царств), – называются Историческими книгами. В них повествуется о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами и завоевателями – кочевниками и филистимлянами, о периодах племенного союза, правления судей и установления монархии. Этот цикл книг заканчивается событиями V I века до Р.Х. Отнесение этого сборника к Пророческим книгам не случайно. Его авторы и составители не стремились только объективно излагать историю, и, подобно пророкам, увещевали, наставляли и учили народ, используя примеры прошлого. Основная мысль Исторических книг: исполнение грозных пророчеств Завета. Если люди недостойны благоволения Божия, они остаются беззащитными перед лицом внутренних и внешних невзгод.
Пророческие книги. Вторая часть Пророков – собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Израилю и миру через боговдохновенных мужей – пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части:
· Великие пророки;
· 12 Малых пророков.
Названия разделов связаны с объемом книг.
Великие пророки :
1. Исайя,
2. Иеремия,
3. Иезекииль.
В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям.
Малые пророки :
1. Осия,
2. Иоиль,
3. Амос,
4. Авдий,
5. Иона,
6. Михей,
7. Наум,
8. Аввакум,
9. Софония,
10. Аггей,
11. Захария,
12. Малахия.
Книга Плач Иеремии в еврейской Библии относится к Учительным, а в русской Библии – к Пророческим книгам. Книги Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфири в еврейской Библии отнесены к Учительным книгам, а в русской – к Историческим.
Учительные книги (евр. Ктув`им – Писания) включают в себя:
1. Кн. Иова,
2. Псалтирь,
3. Притчи,
4. Екклезиаст,
5. Песнь Песней.
Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов. Их цель – показать, что есть один путь истинной жизни – "хождение перед лицом Божьим".
Неканонические книги (у католиков называемые второканоническими), включенные в русскую Библию:
I. Исторические: 1) 2- я кн. Ездры, 2) 1-3- я Маккавейские.
II. Пророческие: 1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3- я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.
III. Учительные: 1) Кн. Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломонова, 4) Кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова.
У протестантов неканонические книги называется апокрифическими.
История ветхозаветного канона. Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4 Цар 22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля.
В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божья.
Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир 44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и "остальных книгах" (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).
В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Ктувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги (в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну.
Таким образом считается, что Ветхий завет канонизирован в 1 в. н.э.
Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические.
В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: "Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев". То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово I V ,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, V III,6) и другие. Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.
Неканонические книги и апокрифы. Между тем в традиции иудеев диаспоры (рассеяния), то есть живших за пределами Палестины, объем библейских книг оказался значительно большим. Ко времени Р.Х. эти дополнительные книги существовали уже только в греческом переводе, а часть их (напр., Кн. Премудрости) была и написана по - гречески. Эти книги не вошли в Ямнийский канон (см . выше перечень неканонических книг), т ак как общины диаспоры постепенно подчинились Ямнийскому совету.
Поскольку христианская Церковь существовала еще до составления Ямнийского канона, она свободно пользовалась и неканоническими писаниями. Эти писания рассматривались св. Отцами как "полезные и благотворные" (свт. Епифаний), как "читаемые для назидания" (свт. Афанасий). Впрочем, западные христиане, под влиянием бл. Августина, придавали неканоническим книгам большее значение, чем на Востоке, и называли их второканоническими. Это отразилось в решениях Африканских соборов: Гиппонского (393), двух Карфагенских (397, 419), а впоследствии – Тридентского Собора Римско - Католической церкви (1516).
Православная (и католическая) традиция называет апокрифами писания позднего времени, возникшие между II веком до Р.Х. и I веком по Р.Х.:
1. 4-я Кн. Маккавейская,
2. Кн. Еноха,
3. Кн. Юбилеев,
4. Псалмы Соломона,
5. Вознесение Моисея,
6. Апокалипсис Варуха,
7. часть пророчеств Сивиллы,
8. Завет XII патриархов,
9. новонайденные произведения Кумранской литературы.
Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения.
Имеются исторические данные, позволяющие заключить, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино богодухновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Хр.
В феврале 1944 года в Св. Сергиевской Духовной Академии (Париж) проф. А. В. Карташев (1875-1960) произнес актовую речь, в которой призвал принять следующие выводы ветхозаветной науки:
1. Пятикнижие создавалось не одним Моисеем, а было дополнено боговдохновенными книжниками на основе Моисеева Предания
2. Исторические книги Ветхого Завета были написаны в эпоху Плена на основе более ранних источников.
3. Книга пророка Исайи есть антология произведений целой школы, восходящей к самому прор. Исайе. Им написана только одна часть книги, остальные – принадлежат его последователям.
4. Псалтирь создавалась на протяжении времени от Давида до начала эпохи Второго Храма.
5. Кн. Притчей лишь в своей основе восходит к эпохе Соломона, а полностью сложилась в период Второго Храма.
6. Книги Екклезиаста, Иова, Даниила принадлежат к послепленной эпохе.
Эти выводы еще нельзя считать окончательными, но сегодня они приняты подавляющим большинством библеистов всех конфессий. Они нуждаются в серьезном изучении с православной стороны.
Вторая часть Священных Писаний - Новый Завет - состоит из 27 канонических книг, написанных в период 57 - 96 г. по Р. Хр. (другие данные: 2-я половина 1-го - начало 2-го вв. н.э) учениками и апостолами Иисуса Христа. Эти книги написаны в основном на греческом языке.
Ветхий Завет состоит из:
· 4 Евангелий («евангелие» - «благая весть») о жизни и учении Иисуса Христа (Марка, Матфея, Луки, Иоанна);
· Деяний Апостолов;
· Посланий Апостолов (всего 21);
· Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсиса.
Новый Завет канонизирован в конце 2 в. (в основном), окончательно в начале 5 в.
Кроме канонических книг имеются еще и, так называемые, апокрифические добавления, их - 14. Они не вошли в канон, так как среди манускриптов Ветхого Завета, написанных на иврите (древнееврейском языке) их не нашли. Это большей частью предания, изложенные на древнегреческом языке. Греческое слово 'апокриф' означает 'скрытый', в противовес слову 'канон' - 'отвес, мерило'. ...
Книги Библии делятся на главы, а главы - на стихи. Принятое ныне деление было введено Кентерберийским епископом Стефаном Лангтоном (умер в 1228 г.). В 1214 г. он разделил на главы текст латинской Вульгаты (латинский перевод Библии), и это деление было перенесено в еврейский и греческий тексты.
Стихи были пронумерованы вначале Сантесом Панино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. - Робером Этьеном (Стефанусом)."
Таким образом, каноническая Библия насчитывает 66 книг - 39 в Ветхом Завете и 27 в Новом Завете. Но в некоторых изданиях содержатся дополнительные апокрифические книги Ветхото Завета. У Иудеев принято считать, что Ветхий Завет состоит из 22 или 24 книг, но это - те же 39 канонических книг, но некоторые из них объединены вместе.
Что же касается Нового Завета, то во всяком издании мы находим только 27 канонических книг.