Есть в Библии противоречие? Отвечает благословенный брат Николай. Он: "Всё сказанное является частным мнением и НЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ. Оспаривание допустимо"
Противоречие № 1:
Кто настроил Давида против Израиля?
Бог (2-я Царств 24:1)
Сатана (1-я Паралипоменон 21:1)
На Давида обрушился гнев Бога, в результате которого Господь ПОПУСТИЛ сатане возбудить Давида на перепись.
Ведь сатана не может сделать ничего, если Господь не допустит.
Книга Иова:
«И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей».
«И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
Книги Царей и Паралипоменон писали разные люди и в разное время. Каждый со своим взглядом и подробностями на одно и то же событие.
Искажения смысла произошедшего в Израиле нет. Противоречие отсутствует.
Противоречиея№ 2 и № 3:
Сколько мужей было найдено в Израиле, способных к войне?
Прежде всего отметим, что в то время ИЗРАИЛЬ (12 колен!) был ЕДИНЫМ. РАЗДЕЛЕНИЯ на Израиль и Иудею НЕ БЫЛО.
Итак, Книга Царей:
«Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.»
ВСЕХ Израильтян (вместе с Иудеянами!) было (согласно этому летописцу) 800 тыс., а ИЗ НИХ — 500 тыс. Иудеян.
Заметьте — способных к войне.
Теперь Паралипоменон:
«…и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев — четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч.»
Здесь информация более точная: Весь Израиль — миллион человек, из них среди Израильтян, как таковых, всего 100 тыс., обнажающих меч, а вот Иудеян — 470 тыс.!
Заметьте — обнажающих меч, т.е. по сути стоящих по ружьём и готовых в любой момент без долгих сборов пойти в битву!
Теперь совместим информацию и начнём с Иудеян:
500 тыс. способных к войне, из которых 470 тыс. обнажающих меч.
300 тыс. Израильтян, способных к войне, из которых только 100 тыс. обнажающих меч.
Перевес в обоих описаниях, как видим, на стороне Иудеян…
Разночтение остаётся только в одном месте: 800 тыс. и 1000 тыс. куда делись ещё 200 тыс.? Ответ в Паралипоменон:
«А левитов и Вениаминян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву.»
Не исчислялись сыны Левия и Вениамина, ибо священники в войнах не участвовали. Они-то и дополняют недостающие 200 тыс.
Остаётся только добавить, что цифры, как ни крути, даны округлённо.
А гнев Бога обрушился на царя по двум причинам.
Бог — СЕРДЦЕВЕДЕЦ.
Он видел, ЧТО мучило Давида и это ЧТО-ТО было мерзостью пред Богом, ибо говорило о том, сердце Давида не полностью принадлежит Господу.
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. 2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
Теперь подробнее:
Давид решил сосчитать мужиков, способных к войне. Но возникает вопрос — к КАКОЙ войне? В общем-то всем существовавшим врагам он УЖЕ навалял по первое число!
Да и ЗАЧЕМ такая армия в — миллион штыков?! Это много даже по нынешним временам. Но счетная комиссия генералов очень любопытно подала цифры: Израиль и Иудея. Но ведь тогда НЕ БЫЛО РАЗДЕЛЕНИЯ на Израиль и Иудею! Это произошло позже.
СЧЁТ ИМЕЛ ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКУ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ.
Это значит, что неспокойно было на душе у Давида.
В данном случае поступок Давида был актом недоверия Богу — он проверял свои тылы. При том что ранее побеждал с одной лишь палкой в руке.
И он добавляет грех ко греху! Ведёт счёт НЕ ПО ЗАКОНУ: без полусиклей за душу!..
Исход, гл. 30:
11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их,
13 всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;
14 всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;
15 богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;
16 и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.
Об этом же говорит тот факт, что в результате переписи было заложено начало Храма, подушного налога собрано НЕ БЫЛО!
А ведь у Храма, кроме его основной задачи по принесению жертв, была еще важнейшая задача: объединение 12 колен в то, что называется ИЗРАИЛЬ (ам Исраэль).
Вывод: тогда как Бог стремился объединить Израильские «колена», Давид и многие из народа Израильского помышляли о гражданской войне…
Противоречие № 4: Сколькими годами голода пророк угрожал Давиду?
7 (2-я Царств 24:13)
3 (1-я Паралипоменон 21:12)
Объяснение здесь:
2-я Царств 21:
Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян.
В момент переписи и сопутствующих событий Израиль уже имел три года голода и находился в четвертом. Добавляем еще дополнительных три, предложенных прозорливцем в 1-й Паралипоменон 21:12, и получаем семь, на которые и ссылается 2-я Царств 24:13.
Заметки на полях.
Хотя Книги Царств и Паралипоменон писались в разное время, они, несмотря на различие источников, краткость и местами отрывочность сказаний, не являются соединением непримиримых и несоглашенных между собой повествований. Он в полноте проникнуты единством духа и направления описываемых событий.
Первые две Книги Царств написаны несколькими авторами, которые находились ещё в среде своего народа и страны, тогда, как 3 и 4 Книги и Книги Паралипоменон писались уже во времена пленения Израиля. Это видно по методу исчисления, округлениям данных в исчислениях и некоторым сокращениям (опусканием определений), в повествованиях.
В книгах же Паралипоменон деньги и измерения исчисляются по персидскому (более точному, как мы это увидим ниже, и скрупулёзному) счету. Видно, что книги были писаны во время Персидского господства и авторы их имели доступ к официальным летописям Израиля. Книги эти оканчиваются тем, чем начинаются Кн. Ездры.
Противоречие № 5: Как долго царствовал Иехония в Иерусалиме?
3 месяца (4-я Царств 24:8)
3 месяца и 10 дней (2-я Паралипоменон 36:9)
Здесь видно лишь то, что Иеремия (или один из его приближённых) не задавался целью офицально документировать время царствования царя, делающего неугодное Богу. Его цель иная, нежели у Ездры, который более точен в исчислении времени царствования Иехонии, вплоть до декады, ибо его-то цель — составление официальной Хроники Царств.
На противоречием неупомянутые лишние десять дней вряд ли тянут.
Противоречие № 6: Сколько всадников захватил Давид у Адраазара, царя Сувского?
1700 (2-я Царств 8:4)
7000 (1-я Паралипоменон 18:4)
Если учесть, что в неофициальных летописях применялся счёт не только единицами, но и «десятками», то число 700 захваченных объяснимо. Были пленены 700 десятоначальников со своими подчинёнными, что составит 7000 человек, указанных (без израильского счёта) в Паралипоменон, где Ездра считает по-персидски, без сокращений.
Исх.18:21 ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;
Втор.1:15 И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.
Но остаётся невнятным слово «тысячу». Если сопоставить с Ездрой, который пишет о «тысяче колесниц», то можно отнести «тысячу» из Царств к «колесницам», опущенным при описании события.
Есть и ещё версия:
Давид захватил 7000 всадников, но оставил для себя 1700 всадников, остальных тут же оставил как охранное войско в Сирии (1-я Пар.18:6)
Ну, это лишь версия…
Противоречие № 7: Сколько стойл для коней было у Соломона?
40 000 (3-я Царств 4:26)
4000 (2-я Паралипоменон 9:25
Автор Книги Царств говорит:
И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы.
А в Паралипоменон говорится:
И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней и колесниц и двенадцать тысяч всадников
Очевидно, что ОБЩЕЕ количество стойл [b]ДЛЯ КОНЕЙ КОЛЕСНИЧНЫХ (не конница!) было 40 тыс., тогда, как стойл-КОМПЛЕКСОВ, рассчитанных на размещение 1-й КОЛЕСНИЦЫ И НЕСКОЛЬКИХ КОНЕЙ, было 4 тыс. Т.е. одна колесница, плюс десять стойл: по пять с обеих сторон. Итого получаем 40 тыс.
Такое расположение «колесничных комплексов» позволяло запрягать «танк» сразу нескольким возницам по обе стороны колесницы.